Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Современный урок литературного чтения

Дата публикации: 2020-01-18 14:50:25
Статью разместил(а):
Сахарова Марина Николаевна

Современный урок литературного чтения во 2 классе

с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" 

Автор: Сахарова Марина Николаевна

 

Тема урока развития речи «Почему люди совершают глупые поступки», по сказке В.Осеевой «Глупый поступок». 

Цель урока: Освоение новых способов работы над литературным произведением в форме диалога.

Для достижения цели были определены задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с различными приемами работы с текстом.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательную активность, интерес к чтению;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к литературе;
  • воспитывать чувство ответственности за свои действия;
  • формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
  • формировать умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

По типу урока - это урок открытия нового знания. Урок построен на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо", «Обучения в сотрудничестве», ИКТ.

В соответствии с темой урока, целями и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. 

А также использовано оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, раздаточный материал.

Урок освоения новых знаний проектировался в рамках реализации авторского проекта «Диалоговые уроки».

Содержание работы на диалоговых уроках заключается в следующем:

  • Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного;
  • Формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, свое рассуждение;
  • Создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем на уровне творчества;
  • Формирование навыков анализа текста.

На этих уроках продолжается и углубляется процесс осмысления учащимися ведущих нравственных понятий: истоки героического поступка, великодушия и душевной черствости, подлости и предательства, отваги и трусости.

Диалоговые уроки связаны с опосредованной коммуникацией. Благодаря этой технологии открываешь в ученике исследователя.

На диалоговых уроках не отрабатывается техника чтения. Дети учатся общаться с автором, героями, пропускают произведение через себя.

Условия проведения диалогового урока:

- комфортная ситуация (дети садятся в круг),

- отбор учебного материала (рассказы психологические, нравоописательные, требующие разрешения тайных вопросов, небольшого объема от 0,5 до 2 страниц),

- цикличность уроков (1-2 урока в четверть).

 Правила для учащихся:

- научись слушать, не перебивая друг друга,

- научись говорить на определенную тему,

- задавай интересные вопросы.

Содержание урока адекватно возрасту и психолого-педагогическим особенностям учеников 2 класса. Учебная информация была привлекательна для детей, учебная деятельность осуществлялась в зоне ближайшего развития. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС НОО, в части методологической основы образовательного процесса – системно-деятельностного подхода, и позволила продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, а также достичь планируемых результатов.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём учебной деятельности выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

 

Этапы урока

Деятельность учеников

Комментарии

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над проектом «Диалоговые уроки».

Вспомните, какова цель диалоговых уроков, к чему стремимся на этих уроках?

Подумать, зачем автор написал произведение.

Высказать свои мысли.

Выполнить творческие задания.

Вести диалог с текстом и друг с другом.

Задавать вопросы и давать предполагаемые ответы.

Да, действительно, вести диалог друг с другом, с автором мы научились, но есть еще много интересных видов работы с текстом, о которых вы не знаете.

Поэтому цель нашей работы -  продолжить осваивать способы работы над литературным произведением в форме диалога.

Не забывайте каждый этап своей работы фиксировать на оценочном листе. (Приложение № 1)

Актуализация знаний учащихся.

Метод проекта

Работая над проектом, ученики развивают общеучебные компетенции:

1. Самостоятельный поиск, критическое осмысление информации.

2. Готовность к работе в команде.

3. Выражение собственных мыслей, рефлективность. 4. Способность критически относиться к результатам деятельности.

5. Толерантность в отношении к результатам чужой деятельности.

 

2. Знакомство с текстом.

(Приложение № 2)

Текст только у учителя.

Детям не говорится автор, название.

 Чтение текста по смысловым частям.

После чтения пауза.

Озвучивание вопросов и предполагаемых ответов.

Прием «чтение с остановками». Эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

3. Знакомство с творчеством Валентины Осеевой.

- Назовите произведение и его автора.

«Кто всех глупее». Валентина Осеева.

Показ презентации «Знакомство с автором».

Раздача листов с текстом и таблицами.

Знакомство с автором как необходимый элемент подготовки к восприятию произведения.

Использование средств ИКТ

Является удобным и эффективным способом для удерживания непроизвольного внимания, характерного для младшего школьного возраста.

4. Повторное чтение.

Чтение текста вслух.

Жужжащее чтение тренирует речевые навыки: дикцию, интонацию, силу голоса. Учащиеся во время повторного чтения могут примерить на себя роль героев.

5. Анализ текста.

Включение учащихся в ситуацию личностного диалогического общения.

На этом этапе происходит уточнение и углубления понимания читаемого: сюжетно - событийной стороны, причинно-следственных связей, мотивов поступков действующих лиц и их характеров.

Развивается способность к целостному восприятию произведения.

Определение жанра.

- К какому жанру отнесли бы вы прочитанный текст? Докажите.

- Что нужно изменить в тексте, что бы он стал рассказом?

Определение жанровых признаков сказки.

Формирование первоначальных представлений об особенностях жанра авторской сказки.

Раскрытие темы сказки.

- О чем эта сказка?

О глупом поступке.

- Посмотрим в словарях, как толкуется слово «глупый».

