Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии

Дата публикации: 2020-02-18 01:10:00
Статью разместил(а):
Шупик Оксана Юрьевна

Методические основы организации и проведения школьных экскурсий по биологии

Автор: Шупик Оксана Юрьевна

ГБОУ "СОШ № 9", г. Севастополь

 

1. Структура учебной экскурсии и методика ее проведения.

Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.

Вместе с тем, учитель планирует использование результатов наблюдений школьников в природе на многих последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимает определенное время и место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их значение. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии (это выражение заимствовано у А.Я. Герда) могут успешно решать учебно-воспитательные задачи [1].  

Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов [2].  

Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям [3].   

Основной метод обучения на экскурсии – это наблюдение, которое необходимо продумывать и организовывать с учетом важнейших дидактических правил.[2]  

Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших дидактических функций:

−    реализуется принцип наглядности обучения;

−    повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

−    расширяется кругозор учащихся;

−    реализуется воспитательный процесс [4]. 

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

−    содержание;

−    методика и техника ведения;

−    знания педагога;

−    подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

−    условия проведения экскурсии.

Данные уроки ориентированы на формирование следующих умений:

−    элементов исследовательской деятельности;

−    постановку эксперимент;

−    проведение наблюдения в природе;

−    давать объяснения и оценивать результаты экспериментов и наблюдений;

−    прогнозировать возможные последствия деятельности человека в природе;

−    принимать решения о своём поведении в природе, об ответственности за неё.

В своей работе И.Д. Зверев и А.Н.Мягкова [5] выделяют следующие признаки, характеризующие экскурсию:

1) изучение природных объектов или явлений должно проводиться непосредственно в природе;

2) познавательная деятельность учащихся направлена на изучение конкретных объектов и явлений в их естественных условиях или специально созданной обстановке;

3) преобладающую роль в обучении играют наблюдения, самостоятельная работа учащихся по заданиям;

4) учебный процесс протекает вне класса, школы, объяснение дает не всегда учитель [5].   

Школьники учатся находить и различать биологические объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования. Знания, приобретенные на основе самостоятельных работ учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти [3].

Экскурсии, как и все другие нетрадиционные уроки, преследуют общую цель: поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся – это возможность развить свои творческие способности, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность, совсем другое отношение к труду. Для преподавателя – это возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческий подход к работе, осуществление собственных идей.

В основу организации и проведения экскурсионных уроков положено несколько принципов:

1) максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке;

2) не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

3) развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;

4) «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возмож­ностям, интересам, способностям;

5) использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Экскурсии способствуют формированию мировоззрения, практических умений и навыков самообразования, все это способствует развитию продуктивного мышления, познавательной активности, развитию волевых качеств личности, памяти, развивает способность выражать свои мысли. Развиваются такие личностные качества как аккуратность, ответственность, внимательность, целеустремленность, дисциплинированность.

Экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям [6].

Экскурсия обычно начинается с введения в проблему – рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников.  

Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия – оставляет у учеников неизгладимые впечатления [6].

Экскурсии в природу должны отвечать основным критериям:

−    доступности; 

−    научности; 

−    экологичности. 

Психологические принципы экскурсий: 

−    рефлексии и сопереживания (эмпатии);

−    непосредственного общения с миром природы;

−    идентификации;

−    деятельности;

−    моделирования ситуаций;

−    создание экологического образовательного пространства; 

Экскурсия, включает несколько этапов (табл.1):

1) подготовка;

2) проведение; 

3) заключение.

Таблица 1

Этапы экскурсии

Этапы экскурсии

Вид деятельности

учителя

учащихся

1. Подготовка к экскурсии

 

Отбор содержания, знакомство с объектами изучения, разработка содержания вступительной и заключительной бесед, заданий для учащихся, списка литературы, вопросов для повторения, заданий для составления отчета

Повторение знаний об изучаемых на экскурсии объектах и явлениях, работа с дополнительной литературой.

2. Проведение экскурсии

Вступительная беседа, инструктаж по ТБ при проведении экскурсии, распределение заданий среди учащихся. Руководство деятельностью учащихся, рекомендации по выполнению индивидуальных заданий, оценка их работы.

