Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка урока по обществознанию «Социальные группы и их классификация»

Дата публикации: 2020-05-07 18:22:59
Статью разместил(а):
Батуро Наталья Владимировна

Методическая разработка урока по обществознанию «Социальные группы и их классификация»

Автор: Батуро Наталья Владимировна

 

Урок в 11-м классе.

1. Цели урока:

- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности.

- Сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью.

- Повторить, обобщить и закрепить знания учащихся  о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ.

- Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.

- Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные

- Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.

Оборудование: учебник «Обществознание, 11 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова, карточки с заданием.

Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ).

2. Этапы урока.

I. Организационный момент.

II. Фронтальная работа.

«Поле проблем»

1 этап – каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы, связанные с социальной сферой современной России.

2 этап – ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у большинства, и выписывают их на отдельный лист (2-3 проблемы).

3 этап – обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, другим цветом – те, где требуется помощь государства.

Запишите словосочетание, пропущенное в следующем предложении:

«По оценкам специалистов, количество _______ в 2—3 раза превышает количество людей, про­живающих на планете. Это обусловлено тем, что поч­ти каждый человек в среднем состоит в 5—6 ________ одновременно (член семьи, профессиональной группы, спортивного общества, дружеской компании, национального сообщества, клуба избирателей и т. д.)».

III. Контрольное выполнение заданий.

Время выполнения - 5 минут. Затем учащиеся сверяют ответы по методу взаимопроверки. 

Тест.

1. Любой социальной группе присуща (-и):

1)          малочисленность состава

2)          родственные связи

3)          неформальный контроль за поведением

4)          общность социального статуса.

2. К статусным группам относятся:

1)          классы

2)          партии

3)          общественно-политические движения

4)          производственные объединения.

3. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

1)    малой группой

2)    большой группой

3)    формальной группой

4)    референтной группой.

4. К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд):

1)          с гражданской службы на военную

2)          с рядовой работы на руководящую должность

3)          из государственного предприятия в частное

4)          из сельской местности в город.

5. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В зависимости от количества членов социальные группы де­лятся на формальные и неформальные.

Б. Формальные группы имеют четко определенную структуру. 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о многообразии соци­альных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество со­циального взаимодействия. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны 

7. Запишите слово, пропущенное в схеме:

 (ответ: единство) 

8. Установите соответствие между  группами по численности и размерам, и их социальными признаками.

       Группы                       

        Социальные признаки:

А – большая

1.     Классовые

Б – малая 

2.     Религиозные

 

3.     Этнические

 

4.     Демографические

 

5.     Профессиональные

 

6.     Личное знакомство

 

7.     Первичная социализация личности

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задание.

3. Содержательные элементы.

Повторение базовых понятий обществознания и социологии используя задания типичные представленным в КИМах ЕГЭ.

К примеру: Вставьте слово вместо пропуска: 

…...... - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Она создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне.

(ответ: формальная группа (официальная)

Общество, социальная сфера общества, социальная стратификация;

социальная стратификация современной России, социальная мобильность;

понятие «социальный институт», социальный статус, семья как социальный институт.

Продолжите предложение: Социально значимые критерии, лежащие в основе деления общества на социальные группы это ... (ответ: пол, возраст, культура, религия, экономический  и политический статус, уровень образования, семейное положение, национальность, язык, раса, профессия)

4. Задания, которые были использованы.

Выполнение заданий (продолжение незаконченного предложения, вставление пропущенных слов, тесты, «Поле проблем») индивидуально и в парах, затем проверка их выполнения друг у друга, обсуждение выполненного; анализ текста. 

5. Текст, который был взят для анализа и задания к нему.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Социальная структура современного российского общества

       Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

 

... Российское общество состоит из четырех социальных слоев:

Верхнего, среднего, базового и нижнего, а также ... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой ... К нему относятся элитные ... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним ... Пока этот слой слишком малочислен ... Это мелкие предприниматели ... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные ... специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус ... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

... Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д. 

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:

1. На основе, каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.

2. Возможно, ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

3. Опираясь на данный фрагмент, расскажите о социальном положении трех-четырех поколений вашей семьи – определите его, проследите изменения.

6. Умения, которые закрепляли (необходимые при сдаче ЕГЭ).

·   понимать смысл основных понятий;

·   применять понятия  в контексте обществоведческого знания и свободно конструируемом фрагменте текста;

·   выделять признаки основных понятий, явлений;

·   анализировать оригинальные тексты, ученых-обществоведов, писателей. 

Домашнее задание: Написать эссе «К какой социальной группе вы относите себя и свою семью?»

 

.  .  .