Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа специального курса «Практическая грамматика английского языка»

Дата публикации: 2020-06-10 10:12:36
Статью разместил(а):
Тихомирова Инна Владимировна

Программа специального курса «Практическая грамматика английского языка» для учащихся 8 классов

Автор: Тихомирова Инна Владимировна

МАОУ «Гимназия № 87», г. Саратов

 

1. Пояснительная записка.

В наше время, когда общество становится открытым и активно развиваются международные связи, у значительной части населения возникает практический интерес к овладению иностранным языком, в первую очередь английским.

Необходимость создания курса «Практическая грамматика английского языка» обусловлена стремлением систематизировать и расширить знания школьников по грамматике. В современном обществе востребованы глубокие знания английского языка в области перевода, устной и письменной речи, что делает проблему изучения грамматического строя языка все более актуальной и насущной. Данный курс призван развивать и совершенствовать речемыслительную активность учащихся, мотивированность и самостоятельность их высказываний, и поэтому соответствует существующему социальному заказу.

Курс «Практическая грамматика английского языка» адресован учащимся 8х классов и рассчитан на 2 часа в неделю. На индивидуальные консультации (для решения затруднений отдельных учащихся) выделяется 1 час в неделю. Предполагается, что по окончании курса учащиеся будут способны переносить теоретические знания в области грамматики английского языка на практику, т. е. выполнять различные грамматические тесты, грамотно переводить тексты различной тематики, грамотно излагать мысли и обмениваться информацией в связи с ситуацией.

Курс является результатом переработки ряда учебных пособий применительно к условиям обучения в средней общеобразовательной школе с учётом возрастных особенностей учащихся.

Особенности и новизна подхода данной программы состоит:

·  в использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий;

· в создании доброжелательной атмосферы с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика в классе;

· в создании для слабых учащихся ситуации успеха посредством вовлечения их в работу по мере их способностей, навыков и умений;

· в построении системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать выводы, проводить необходимый анализ изученного;

· в развитии умения соотносить теоретические знания с практикой;

· во взаимодействии учителя и учащихся на основе сотрудничества и взаимопомощи;

· в создании условий для самореализации личности ученика. 

2. Условия реализации образовательной программы.

Основными условиями для реализации данной программы являются:

· Наличие учеников, проявляющих интерес к изучению английского языка и желающих повысить уровень владения им;

· Наличие учителей, владеющих современной методикой преподавания английского языка, глубокими знаниями в области грамматики английского и русского языка;

· Техническая оснащённость кабинета;

· Образовательный запрос (опрос родителей, анализ анкетирования учащихся).

Программ основывается на УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой к учебнику английского языка для 8класса и А. П. Соколенко «Краткая практическая грамматика в таблицах».

Курс рассчитан на один год 2 часа в неделю. 1 час в неделю отводится на индивидуальные консультации.

Форма подведения итогов – выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ и ОГЭ.

3. Цели и задачи программы.

Основной целью программы является осуществление помощи учащимся в овладении, как навыками перевода, так и навыками устной и письменной речи, развитие у школьников способностей использовать английский язык в диалоге культур современного мира.

Основными задачами программы являются:

Образовательные:

·         Помочь учащимся восстановить и систематизировать знания по грамматике английского языка;

·         Формировать навыки письменной речи;

·         Развивать навыки грамотного перевода;

·         Сформировать у учащихся умения переносить теоретические знания в области грамматики на практику;

·         Вырабатывать умения правильно и грамотно выполнять различные тесты.

Развивающие:

·         Развивать речемыслительные способности учащихся;

·         Учить устанавливать логические связи в грамматических явлениях английского языка;

·         Вырабатывать умения правильно и грамотно выполнять различные тесты.

Воспитательные:

·         Выявлять склонности и способности учащихся к предмету ИЯ.

·         Воспитывать чувство ответственности и трудолюбия;

·         Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь и сотрудничество.

4. Основные принципы построения курса.

Курс « Практическая грамматика английского языка» разработан на основе системного подхода к обучению на иностранном языке, который призван способствовать повышению эффективности процесса обучения иностранному языку. При этом общение понимается как духовное и творческое развитие личности в процессе практического овладения средством общения – иностранный язык.

При создании курса учитывались дидактические принципы построения программы:

· принцип коммуникативно-ориентированной направленности реализуется посредством создания коммуникативных ситуаций, мотивирующих речь учащихся;

· принцип интеграции является основополагающим, т.к. курс грамматики максимально опирается в изложении грамматических явлений на знания учащихся в области русского языка, отступая от этого правила только тогда, когда этого требует специфика английского языка;

· принцип воспитывающего обучения обеспечивается содержанием формул речевого этикета, коммуникативных ситуаций;

·  принцип сознательности осуществляется подбором заданий и ситуаций проблемного характера, выполнение которых требует от учащихся осознанной речемыслительной деятельности;

· принцип активности реализуется использованием различных режимов работы, заданий для самостоятельной работы, которая активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным; мотивированность посредством ситуаций так же активизирует деятельность школьников;

· принцип наглядности осуществляется использованием таблиц, карточек, картинок, видеоматериалов;

· принцип отбора содержания осуществляется соответственно целям курса «Практическая грамматика английского языка».