Участие в беседе, самостоятельная работа по заданиям, ограниченный сбор материалов, проведение наблюдений, краткие записи

3. Подведение итогов

Заключительная беседа, анализ собранного материала, составление плана отчета по экскурсии и оформления собранного материала.

Участие в беседе, краткие сообщения о результатах работы.

4. Использование материалов экскурсии на последующих уроках

Включение материалов экскурсии в содержание уроков по данной теме.

Привлечение данных экскурсии, сведений из отчетов, собранных материалов в ответах.

 

Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно:

1. Выбор темы экскурсии и определение ее цели.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика – существенный признак каждой экскурсии. Тема экскурсии – это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии. Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен экскурсантам при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.

Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.

Основная цель экскурсии – воспитательное воздействие на экскурсантов, воспитательное в самом широком смысле этого слова; таким образом, экскурсия – одна из форм просветительной работы. Центральный пункт внимания организатора экскурсии – экскурсанты [3].

2. Отбор содержания по теме экскурсии.

По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей. В список включается научная, специальная, справочная, краеведческая и художественная литература, которая используется для подготовки индивидуального текста учителя и домашней, предварительной подготовки учащихся.

Теоретический и фактический материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая материал, прежде всего, необходимо учитывать его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии материал должен быть максимально раскрыт при осмотре объектов.

3. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ.

Из множества объектов отбираются самые интересные и по внешнему виду, и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.

В процессе подготовки экскурсии, при отборе объектов, проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

−    познавательная ценность;

−    известность;

−    необычность (экзотичность);

−    выразительность;

−    сохранность (состояние объекта в данный момент);

−    расстояние до объекта (месторасположение, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

При этом важно правильно определить их количество. Чем больше объектов, тем поверхностнее будет освещена тема; если же объектов показа мало, экскурсия получится неполноценной [7].

4. Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии – это путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во-вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа. Нельзя допускать повторных проходов по одному и тому же участку маршрута.

Экскурсионные маршруты могут строиться по хронологическому, тематическому и комплексному тематико-хронологическому принципу.

После выбора маршрута составляется текст экскурсии, для которого отбирается материал, который может использоваться в рассказе по теме [7].

5. Отбор методов.

На экскурсии могут и должны быть использованы различные методы обучения:

а) словесные;

1)  описание – это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом;

2)  объяснение – это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер;

3)  комментирование – используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.

б) наглядные; 

В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.

1)  наблюдение – это целенаправленное восприятие объектов или явлений с последующим фиксированием материала;

2)  рассматривание объекта – детальное наблюдение за фиксированным материалом;

3)  демонстрация натуральных средств наглядности;

4)  демонстрация экранных пособий – учитель должен заранее составить задание для учащихся по просмотру фильма. Демонстрация может быть проведена до и после экскурсии, в школьном кабинете или в зале музея.

в) практические; 

Источник знаний – практическая работа учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы.

Выделяют:

1)  работа по распознаванию и определению объекта;

2)  работа с раздаточным материалом;

3)  работа по уходу и выращиванию растений и животных;

4)  постановка учащимися эксперимента [3]. 

Подготовка школьников к экскурсии.

Но организация учебных экскурсий не ограничивается лишь подготовкой учителя. Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, фотоаппарат [1].  

Рекомендуется еще в классе, на предшествующем экскурсии уроке, сделать вступление по теме будущей экскурсии, установив таким образом необходимую связь экскурсии с содержанием изучаемой темы, поставить перед школьниками вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределить учащихся по группам, раздать им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительном изучении дополнительной литературы. Например, вопросы по экскурсии в лес требуют углубления по книгам.  Отдельным учащимся даются задания по ботаническим атласам или школьным определителям подготовиться к узнаванию 2-4 растений. К экскурсиям, посвященным позвоночным животным, в особенности птицам и млекопитающим, учитель дает отдельным учащимся задания ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, места гнездования, питание, пение). Такие задания, данные 10 учащимся, позволят на экскурсии распознать 20 птиц. Такие же задания даются учащимся и по двум видам млекопитающих (следы, запасы и остатки пищи, повадки, норы). На экскурсии, если не удается увидеть самих животных, можно наблюдать их следы и среду жизни. Предварительно полученные знания отдельных учащихся используются при проведении экскурсии.

В ряде случаев учащиеся заранее получают задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии.

Организованность и дисциплинированность являются для экскурсии условиями, без которых ее образовательная ценность будет существенно снижена.