Представитель группы называет словарь и зачитывает лексическое значение слова «глупый», а ваша задача -  заполнить таблицу, расположив заготовки в нужном порядке.

Работа в группе со  словарями Ожегова, Даля, словарем синонимов, в интернете со словарем Ушакова.

Заполнение таблицы «Лексическое значение слова».

Работа с оценочным листом.

Технология «Обучение в сотрудничестве».

Дети были заранее распределены на группы, равносильные по характеру и способностям.

В процессе групповой работы у учащихся развиваются регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, адекватное восприятие предложений и оценка товарищей, внесение необходимых корректив в свои действия.

6. Физминутка.

 

Использование средств ИКТ

Физкультминутка направлена на активный отдых, снижение утомления.

Работа над сюжетом.

- Сколько раз в тексте совершался глупый поступок?

- Какое событие главное?

- Кто, по мнению В. Осеевой, самый глупый?

- В конце урока постараемся ответить на вопрос: «Почему совершаются глупые поступки?»

Включение учащихся в ситуацию личностного диалогического общения.

В процессе работы над сюжетом произведения дети размышляют над проблемами взаимоотношений, осмысливают нравственные представления людей.

Работа над композицией.

- Сколько частей в тексте?

- Составьте план, озаглавьте каждую часть, работая в группе.

(Приложение № 4)

- Как части соотносятся друг с другом?

- В чем своеобразие построения произведения?

Работа в группе.

Заполнение заготовки «План».

Работа с оценочным листом.

Составление плана произведения способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста.

Работа над планом развивает речь и мышление детей.

Необходимо акцентировать внимание учащихся на своеобразный композиционный прием «цепочка событий».

Работа с авторским словом.

-Характеры героев проявляются в этом произведении через их движения, поступки.

-Какие слова выбирает для этого автор?

Глаголы.        

-Благодаря большому количеству глаголов чувствуем динамику развития событий.

Именно эти слова помогают нам представить не только события, но и самих героев.

- Как вы понимаете слова: цапнул, оскалил зубы, от нечего делать, всполошилась?

- Найдите в тексте многозначное слово.

Дать сдачи.

- Какое значение имеет это выражение? Ответить тем же, отвечать ударом на удар.

Включение учащихся в ситуацию диалогического общения.

Через анализ глаголов учащиеся приходят к пониманию поступков и характеров персонажей, учатся видеть отношение автора к своим героям.

Работа над образами героев.

- Назовите героев.

- Какие поступки они совершили и как к этому отнеслись другие герои?

Заполните таблицу «Поступки героев» (Приложение №5)

- Вы очень хорошо описали героев словами, а теперь изобразите их на бумаге.

Заполнение таблицы «Поступки героев».

Работа с оценочным листом.

Работа с заготовками рисунков.

Работа с оценочным листом.

В процессе работы над образами героев достигается понимание учащимися смысла этих образов в произведении.

Прием иллюстрирования текста помогает развивать воссоздающее и творческое воображение.

Инсценировка.

- Вы смогли представить героев, и настало время изобразить их при помощи мимики, жестов.

- Договоритесь в группе, кому вы доверите сыграть героя в инсценировке.

Распределение ролей в группе.

 Показ инсценировки.

Работа с оценочным листом.

Приём драматизации

развивает воображение, т.к. помогает детям зримо увидеть героев и то, что с ними происходит, “наиболее близко, действенно связывает художественное творчество с личным переживанием”.

Раскрытие идеи.

- Могла ли такая ситуация произойти в жизни?

- Хотели бы вы стать ее участником?

- Какие изменения и когда нужно внести в текст, чтобы события развивались по-другому?

- Чему учит сказка В. Осеевой?

- Кому автор доверил высказать главную мысль? Почему?

- Вернемся к теме нашего урока. Почему люди совершают глупые поступки?

Включение учащихся в ситуацию личностного диалогического общения.

В процессе анализа сказки учащиеся выявляют основную мысль автора, ради которой произведение создавалось.

7. Рефлексия.

-Итогом нашего урока станет синквейн. (Приложение № 7)

Заполнение заготовки «Синквейн».

Работа с оценочным листом.

Технология развития критического мышления.

Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

8. Итог урока.

-Какие приемы диалоговой работы закрепили?

-Достигли ли мы цели урока, освоили ли мы новые приемы работы с текстом?

-Запишем их в кластер (Приложение № 8)

Все листочки с нашего урока вставляем в папку, она пополнилась сегодня новыми знаниями.

У кого на оценочном листе все смайлики улыбаются?

У кого есть смайлики грустные?

Заполнение кластера (внесение дополнений)

Работа с оценочным листом.

Технология развития критического мышления.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Данный приём помогает учащимся структурировать основные понятия по теме.

Работа по заполнению кластера «Диалоговые уроки» будет продолжена на следующих уроках

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.

9. Домашнее задание.

Нарисовать диафильм к сказке В. Осеевой или написать рассказ, используя композиционный прием «цепочка событий».

 

Вариативное творческое задание ведет к психологически комфортному состоянию ребёнка, что способствует сохранению его эмоционального и физического здоровья.

.  .  .