Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Несколько способов для навыков быстрого чтения младших школьников

Дата публикации: 2020-01-25 09:00:34
Статью разместил(а):
Балхаснаева Наталья Константиновна

Несколько способов для навыков быстрого чтения младших школьников

Автор: Балхаснаева Наталья Константиновна

МАОУ «СОШ № 8 г. Улан-Удэ»

 

Зачем нужно ребенку быстро читать?

Медленно читает – плохо понимает.

Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение других предметов, таким образом, ребенок начинает отставать по учебной программе, в связи с этим чувствует дискомфорт, понимает, что неуспешен в учебе, теряется мотивация к учебной деятельности.

И чтобы не допустить этого, необходимо помочь ребенку.

Что мешает быстрому чтению?

1.      Плохо развито речевое дыхание.

2.      Плохо развита дикция и артикуляция.

3.      Ошибки чтения.

4.      Плохо развито внимание, воображение.

5.      Плохая память.

6.      Маленький словарный запас.

Соответственно, для того чтобы помочь ребенку научиться быстро и эффективно читать необходимо:

- развивать дикцию и артикуляцию;

- развивать речевое дыхание, память, внимание, мышление, воображение;

- увеличить словарный запас;

- устранить ошибки чтения.

В данной статье я затрону несколько шагов развития скорости чтения: развитие дикции, речевого дыхания.

Обычное, физиологическое дыхание, при котором ритмически чередуется вдох-выдох-пауза, происходит непроизвольно. Во время чтения характер речевого дыхания меняется: оно становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым; за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох.

Правильным типом дыхания при чтении считается диафрагмальный. При таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперед; стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма опускается.

Наша задача научить ребенка правильно дышать и натренировать правильный и продолжительный речевой выдох, тем лучше он сможет прочитать сложные, длинные слова, и тем больше у него будет хватать дыхание на чтение группы слов.  Благодаря этому, ребенок будет делать меньше пауз при чтении. В формировании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения.

Упражнение 1. Сесть ровно, не опираясь о спинку стула, положить одну ладонь на живот, другую – чуть выше. Затем сделать носом глубокий вдох, при этом нижняя часть грудной клетки расширяется и выдох через рот, пропевая звук «У».

Упражнение 2. «Диафрагмальное дыхание» 

Подышите с ребёнком (диафрагмальным дыханием) по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 - выдох 1, 2, 3 - 3 раза

2. Вдох 1,2,3,4 - выдох 1, 2, 3, 4 - 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 - выдох 1, 2, 3, 4, 5 - 3 раза

Вдох делается через нос, а выдох через рот, по 3 подхода.

Игра с мыльными пузырями. Их надувание развивает речевое дыхание. 

Упражнение «33 Егорки».

Как на горке, на пригорке

Стояли тридцать три Егорки

Раз Егорка, два Егорка,

Три Егорка, четыре Егорка и т.д.

Первые две строчки стихотворения нужно читать как обычно, затем перед подсчётом Егорок ребёнку нужно сделать вдох (диафрагмальный) через нос и на выдохе считать, пока не закончится воздух (до полного выдоха).

Чем полезна дыхательная гимнастика:

- помогает в формировании речи, голоса;

- насыщает мозг кислородом, в результате снижается утомляемость, успокаивает, повышает работоспособность;

- помогает ребенку дольше оставаться включенным в процесс;

- помогает ребенку лучше прочитывать длинные слова.

Тренируем дикцию и артикуляцию. Для этого выполняем артикуляционную гимнастику.

Упражнение «Лошадка». Поцокайте язычком 10 раз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро). Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

Потренируйте упражнение "Лошадка фыркает" 3-5 раз. Губы в полуулыбке, подуть на сомкнуты губы, чтобы они задрожали. 

Также помогут проговаривание скороговорок по следующей схеме: 

1) Сначала произнесите скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Губы, язык и челюсть должны активно при этом работать.

Потренируйтесь так минимум 5 раз.

2) Произнесите скороговорку также чётко, но уже с небольшим ускорением. Тоже минимум 5 раз.

3) Далее ускоряетесь...

Позанимайтесь таким образом минуты 2-3.

Скороговорки проговариваем на выдохе как можно больше раз.

«Король-орёл».

«Пакет под попкорн».

«Купи кипу пик, кипу пик купи».

«У Бори — винт».

«У Вити — бинт».

«А мне не до недомогания».

«Осип охрип, а Архип осип».

«У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча».

Эти упражнения будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у младших школьников.

 

.  .  .