Важным условием познавательной активности учащихся на экскурсии является постановка перед ними специальных заданий (как коллективных, так и индивидуальных): например, подготовка небольших сообщений (устных или письменных), зарисовать, сфотографировать, пронаблюдать и т.д. Можно предложить вопросы – задания и более общего типа: какой из объектов произвел наибольшее впечатление? Что нового вы узнали по сравнению с учебником? и др.

Подготовка плана-конспекта экскурсии.

Для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:

Тема экскурсии, ее цель и задачи.

Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут – это не путь движения школьников, а логически связанные между собой "объекты внимания", остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

Этапы экскурсии:

1)  вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5-7 мин);

2)  самостоятельная работа по заданиям (20 мин);

3)  обсуждение результатов, наблюдений, их обобщение (10-15 мин);

4)  итоговая беседа (3-5 мин);

5)  осмотр территории и приведение ее в порядок (для экскурсий в природу);

6)  общее заключение по экскурсии;

7)  обработка (в классе, дома) учениками собранного материала и подготовка отчетов, сообщений.

Экскурсия начинается вступительной беседой, в процессе которой учитель вводит учащихся в тему, ориентирует их на выполнение полученных заданий. Во вступительной беседе учитель обращает внимание на фенологические наблюдения за состоянием природы, место проведения экскурсии, эстетический вид местности, вводит учащихся в тему, ориентирует на выполнение заданий, которые получает каждая группа.

Выполнение заданий осуществляется с разной степенью самостоятельности. Использование индивидуальной и групповой форм работы позволяет реализовать дифференцированный подход. В зависимости от возраста и подготовленности класса предпочтение отдается той или иной форме работы.

Иногда значительную часть экскурсии составляет сообщение учителя.

В ходе сообщения учащиеся должны записать основные сведения, наблюдать объекты.

На экскурсии важно говорить только о том, что можно показать. При этом везде, где только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках руководителя, но и в руках каждого из участников.

Характер связи экскурсионных объектов и их объяснения могут быть различными: в одном случае наглядные объекты выступают определенным источником знаний, в другом – наоборот, ведущим является рассказ, а наглядные объекты выступают в роли образной, наглядной опоры.

Теоретический материал активизирует восприятие наглядных объектов, помогает проникнуть в их сущность. В то же время опора на образное, непосредственное восприятие способствует сознанию необходимых представлений, усвоения сложных понятий, обобщенных знаний.

Необходимое условие эффективности учебной экскурсии – организация в ходе ее и после на основе ее материала самостоятельной работы учащихся. Выполнение заданий используется с разной степенью самостоятельности. В соответствии с этим Б.Е Райков разделяет экскурсии на иллюстративные и исследовательские, причем отдает предпочтение последним, как содержащим более активных элементов, особо упражняющих самостоятельность учащихся. Использование индивидуальной и групповой форм работы позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению. В зависимости от возраста и подготовленности класса отдается предпочтение той или иной форме организации деятельности учащихся.

Наибольшее распространение в практике получила групповая форма работы учащихся. Группы из 3-5 человек получают задания и выполняют его коллективно. Однако отчеты по экскурсии каждый школьник готовит самостоятельно. 

В ходе экскурсии учащимся периодически напоминается, что им известно из прошлых уроков, чтобы они могли опираться на известный багаж школьника, который мы сами собрали и уложили для него. Это актуализирует знания учащихся, включает уже имеющиеся у них знания в новую систему.

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

В условленное время или по сигналу они собираются вместе на обобщающую беседу или «конференцию». Отдельные учащиеся или старшие групп рассказывают о своих наблюдениях и находках, демонстрируя собранный материал. Наиболее интересные места посещает весь состав экскурсии. Учитель исправляет, дополняет и обобщает сообщения учащихся и рекомендует взять собранный материал (как раздаточный для проведения практических работ, для составления гербарных таблиц, личных гербариев), а также живые растения и животных для уголка живой природы или школьного участка.

Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность.

При переходах, во время отдыха и в заключение экскурсии возможно проведение натуралистических упражнений с элементами игры (определение направления, расстояния, высоты деревьев; кто скорее найдет нужное растение; кто запомнил больше объектов).

