Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Деловые и ролевые игры на уроке технологии и изобразительного искусства

Дата публикации: 2020-05-12 13:35:12
Статью разместил(а):
Ситникова Юлия Андреевна

Деловые и ролевые игры на уроке технологии и изобразительного искусства

Авторы: Акиньшина Галина Петровна,

Ситникова Юлия Андреевна,

Кумсков Евгений Викторович,

Третьякова Ирина Леонидовна

МОУ «Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда» 

 

Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении.

Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения. Одним из методов такого обучения являются деловые и ролевые игры.

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков.

В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Смоделировать ситуацию «поиска себя», анализа своих способностей и возможностей – одна из задач учителя технологии и изобразительного искусства. Чтобы подготовить учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности в любой отрасли, учитель должен вооружить их не только определенными научными знаниями, но и выработать у них практическую смекалку, деловитость, навыки активного экономического мышления. Использование деловых и ролевых игр на уроках технологии позволяет решать эту задачу.

Если сравнивать игры в целом и педагогическую игру, то можно сделать вывод, что педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Участники в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами.

На уроках технологии и изобразительного искусства при изучении темы «Интерьер» обучающиеся знакомятся с понятиями «интерьер», «дизайн», «функциональные зоны», изучают варианты планировки кухни, способы декоративного оформление кухни. Для закрепления изученного материала предлагается деловая игра «Юные дизайнеры». Урок - игра позволит обучающимся закрепить полученные знания. Представленный вариант урока можно проводить и в 5-6 классе по соответствующей тематике.

На уроках технологии при изучении раздела «Кулинария», учащиеся примеряют профессию повара и кулинара, что позволяет лучше усвоить материал. 

Результатами проведения деловых игр на уроках технологии являются:

·         Проявление устойчивого интереса к деловым, ролевым играм и творческой работе в целом.

·         Знакомство в действии, в ходе игры с различными профессиями. 

·         Привитие учащимся личностных качеств, таких как: трудолюбие, целеустремленность, бережливость, уважительное отношение к старшим.  

·         Демонстрация учащимися своих способностей и умений в области предмета технология.

·         Проверка учащимися своих способностей: «Что я могу? Чему учиться? В чем трудности?».

·         Умение работать, мыслить, творить в коллективе, творческом звене.

·         Умение отстаивать свои мысли, творческие предложения, конструкторскую задачу.

·         Проявление учащимися своих организаторских способностей, умение быть лидером в ходе деловых игр.

·         Умение применять методы технического творчества – «мозговой штурм», морфологический анализ – в решении конструктивных творческих задач.

·         Вовлечение учащихся в творческую работу, позволяющее им самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях.

·         Правильная организация рабочего места и соблюдение правил безопасности.

·         Умение самостоятельно применять специальные инструменты и материалы.

·         Самостоятельное выполнение учащимися практических работ.

·         Осознание того, что допускать ошибки в игре можно, но если думать над допущенными ошибками, анализировать причины их, можно будет обойтись без ошибок.

·         Вовлечение своим примером отстающих учеников в творческую деятельность, оказание им поддержки в помощи в практической работе.

·         Создание атмосферы коллективного участия и духа соревнования среди своих товарищей по игре.

·         Получение положительной рефлексии, заряда эмоций на длительное время.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Использование игр на уроке значительно облегчает подведение итогов по каждой теме программы. Игровые ситуации позволяют выявить слабые и сильные стороны характера каждого школьника, проследить за его мыслительной деятельностью, скорректировать его отношение к решаемой в процессе игры проблеме, развить способность к самостоятельному мышлению, принятию решения в ситуации выбора, в конечном итоге – помочь подойти к осознанному выбору дальнейшего профильного обучения и выбору профессиональной деятельности. Использование данной педагогической технологии обогащает, оживляет и качественно улучшает процесс обучения по предмету технология.

 

Литература:

1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры - Рига: АВОТС, 1989 - с.304

2. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры -к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие. - Мн.: Университетское, 1989. - 125 с.

3. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. - 2004, № 4.

4. Методические основы разработки и проведения деловых игр. - М., 1988. - 20 с.

5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

 

.  .  .