Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2020-05-06 21:04:16
Статью разместил(а):
Машенцева Галина Викторовна

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Автор: Машенцева Галина Викторовна 

 

«Чтобы привести в движение все свои силы,

человеку нужно  поместить впереди

себя какую-нибудь благородную   цель,

 способную его воодушевить». 

                          Э. Ренан  

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Результат сегодня определяется сформированными компетенциями, поэтому цель урока формулируется как развитие или формирование определенной общей (ОК) или профес­сиональной компетенции (ПК). Компетентностная постановка цели урока предполагает совместное целеполагание на уроке преподавателя и обучающихся, согласование их целей, постепенную передачу функции целеполагание от преподавателя к обучающимся. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. При проектировании целей урока (учебного занятия) важно придерживаться следующего алгоритма целеполагания:

1) формулирование целей обучения на основе требований ФГОС;

2) определение образовательной цели изучения раздела, темы;

3) определение места учебного занятия в системе содержания образования (учебной, общепрофессиональной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля) в процессе формирования общей или профессиональной компетенции;

4) планирование цели конкретного учебного занятия/урока: разложение ее на микроцели (задачи):

образовательную; 

воспитательную; 

развивающую. 

Задачи урока (микроцели) отражают то, какие составляющие данных компетенций будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии (каким практическим опытом, умениями необходимо овладеть обучающимся, какие знания необходимо усвоить для формирования про­фессиональной или общей компетенции).

Образовательная (обучающая) цель может быть неодинаковой в разных учебных группах одной параллели, поскольку неодинаковый уровень подготовки учебной группы.

Для формулирования обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:

По окончании урока обучающиеся должны:

-    освоить новый способ действия, отработать способ действия;

-    уметь выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

-    уметь составлять конспект, тезисы, читать графики и т. п.;

-    уметь самостоятельно работать со справочной литературой, документами;

-    уметь обеспечивать безопасность выполнения работ;

-    уметь самостоятельно выполнить задание (указывается вид);

-    уметь узнавать по внешней опоре ...;

-    уметь воспроизводить по образцу ...;

-    уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ...;

-    уметь применить знания в стандартной ситуации ...;

-    уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию.

Рассмотрим это на примере одной из целей урока, предусматривающей формирование компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами».

Формулировка образовательной цели с позиции результата (по данной компетенции) может быть сформулирована таким образом:

Обучающийся должен уметь: 

-    организовать работу группы;

-    распределять роли в команде;

-    вести продуктивную дискуссию;

-    активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, уметь задавать вопросы;

-    найти убедительные аргументы при доказательстве оценивать вклад каждого и работу группы в целом;

-    обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

-    самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы, выполненное задание с выводами и за­даниями других и т. д.;

-    оценивать свою работу, работу других обучающихся и вклад каждого в совместную деятельность и т.п.

Обучающийся должен знать:

-    приемы организации работы в группе;

-    приемы ведения дискуссии;

-    приемы сглаживания конфликтных ситуаций;

-    психологические особенности, связанные с видами деятельности и т. д.

Конкретные позиции из перечня умений, способов деятельности, знаний, являющихся составными компонентами компетенции, отбираются в соответствии с особенностями содержания данного урока (учебного занятия).

Развивающая цель урока (учебного занятия) - связана с формированием мотивационно-ценностного компонента компетенции, обеспечение условий и средств для формирования личностных качеств и отношений

Развивающий аспект цели - формирование общеучебных  и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, речи обучающихся; развитие умений самоконтроля и самооценки, то есть эта цель пред­полагает формирование и развитие у обучающихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности.

 Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?), корректнее будет использовать формулировки глаголов не­совершенного вида либо вариант: способствовать становлению или развитию..., содействовать развитию...

На уроке обеспечиваем:

а) Развитие практических умений - измерительные, вычислительные, графические, умение обращаться с различными приборами, решение расчетных, графических, логических задач.

б) Развитие учебно-организационных умений - умение планировать свою деятельность, организовывать себя, осуществлять самоанализ и самоконтроль.

в) Развитие мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

г) Развитие общеучебных умений и навыков: умение работать с учебной (справочной] литературой, осуществлять поиск необходимой информации в Интернете, совершенствуем навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, проводить наблюдения, объяснять явления, процессы, прогнозировать и т. д.

д) Развитие мышления: развивать умение анализировать; умение сравнивать, находить сходства и различия, систематизировать, обобщать; умение строить аналогии, устанавливать причин­но-следственные связи, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия и т.д.

е) Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися выразительными свойствами языка.

ж) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точ­ности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

з) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т. п.

Примеры формулировок развивающих целей урока: 

-    развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике);

-    развивать у обучающихся профессиональные интересы;

-    содействовать развитию специальных способностей;

-    развивать умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности ин­формацию и применять ее с позиции решения профессиональных проблемных задач;

-    развивать способность пользоваться информационными технологиями для сбора и передачи профессионально значимой информации с помощью электронных средств связи;

-    развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую и принимать решение;

-    развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог; ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по инструкции, алгоритму; использовать приобретенные знания в новой ситуации; планировать собственную деятельность; контролировать собственную деятельность.

Рассмотрим на примере развитие ОК 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» необходимо форми­ровать следующие коммуникативные способности:

- способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;

- способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

- искреннее уважение к труду других;

- способность понимания, восприятия иной точки зрения, толерантность;

- способность разрешать конфликты;

- способность вести диалог с партнерами по совместной деятельности, проявляя инициативу, организаторские способности с учетом личностных особенностей;

- способность к анализу и самоанализу в процессе групповой рефлексии;

- способность принимать на себя ответственность и т.д.