Необходимо закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой, которая имеет немаловажное значение, и экскурсия много теряет, если остается незавершенной. Значение и сущность послеэкскурсионной работы заключается в следующем: необходимо восстановить в памяти учащихся весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые вопросы. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатлений, которое так важно в образовательном смысле. В школьной практике послеэкскурсионная проработка вливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся о том, что они видели, с дополнениями и пояснениями учителя. Свои наблюдения учащиеся должны оформить в виде отчета, гербария, коллекции собранных объектов, фотоснимков, реферата, возможно проекта. Живой материал (растения, водных насекомых, куколок и другие объекты) следует разместить в уголке живой природы для дальнейшей работы с ним.

Конечно, экскурсия может явиться источником беспорядков со стороны учеников, а следовательно, утратить большую часть своего значения, превратившись в простую прогулку. С другой стороны, чрезмерная требовательность порядка отзывается вредно на радостно повышенном настроении учеников, и экскурсия тоже грозит сделаться чем – то неприятным и досадным для учеников и для учителя, которому при таких воззрениях на порядок придется все время делать замечания и окрики.

Нельзя превращать экскурсию в формальное, сухое и дисциплинарное время препровождение.

Такие экскурсии, которые препятствуют возникновению радостных и бодрых эмоций, почти бесплодны. Конечно, известная дисциплина при всяком собрании людей, объединившихся для некоторой цели, необходима, но она не должна идти так далеко, чтобы препятствовать достижению главных целей экскурсии [1].  

Проработка материалов экскурсий, как правило, идет на протяжении ряда уроков и разных тем, без подробных итогов и только с краткими выводами на месте после окончания экскурсии. При последующей проработке экскурсионного материала учащиеся должны обратиться к литературе и справочникам, особенно при подготовке отчетов и докладов [2]. 

Можно заключить, что общее учебной экскурсии с уроком состоит, прежде всего, в их целях: познание предмета, формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание учащихся. Отличие определяется разницей в характере учебного материала, в деятельности учителя и учащихся табл. 2.и табл. 3.[8]

 

Таблица 2

Структура деятельности учителя и ученика на биологических экскурсиях 

Подготовительный этап

Экскурсия на природу

Заключительный этап

определение учебных задач,

содержания экскурсии,

плана поведения, места проведения 

создание условий, при которых поставленные учебные задачи будут восприняты учащимися 

создание условий для эффективного накапливания личного опыта и освоения учащимися способов решения учебных задач 

создание условий для проявления активности, самостоятельности, творческого самовыражения и исполнения волевых актов в учебной деятельности 

создание условий для диалогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса 

создание условий для развития у учащихся способности к оценке и самооценке результатов учебной деятельности 

Деятельность учителя направлена на развитие познавательной активности и личности ученика.

Деятельность ученика направлена на активное усвоение знаний, развитие умений и  личностных качеств.

Подготовительный этап

Экскурсия на природу

Заключительный этап

принятие учебных задач, содержания экскурсии, места проведения, плана проведения, участие в планировании отдельных этапов экскурсии 

подготовка к решению поставленных задач 

эффективное накапливание личного опыта и освоение способов решения учебных задач в процессе самостоятельных наблюдений и исследований в природе 

проявление активности, самостоятельности, творческого самовыражения и исполнения волевых актов в учебной деятельности при решении учебной личностно ориентированной ситуации, ситуации познавательных затруднений, при участии в познавательных играх и проектировании 

реализации механизмов взаимопонимания, общения, сотрудничества в процессе

групповой работы 

оценка и самооценка результатов учебной деятельности через анализ конкретных ситуаций, промежуточных отчётов по этапам исследовательской работы, оценку дневниковых записей, метод рефлексии 

Таблица 3

Специфика экскурсии как формы обучения биологии 

Цель: развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

формирование

учебно-познавательной самостоятельнос-ти учащихся

развитие поисковой активности личности

ученика

 

развития

творческих

способностей школьника 

развитие волевых качеств личности ученика 

формирование

умений и навыков общения; развитие

коммуникабельности

Деятельность учителя направлена на развитие познавательной активности  и личности ученика

Процессуально-деятельностный компонент

Деятельность ученика направлена на усвоение знаний, развитие умений и личностных качеств

Природа – образовательная среда

Развитие эмоциональной сферы ученика

Активная форма познания

Предварительная подготовка учителя и ученика

Самостоятельные наблюдения ученика

Освоение методов исследования природы

Даёт иллюстративный материал

Организационно-методический компонент

Методы и методические приёмы

игровые 

самостоятельная работа 

творческая работа 

проектирование 

рефлексии

свобода выбора 

наблюдение 

моделирование 

инструктаж 

учебная личностно- ориентированная

ситуация

аргументация 

консультации

оценка

дневниковых

записей

 

2. Классификация школьных биологических экскурсий.