5. Содержание курса.

Содержательная сторона курса представлена следующими компонентами: теоретические знания по предмету, практические знания, умения и общеучебные навыки.

Содержание

Кол. час. 

1

Simple tenses  

2

2

Types of questions  

2

3

Continuous tenses  

2

4

Complex object. Phrasal verbs: to look, to take, to give, to make

2

5

The noun. Classification. Plural forms. The article (General rules)

2

6 

Construction to be+Adj /to get + adj

1

7 

The Present Perfect tense. The Past Perfect tense.

2

8

Indirect speech  

2

9

Word building (Suffixes and prefixes)

2

10

The Future Perfect tense

1

11

Definite and indefinite articles  

1

12

The Indefinite article. Articles with the names – school, college, hospital, bed

1

13

Articles with the names of seasons, parts of the day

2 

14

Degrees of Comparison  

2

15

The Present Perfect Continuous tense

1

16

The Past Perfect Continuous tense

1

17

Definite and indefinite articles  

1

18

Tenses and forms to describe future

2

19

Future Perfect Continuous

2

20

Collective nouns. Countable and uncountable nouns

2

21

Articles with the names of meals

2

22

Object clauses

2

23

Indefinite forms of the Passive Voice

2

24

Model verbs with Passive constructions

2

25

Continuous and Perfect forms of the Passive Voice

2

26

Passive Voice with verbs that have two objects

2

27

Verbs with prepositions in the Passive Voice

2

28

Articles with the names of seasons, parts of the day

2 

29

Clauses of time and condition

2

30

Conditionals 1,2

2

31

Conditionals I wish

1

32

Word combinations with make and do

1

33

Final Tests

1

6. Формы и методы проведения занятий.

· Словесные методы обучения: устное изложение теоретического материала, беседа, сравнительный анализ.

· Наглядные методы обучения: использование таблиц, схем, иллюстраций, видеоматериалов, грамматических справочников.

· Практические методы обучения: выполнение тестов в области аудирования, чтения, говорения и письма.

· Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 

1. Объяснительно-иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

2. Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения - участие детей в коллективном поиске.

4. Исследовательские методы обучения – овладение формами самостоятельной творческой работы.

Формы организации деятельности учащихся на занятии. 

·         Групповая.

·         Индивидуальная.

·         Индивидуально-групповая.

·         Парная.

Формы проведения занятий.

·         Лекция.

·         Консультация.

·         Семинар.

·         Ролевая игра.

·         Тестирование.

·         Мини олимпиада.

7. Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения учащиеся должны:

Знать:

Уметь:

1. Грамматические правила.

2. Активной лексики-100 слов.

3. Пассивной лексики-70 слов.

4. Овладеть грамотной устной и письменной речью соответственно программным требованиям.

В области чтения:

1. Распознавать грамматические явления, читать несложные оригинальные тексты.

2. В области аудирования:

узнавать образы изученных языковых явлений.

3. В устной речи: овладеть основами грамотной устной речи.

4. В области письма: уметь написать личное письмо.

5. Кроме того: уметь пользоваться грамматическими схемами и таблицами, грамматическими справочниками и выполнять разнообразные тесты.  

 

8. Методические рекомендации.

Содержание курса « Практическая грамматика английского языка» направлена на то, чтобы дать учащимся возможность закрепить, обобщить и систематизировать приобретённые ранее знания, умения и навыки в области применения теоретических знаний по грамматике на практике в устной и письменной форме. Кроме того данный курс призван дать учащимся дополнительные знания относительно грамматических явлений, рассматриваемых в данном курсе, т.к. предполагает более подробный анализ грамматических явлений и ситуаций, когда грамматические явления видоизменяются и приобретают характерные изменения по сравнению с общими правилами.

Познавательный аспект обучения представлен наличием материала по английской грамматике, который ранее не рассматривался или рассматривался не так детально, т.к. ставит своей целью добиваться от учащихся осмысленного анализа строя языка объяснение и обсуждение особенностей грамматики английского языка ведётся на родном языке и строится на сравнении с подобными явлениями в русском языке. Сравнение в данном случае даёт возможность осознанно использовать грамматические явления при оформлении собственных мыслей на иностранном языке в устном и письменном виде. Сравнение также стимулирует стремление постоянно увеличивать и углублять объём знаний в области грамматики английского и родного языка. Познавательный аспект способствует созданию мотивации.

Каждый урок курса является информативным и познавательным. Интеллектуальная загруженность и информативная насыщенность обеспечивает развивающий аспект обучения. В курсе «Практическая грамматика английского языка» содержится материал, требующий механического запоминания, но знание этого материала даёт учащимся возможность добиваться высоких результатов в оформлении творческих заданий на английском языке в письменном и устном виде. Уроки данного курса дают пищу для развития ума в плане осознания грамматических особенностей родного и иностранного языка.