Воспитательная цель урока (учебного занятия) связана с содействием формированию или развитию социально-психологических и нравственных качества личности и отношений.

Воспитательная цель занятия может быть сформулирована для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы и связана с формированием отношений обучающихся к различным явлениям окружающей жизни: к себе, к другим людям, к труду, к будущей профессии. На разных уроках имея одну воспитательную цель, педагог может ставить различные воспитательные задачи и указать, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, поэтому диагностика достижения воспитательной цели очень затруднена.

Ввиду вышесказанного формулировка воспитательных целей должна быть очень корректной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: создать условия для..., обеспечить опыт..., вызвать интерес к..., выразить свое отношение ..., прививать, побудить обучающихся к активности; закрепить уверенность в...; содействовать развитию профессиональных качеств личности (аккуратности, самостоятельности, бережливости, дисциплинированности, добросовестности, ответственности, инициативности ...) через организацию ..., способствовать выявлению, раскрытию ..., убедить в целесообразности .., значимости ....

Для формулирования воспитательных целей урока по формированию компетенций необходимо конкретизировать, какие личностные качества, какие отношения к себе, окружающему миру, труду, профессии, к людям, к обществу необходимо воспитывать у обучающихся, чтобы обеспечить владение данной компетенцией в жизни и профессиональной деятельности. Например, для развития ОК. 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» необходимо воспитывать такие качества, отношения как:

- толерантность;

- открытость, общительность;

- ответственность за совместное дело;

- способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности;

- умение подчинять личные интересы интересам общего дела;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам и т. п.

Ошибки в постановке целей учебного занятия: 

- неопределенность и неконкретность спроектированных преподавателем целей приводит к непонима­нию целей и самим преподавателем, и обучающимися.

- глобализация цели, то есть на уроке ставится цель, которую невозможно достичь за один урок, например, «интеллектуальное развитие обучающихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». На уроке должна быть поставлена локальная цель - та, которая может быть решена средствами конкретного урока.

Постановка собственной цели преподавателя часто цель на урок ставит только преподаватель, а обучающиеся цель не ставят, поэтому они и не могут выступать субъектами урока.

Поэтому одним из аспектов компетентностно - ориентированного урока (учебного занятия) является совместное целеполагание педагога и обучающихся.

Необходимо с начала изучения курса, раздела или темы осуществлять с обучающимися процедуру совместного целеполагания на уроке, если обучающийся осознает цель обучения и принимает ее как личностно значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной.

Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью обучающегося, определяя цель обучающийся начинает понимать, что и для чего он изучает, зачем он работает, совместное принятие цели обеспечивает осмысленный контроль и самоконтроль за результатами деятельности, является основой для рефлексии и обратной связи педагога и обучающихся.

Что можно сделать, чтобы обучающиеся формулировали и осознавали цели учебного занятия? Предлагаю вашему вниманию некоторые приёмы целеполагания.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы совместного целеполагания на уроке (учебном занятии):

1. Тема вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса, проблемы. Обучающиеся выстраивают план действий для решения. Очень важно выслушивать все мнения, но требовать их обоснования. Руководить процессом отбора самых конструктивных предложений может преподаватель или выбранный обучающийся, педагог в этом случае высказывает свое мнение и направляет деятельность обучающихся.

2. Работа с понятием Название темы урока пишется на доске, обучающимся дается задание: объяснить значение каждого слова или отыскать их значения в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Цель записывается на доске , обсуждается, какие задачи необходимо решить для ее достижения (можно это сделать через действия которые будут выполняться обучающимися: сделать конспект, послушать и обсудить доклад, составить таблицу). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся проанализировать, что и как было сделано на уроке, определить достигнута ли поставленная цель.

3. Ситуация Яркого пятна  Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. 

4. Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Второй вид. Задается ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, обучающиеся легко определяют лишнее.

5. Домысливание.

Предлагается тема занятия и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" обучающиеся формулируют цели занятия.

Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.

6. Проблемная ситуация  В процессе беседы, диалога по изученному материалу обучающиеся подводятся к ситуации, в которой они обнаруживают дефицит своих знаний и способностей, и осознают, что для решения данной ситуации (проблемы) им необходимы дополнительные знания, умения, действия или исследования. Формулируется цель занятия как проблема, которую необходимо решить.

7. Прием «знаю-не знаю» Предъявляется тема урока. Обучающиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме, добавляют, чтобы они хотели узнать. Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?

8. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Далее ставится цель.

9. Группировка  Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается обучающимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания.

Основанием классификации могут быть внешние признаки или одинаковые функции.

10. Проблема предыдущего урока. В конце урока обучающимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Если возникнут у большинства ребят вопросы по данному заданию, то решение этой проблемной ситуации будет целью на следующем уроке.

11. Скрытая ошибка. На этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо учитывать и знать, чтобы ошибку исключить. 

Обобщая требования к целям урока (учебного занятия), отметим, что цель должна быть:

- сформулирована на языке результата (формируемых общих и профессиональных компетенций и их составляющих);

- конкретна: необходимо максимально конкретно описать, что должно получиться в результате обучения;

- диагностируема: имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель урока, существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели;

- скорректирована в зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся конкретной группы;

- должна быть обсуждена с обучающимися и принята ими.

Если цели достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей обучающего и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. 

 

.  .  .