Учеными-методистами предложено несколько вариантов классификации школьных биологических экскурсий. Этим вопросом в разное время занимались А.Я. Герд, Б.Е. Райков, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, Б.Д. Комисаров и др. В основу классификации всего многообразия школьных биологических экскурсий может быть положено несколько различных критериев: по учебным целям, по местоположению в учебном процессе, по содержанию, по характеру изучаемых объектов, по месту проведения, по продолжительности, по времени года, по количеству участников и др.

При этом на современном этапе следует проводить четкую грань между такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов; важнейшее предназначение второй – релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений [9].  

Классификация экскурсий при обучении биологии по учебному содержанию, по месту проведения, по местоположению в темах учебных разделов:  

−    тематические: (природоведческие, ботанические, зоологические, экологические и т.д. ); 

−    комплексные: (в естественную среду, в  искусственную среду);

−    вводные; 

−    текущие; 

−    заключительные [10]. 

Николай Михайлович Верзилин так определяет понятие экскурсии: «Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой».

В методической литературе подробно описываются различные типы экскурсий:

−    по месту проведения (природные, музейные, производственные);

−    по сезонности (осенние, осенне-зимние, весенние);

−    по содержанию (ботанические, зоологические, общебиологические);

−    по времени проведения (учебные, внеурочные),

−    по тематике (вводные, текущие, заключительные).

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Вводные к изучению соответствующей темы, создающие образную опору для возбуждения интереса к новой теме и последующего изучения сложных вопросов в классе. Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом.

Текущие, проводимые в процессе изучения нового материала, который раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением на других уроках в классе.

Итоговые – после изучения одной или нескольких тем – закрепляющие и обобщающие изученный в классе материал. Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность [2].  

Наиболее полная классификация экскурсий предложена В.П. Соломиным и И.Я. Ланиной в работе «Экскурсии в природу по физике и биологии» [11]. Помимо уже рассмотренных видов экскурсий, авторы предлагают следующие:

По учебным целям:

а) иллюстративные;

б) творческие (исследовательские).

По содержанию материала:

а) тематические;

б) обзорные;

в) комплексные.

По характеру изучаемого объекта:

а) к объектам природы;

б) на объекты, изучающие природные явления.

По количеству участников:

а) групповые;

б) индивидуальные [11]. 

Школьные биологические экскурсии различаются также по месту их проведения:

1)  в природу (заповедники, заказники, лесопарки – изучаются отдельные экосистемы: лес, болото, луг, озеро, агроценоз);

2)  в городскую среду (городской парк, сквер, отдельный микрорайон);

3)  в ботанический сад, зоопарк, оранжерею;

4)  в музей и на выставку (краеведческий музей, зоологический музей, выставки современного оборудования);

5)  на производство (промышленные предприятия, очистные сооружения, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы, сельскохозяйственное производство др.);

6)  в научно-исследовательские учреждения (НИИ, экспериментальные лаборатории, метеостанции, медицинские учреждения).

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

 

Список литературы:

1. Измайлов И.Д., Шубкина Л.С., Михлин В.Е., Шашков Д.В. Биологические экскурсии Книга для учителей. М., Просвещение, 1983 г.

2. Верзилин М.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1976г., стр. 259-260. 

3. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. Минск, Университетское, 1988г.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2000 г. – 640 с.

5. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1985 г.

6. Понамарёва И.Н Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Герд В.А. Экскурсионное дело. М., Л., Госиздат, 1928 г.

8. Белянина Л.А. Методика личностно ориентированного обучения биологии на экскурсиях в 6-9 классах: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.02) / Белянина Любовь Алексеевна; Астрах. гос. универс. – Астрахань, 2008. –21с. 

9. Букоеская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., 2002.

10. Верзилин Н., М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. – М.:  Просвещение, 1983. 

 

.  .  .