Методическая разработка урока по обществознанию «Социальные группы и их классификация»
Методическая разработка урока по обществознанию «Социальные группы и их классификация»
Автор: Батуро Наталья Владимировна
Урок в 11-м классе.
1. Цели урока:
- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности.
- Сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью.
- Повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ.
- Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.
- Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные
- Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.
Оборудование: учебник «Обществознание, 11 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова, карточки с заданием.
Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ).
2. Этапы урока.
I. Организационный момент.
II. Фронтальная работа.
«Поле проблем»
1 этап – каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы, связанные с социальной сферой современной России.
2 этап – ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у большинства, и выписывают их на отдельный лист (2-3 проблемы).
3 этап – обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, другим цветом – те, где требуется помощь государства.
Запишите словосочетание, пропущенное в следующем предложении:
«По оценкам специалистов, количество _______ в 2—3 раза превышает количество людей, проживающих на планете. Это обусловлено тем, что почти каждый человек в среднем состоит в 5—6 ________ одновременно (член семьи, профессиональной группы, спортивного общества, дружеской компании, национального сообщества, клуба избирателей и т. д.)».
III. Контрольное выполнение заданий.
Время выполнения - 5 минут. Затем учащиеся сверяют ответы по методу взаимопроверки.
Тест.
1. Любой социальной группе присуща (-и):
1) малочисленность состава
2) родственные связи
3) неформальный контроль за поведением
4) общность социального статуса.
2. К статусным группам относятся:
1) классы
2) партии
3) общественно-политические движения
4) производственные объединения.
3. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, называется:
1) малой группой
2) большой группой
3) формальной группой
4) референтной группой.
4. К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд):
1) с гражданской службы на военную
2) с рядовой работы на руководящую должность
3) из государственного предприятия в частное
4) из сельской местности в город.
5. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на формальные и неформальные.
Б. Формальные группы имеют четко определенную структуру.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Запишите слово, пропущенное в схеме:
(ответ: единство)
8. Установите соответствие между группами по численности и размерам, и их социальными признаками.
Группы |
Социальные признаки: |
А – большая |
1. Классовые |
Б – малая |
2. Религиозные |
|
3. Этнические |
|
4. Демографические |
|
5. Профессиональные |
|
6. Личное знакомство |
|
7. Первичная социализация личности |
|
|
|
|
|
|
|
IV. Домашнее задание.
3. Содержательные элементы.
Повторение базовых понятий обществознания и социологии используя задания типичные представленным в КИМах ЕГЭ.
К примеру: Вставьте слово вместо пропуска:
…...... - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Она создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне.
(ответ: формальная группа (официальная)
Общество, социальная сфера общества, социальная стратификация;
социальная стратификация современной России, социальная мобильность;
понятие «социальный институт», социальный статус, семья как социальный институт.
Продолжите предложение: Социально значимые критерии, лежащие в основе деления общества на социальные группы это ... (ответ: пол, возраст, культура, религия, экономический и политический статус, уровень образования, семейное положение, национальность, язык, раса, профессия)
4. Задания, которые были использованы.
Выполнение заданий (продолжение незаконченного предложения, вставление пропущенных слов, тесты, «Поле проблем») индивидуально и в парах, затем проверка их выполнения друг у друга, обсуждение выполненного; анализ текста.
5. Текст, который был взят для анализа и задания к нему.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Социальная структура современного российского общества
Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.
... Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
Верхнего, среднего, базового и нижнего, а также ... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой ... К нему относятся элитные ... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним ... Пока этот слой слишком малочислен ... Это мелкие предприниматели ... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные ... специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус ... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
... Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.
Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 167–168.
Вопросы и задания к тексту:
1. На основе, каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно, ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
3. Опираясь на данный фрагмент, расскажите о социальном положении трех-четырех поколений вашей семьи – определите его, проследите изменения.
6. Умения, которые закрепляли (необходимые при сдаче ЕГЭ).
· понимать смысл основных понятий;
· применять понятия в контексте обществоведческого знания и свободно конструируемом фрагменте текста;
· выделять признаки основных понятий, явлений;
· анализировать оригинальные тексты, ученых-обществоведов, писателей.
Домашнее задание: Написать эссе «К какой социальной группе вы относите себя и свою семью?»