Несколько способов для навыков быстрого чтения младших школьников
Несколько способов для навыков быстрого чтения младших школьников
Автор: Балхаснаева Наталья Константиновна
МАОУ «СОШ № 8 г. Улан-Удэ»
Зачем нужно ребенку быстро читать?
Медленно читает – плохо понимает.
Медленное, неосознанное чтение тормозит усвоение других предметов, таким образом, ребенок начинает отставать по учебной программе, в связи с этим чувствует дискомфорт, понимает, что неуспешен в учебе, теряется мотивация к учебной деятельности.
И чтобы не допустить этого, необходимо помочь ребенку.
Что мешает быстрому чтению?
1. Плохо развито речевое дыхание.
2. Плохо развита дикция и артикуляция.
3. Ошибки чтения.
4. Плохо развито внимание, воображение.
5. Плохая память.
6. Маленький словарный запас.
Соответственно, для того чтобы помочь ребенку научиться быстро и эффективно читать необходимо:
- развивать дикцию и артикуляцию;
- развивать речевое дыхание, память, внимание, мышление, воображение;
- увеличить словарный запас;
- устранить ошибки чтения.
В данной статье я затрону несколько шагов развития скорости чтения: развитие дикции, речевого дыхания.
Обычное, физиологическое дыхание, при котором ритмически чередуется вдох-выдох-пауза, происходит непроизвольно. Во время чтения характер речевого дыхания меняется: оно становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым; за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох.
Правильным типом дыхания при чтении считается диафрагмальный. При таком дыхании воздух заполняет все легкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперед; стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма опускается.
Наша задача научить ребенка правильно дышать и натренировать правильный и продолжительный речевой выдох, тем лучше он сможет прочитать сложные, длинные слова, и тем больше у него будет хватать дыхание на чтение группы слов. Благодаря этому, ребенок будет делать меньше пауз при чтении. В формировании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения.
Упражнение 1. Сесть ровно, не опираясь о спинку стула, положить одну ладонь на живот, другую – чуть выше. Затем сделать носом глубокий вдох, при этом нижняя часть грудной клетки расширяется и выдох через рот, пропевая звук «У».
Упражнение 2. «Диафрагмальное дыхание»
Подышите с ребёнком (диафрагмальным дыханием) по следующей схеме под счёт:
1. Вдох 1,2,3 - выдох 1, 2, 3 - 3 раза
2. Вдох 1,2,3,4 - выдох 1, 2, 3, 4 - 3 раза
3. Вдох 1, 2, 3,4,5 - выдох 1, 2, 3, 4, 5 - 3 раза
Вдох делается через нос, а выдох через рот, по 3 подхода.
Игра с мыльными пузырями. Их надувание развивает речевое дыхание.
Упражнение «33 Егорки».
Как на горке, на пригорке
Стояли тридцать три Егорки
Раз Егорка, два Егорка,
Три Егорка, четыре Егорка и т.д.
Первые две строчки стихотворения нужно читать как обычно, затем перед подсчётом Егорок ребёнку нужно сделать вдох (диафрагмальный) через нос и на выдохе считать, пока не закончится воздух (до полного выдоха).
Чем полезна дыхательная гимнастика:
- помогает в формировании речи, голоса;
- насыщает мозг кислородом, в результате снижается утомляемость, успокаивает, повышает работоспособность;
- помогает ребенку дольше оставаться включенным в процесс;
- помогает ребенку лучше прочитывать длинные слова.
Тренируем дикцию и артикуляцию. Для этого выполняем артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Лошадка». Поцокайте язычком 10 раз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро). Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.
Потренируйте упражнение "Лошадка фыркает" 3-5 раз. Губы в полуулыбке, подуть на сомкнуты губы, чтобы они задрожали.
Также помогут проговаривание скороговорок по следующей схеме:
1) Сначала произнесите скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Губы, язык и челюсть должны активно при этом работать.
Потренируйтесь так минимум 5 раз.
2) Произнесите скороговорку также чётко, но уже с небольшим ускорением. Тоже минимум 5 раз.
3) Далее ускоряетесь...
Позанимайтесь таким образом минуты 2-3.
Скороговорки проговариваем на выдохе как можно больше раз.
«Король-орёл».
«Пакет под попкорн».
«Купи кипу пик, кипу пик купи».
«У Бори — винт».
«У Вити — бинт».
«А мне не до недомогания».
«Осип охрип, а Архип осип».
«У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча».
Эти упражнения будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у младших школьников.