Развивающее обучение достигается за счёт вовлечения школьников в учебную деятельность. В каждом уроке содержатся специальные упражнения, тесты и задания, в которых осуществляется перенос усвоенного грамматического материала на практику. Данный курс даёт возможность для развития языковых навыков, особенно для развития языковой догадки и способности к самостоятельному выделению грамматических правил. Благоприятный психологический климат и адекватное поведение учителя как речевого партнёра и помощника способствуют раскрытию резервов развивающего обучения.

Материал данного курса даёт возможность для реализации воспитательного аспекта на уроках: воспитание положительного отношения к школе, воспитание потребности в интеллектуальном труде, привитие интереса к труду, воспитание чувства товарищества и личной ответственности, воспитание чувства собственного достоинства, воспитание чувства патриотизма, желания достойно представить свою страну.

Учебный аспект обучения данного курса включает в себя систематизацию грамматического материала, усвоенного в ходе изучения английского языка в предыдущих классах, а также более детальное рассмотрение особенностей данных грамматических явлений в различных нестандартных ситуациях.

В области чтения ставится задача формирования грамматических навыков чтения, т.е. увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений, совершенствуя на этой базе механизм структурной антиципации. Создание и расширение у учащихся пассивного запаса лексики составляет одну из важнейших задач обучения чтению, т.к. именно за счёт этой лексики возможно сократить число незнакомых слов в читаемых текстах и таким образом подготовить учащихся к чтению несложных оригинальных текстов. При работе над чтением у учащихся развивается смысловая догадка о содержании читаемого при опоре на контекст и знакомые лексико-грамматические явления. Этому способствует знакомство со словообразованием в английском языке – конверсией, словосложением, суффиксацией, префиксацией.

Аудирование рассматривается как средство обучения. Не сформировав образы английских языковых явлений в комплексе их грамматических, лексических и фонетических признаков, невозможно осуществить ни аудирование чужих высказываний на этом языке, ни порождение своих собственных. Возникает особая задача развития догадки при аудировании, особенно в процессе обучения незнакомым языковым явлениям грамматики английского языка, предусмотренным курсом «Практическая грамматика английского языка». Освоение любого языкового материала в устной речи проводится с помощью грамматических структур, а начальный этап овладения ими составляет этап аудирования, когда создаются образы соответствующих языковых явлений, представленных в форме грамматических структур. Процесс аудирования заключается в узнавании аналогов уже накопленных образов языковых явлений и осмыслении воспринимаемой речи.

В ходе изучения данного курса учащиеся практически овладевают основными грамматическими явлениями английского языка для организации общения в устной форме в пределах, предусмотренных школьной программой, и т.о. реализуется задача курса - систематизация всего грамматического материала, которым учащиеся овладели практически в течение всех лет обучения английскому языку.

При овладении грамматическим строем англ. языка с помощью грамматических структур используются грамматические правила. Их функция заключается в обобщении того структурного грамматического материала, с которым учащиеся уже ознакомились и используют его в устной форме. Также обобщения и правила позволяют привести в систему накопленный грамматический материал, представленный в структурах, имеющих общие категории, функции и характеристики. При этом важно не запоминание словесных формулировок, а чёткое выделение формальных признаков грамматических явлений, понимание их смыслового содержания и функций и осознание связей и отношений между грамматическими явлениями в системе языка.

Правила носят сугубо практический характер, краткие и касаются образования, значения  и функционирования соответствующих грамматических явлений. Большая роль отводится таблицам и схемам, которые используются при объяснении грамматического материала и находятся в поле зрения учащихся, помогая им овладеть свободным употреблением в речи грамматических явлений.

Предполагается интенсивная работа с грамматическими справочниками и самостоятельная работа учащихся с разнообразными грамматическими заданиями, требующими практического применения теоретических знаний о строе и структуре английского языка. Общение в устной форме возможно только на основе освоения учащимися грамматических структур и набора лексических единиц, служащих подстановочными элементами для этих структур. Глубокое освоение грамматических структур обеспечивает более плавный и быстрый переход к свободной (насколько это возможно в условиях школьного обучения) речи. Именно поэтому, хотя данный курс не предполагает обилия знаний, упражнений и возможностей для учащихся практиковаться в устной речи в форме диалога, монолога и аудирования, он служит базой и условием для отточки механизма восприятия и порождения высказываний.

Обучение письму является одной из целей обучения иностранному языку в школе. Письмо рассматривается не только как средство, способствующее овладению говорением и чтением, но и как средство коммуникации. Оно выступает как на уровне операций в системе учебной деятельности, так и на уровне коммуникативной деятельности.

Данный курс дает возможность практиковаться в грамматически направленных упражнениях, которые здесь представлены в широком разнообразии и обилии. Такого рода практика предполагает снятие трудностей и является фактором подготавливающим учащихся к успешной коммуникативной деятельности в письменном виде, которая невозможна без глубоких знаний грамматического строя языка.

 

.  .  .