Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа внеурочного курса по физике

Дата публикации: 2020-03-23 15:14:32
Статью разместил(а):
Журжа Наталья Алексеевна

Рабочая программа внеурочного курса в соответствии с ФГОС  «МИР ИЗМЕРЕНИЙ»

Обще интеллектуальное направление по физике для 9 класса

Автор: Журжа Наталья Алексеевна

 

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по физике «Мир измерений» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе основной образовательной программы основного общего образования.

Характеристика внеурочного курса.

Внеурочный курс «Мир измерений» разработан для учащихся 9 классов и основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики; научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы.  Опыт практической работы с ними окажет помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. Выполнение этих лабораторных работ способствует успешной сдачи   ОГЭ по физике (все лабораторные работы включены или в ближайшее время будут включены в ОГЭ).

Программа внеурочной деятельности “Мир измерений” рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.  

Цель курса: Предоставление обучающимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

Задачи программы:

  • Развитие мышления учащихся;
  • Создание условий для приобретения учащимися практических навыков;
  • Помощь в выборе профиля дальнейшего обучения;
  • Развитие интереса к изучению физики;
  • Успешной сдачи экспериментальной части ОГЭ по физики.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  • личностные: сформированность познавательных интересов и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. 
  • метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной практической и творческой деятельности; оценки результатов своей деятельности; формирование умений перерабатывать и предъявлять полученную информацию в образной, символической формах.                                                                               
  • обще предметные: умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Содержание программы:

1. Введение (1 ч).

Система единиц, измерение физических величин; понятие о прямых и косвенных измерениях; правила измерения и вычисления; правила действия над приближенными числами; правила определения абсолютных и относительных погрешностей; методы учета погрешностей.

2. Механические явления (18 ч).

Масса, плотность, сила упругости, сила трения, деформация, жесткость; период колебаний, частота; сила Архимеда; наклонная плоскость; колебательное движение, гармонические колебания; простые механизмы, блок, рычаг. Условие равновесия рычага.

Лабораторные работы:

  1. Определение средней плотности вещества.
  2.  Измерение жесткости пружины.
  3. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
  4. Определение коэффициента трения скольжения.
  5. Исследование зависимости силы трения от рода поверхности.
  6. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
  7. Измерение работы силы трения.
  8. Измерение Архимедовой силы.
  9. Исследование зависимости силы Архимеда от объёма погружённой части тела.
  10. Исследование зависимости силы Архимеда от плотности жидкости.
  11. Измерение средней скорости и ускорения бруска при движении по наклонной плоскости.
  12. Измерение частоты и периода пружинного маятника.
  13. Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити и массы груза.
  14. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
  15. Измерение момента силы, действующей на рычаг.
  16. Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока.
  17. Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока.
  18. Проверка условий равновесия рычага.

3. Тепловые явления (3ч).

Температура, удельная теплоёмкость вещества. Уравнение теплового баланса.

Лабораторные работы

  1. Уравнение теплового баланса. Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра.
  2. Измерение количества теплоты, полученного водой комнатной температуры, в которую опущен нагретый цилиндр.
  3. Исследование температуры воды при различных условиях.

4. Электрические явления (8 ч).

Сила тока, напряжение, сопротивление, работа, мощность тока. Параллельное и последовательное соединение проводников.

Лабораторные работы:

  1.  Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
  2. Определение   сопротивления резистора.
  3. Исследование зависимости сопротивления от длины проводника
  4. Исследование зависимости сопротивления от площади поперечного сечения проводника
  5. Исследование зависимости сопротивления от удельного сопротивления проводника
  6. Определение мощности и работы   электрического тока.
  7. Экспериментальная проверка правила для силы и напряжения электрического тока при последовательном соединении проводников.
  8. Экспериментальная проверка правила для силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников.

5. Оптические явления (4ч).

Тонкая линза, собирающая линза, рассеивающая линза, оптический центр линзы. Формула тонкой линзы, оптическая сила линзы, фокусное расстояние линзы. Показатель преломления стекла.         

Лабораторные работы:

  1. Измерение оптической силы и фокусного расстояния линзы.
  2. Исследования свойства изображения, получаемого с помощью собирающей линзы.
  3. Измерение показателя преломления стекла.
  4. Исследование зависимости угла преломления от угла падения на границе воздух-стекло. 

 

Тематическое планирование:

Наименование раздела

Количество часов

 
 

1

Введение

1

 

2

Механические явления

18

 

3

Тепловые явления

3

 

4

Электрические явления

8

 

5

Оптические явления

4

 

 

Всего

34

 

Календарно-тематическое планирование:

Тема программы

Кол-во часов

 

Введение (1 час)

 

  1.  

Понятие о прямых и косвенных измерениях. Правила определения абсолютных и относительных погрешностей.

1

 

Механические явления (18 часов)

 

  1.  

Масса, плотность. Определение средней плотности вещества.

1

  1.  

Сила упругости. Измерение жесткости пружины.

1

  1.  

Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

1

  1.  

Сила трения. Определение коэффициента трения скольжения.

1

  1.  

Исследование зависимости силы трения от рода поверхности.

1

  1.  

Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.

1

  1.  

Измерение работы силы трения.

1

  1.  

Сила Архимеда. Измерение Архимедовой силы.

1

  1.  

Исследование зависимости силы Архимеда от объёма погружённой части тела.

1

  1.  

Исследование зависимости силы Архимеда от плотности жидкости.

1

  1.  

Наклонная плоскость. Измерение средней скорости и ускорения бруска при движении по наклонной плоскости.

1

  1.  

Колебательное движение. Измерение частоты и периода пружинного маятника.

1

  1.  

Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити и массы груза.

1

  1.  

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.

1

  1.  

Простые механизмы. Рычаг. Измерение момента силы, действующей на рычаг.

1

  1.  

 Блок. Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока.

1

  1.  

Измерение работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока.

1

  1.  

Проверка условий равновесия рычага.

1

 

Тепловые явления (3 часа)

 

  1.  

Уравнение теплового баланса. Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра.

1

  1.  

Измерение количества теплоты, полученного водой комнатной температуры, в которую опущен нагретый цилиндр.

1

  1.  

Исследование температуры воды при различных условиях

1

 

Электрические явления (8 часов)

 

  1.  

Сила тока, напряжение. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

1

  1.  

Сопротивление. Определение   сопротивления резистора.

1

  1.  

Исследование зависимости сопротивления от длины проводника

1

  1.  

Исследование зависимости сопротивления от площади поперечного сечения проводника

1

  1.  

Исследование зависимости сопротивления от удельного сопротивления проводника

1

  1.  

Мощность. Работа.  Определение мощности и работы   электрического тока.

1

  1.  

Экспериментальная проверка правила для силы и напряжения электрического тока при последовательном соединении проводников.

1

  1.  

Экспериментальная проверка правила для силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников.

1

 

Оптические явления (4 часа)

 

  1.  

Виды линз. Измерение оптической силы и фокусного расстояния линзы.

1

  1.  

Исследования свойства изображения, получаемого с помощью собирающей линзы.

1

  1.  

Измерение показателя преломления стекла.

1

  1.  

Исследование зависимости угла преломления от угла падения на границе воздух-стекло.

1

 

.  .  .