Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация дуального обучения

Дата публикации: 2019-12-20 13:44:35
Статью разместил(а):
Вольбин Светлана Александровна

Методические рекомендациипо организации и методическому обеспечению дуального обучения по специальности среднего профессионального образования 43.02.12 «Поварское и кондитерское дело»

Авторы: Вольбин Светлана Александровна,

Иркабаева Динара Мансуровна,

Cтрепетова Елена Владимировна

ГБПОУ МО «Щелковский колледж», Московская область, Щелковский район, д. Долгое Ледово

 

Аннотация: в настоящей работе описана модель организации учебного процесса с элементами дуального обучения по программе подготовки специалистов среднего звена  по специальности 43.02.12 «Поварское и кондитерское дело» и приведен пример программы дуального обучения.

Ключевые слова: программа обучения, дуальная модель обучения в системе профессионального образования.

Тематическая рубрика: «Средняя школа, НПО, СПО.

 

Цель методической разработки - оптимизация процесса обучения по дуальной модели подготовки специалистов.

Задачи:

- координация  и  адаптация  учебно-производственной  деятельности  образовательной организации к условиям производства на предприятии - партнере;

- формирование учебного плана по специальности 43.02.12 Поварское и кондитерское дело с учетом специфики обучения по дуальной модели;

- создание модели организации учебного процесса по принципу  «колледж-предприятие»;

- разработка программы обучения на предприятии совместно с наставниками и менеджерами по организации дуального обучения предприятия - партнера.  

Принципы, на которых базируется работа:

практикоориентированность – формирование  профессионального  опыта  обучающихся при  погружении  их  в профессиональную  среду  в процессе  обучения,  а также профессионально-ориентированные  технологии  обучения,  направленные  на  формирование  у будущих  специалистов  значимых  для  профессиональной  деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств;

универсальность – единство  теоретического  и  практического  аспектов  подготовки будущих специалистов;

гибкость и вариативность содержания и технологий образовательного процесса;

адаптивность – развитие  способности  к  социализации  специалиста  в  условиях  меняющейся производственной ситуации;

партнерство – реализация  мер  по  подготовке  квалифицированных  кадров  для предприятия осуществляется на основе равноправного партнѐрства;

ответственность – выполнение сторонами принятых обязательств;

информационная  открытость – создание  открытой  информационной  среды  о направлениях  взаимодействия  предприятия  и профессиональной образовательной организации.

Основные направления взаимодействия колледжа и предприятия - партнера при реализации дуального обучения:

- участие  менеджеров по обучению предприятия – партнера  в  разработке  образовательной  программы;

- организация практики обучающихся, стажировок преподавателей специальных дисциплин и  мастеров  производственного  обучения с использованием технологической базы предприятий;

- содействие в трудоустройстве выпускников  колледжа;

- привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующей производственной сфере;

- участие в организации оценки качества подготовки выпускников колледжа при проведении итоговой аттестации и сертификации профессиональных квалификаций;

- создание  условий для социализации и профессионализации обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Актуальность.

Дуальная  система  полностью  отвечает  основным  принципам  компетентностного подхода,  лежащего  в  основе  современных  Федеральных  государственных  образовательных стандартов  профессионального  образования: единство  теории  и  практики, междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса, акцент на применении умений и знаний в профессиональной деятельности, необходимость сетевых форм организации образовательного процесса.

Инновационность дуальной системы заключается в следующем:

изменения  в  организации  учебного  процесса  (сокращаются  аудиторные  занятия, объем производственной практики увеличивается до 60–70% от объема учебного плана);

производственная  практика  основана  на  индивидуальном  подходе  и  максимально приближена к условиям реального производства;

дополнительные меры финансирования со стороны предприятия;

развитие института наставничества на производстве.

Дуальная  система  является  действенным  и  гибким  механизмом,  позволяющим обеспечить  качественную  подготовку  высококвалифицированных  специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

Оригинальность, новизна, преимущества методической разработки.

С  2014г. в ГБПОУ МО «Щелковский колледж» реализуется  проект  по  внедрению элементов  дуального обучения  в  образовательный  процесс. В этом же году  проект  получил  статус  региональной инновационной площадки.

Обучение по дуальной системе организовано на основе формирования индивидуальных учебных планов.  Есть определенные минусы в подобной форме организации обучения:

1) создание индивидуальных планов - трудоемкий процесс;

2) отслеживание успеваемости студентов, занятых на производстве,  усложняет  работу преподавателя;

3) часть теоретического курса осваивается студентами дистанционно, что сказывается на качестве обучения.

В данной методической разработке предлагается новая форма организации учебного процесса, при которой нивелируются отрицательные стороны существующей ранее модели:

1) учебная неделя разделена на теоретическую и практическую части, что позволяет студентам, осваивающим программу обучения по дуальной модели, получать весь теоретический материал учебного курса в колледже, вместе с другими обучающимися, что исключает необходимость в составлении индивидуальных учебных планов;

2) учебный план по специальности сформирован таким образом, что основные общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули сосредоточены во втором и третьем году обучения, а последний год обучения посвящен, в большей мере, дисциплинам, направленным на социализацию, правовую грамотность, профессиональную адаптацию будущих выпускников.

По мнению авторов настоящей работы новая форма организации учебного процесса послужит более качественной подготовке специалистов.

Практическая значимость разработки для системы СПО Московской области.

«Кадровая политика является одним из ключевых приоритетов государственного управления. Уровень профессиональной подготовки кадров определяет эффективность программ структурной перестройки экономики» (Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Москва. 2015).

«…Важным является дальнейшее развитие дуального образования, в рамках которого теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Активную роль в этом процессе должны сыграть общественные объединения бизнеса, и в первую очередь, Торгово-промышленная палата. Основная задача общественных объединений – координировать формирование отдельными предприятиями заказа на подготовку кадров и обеспечение рабочих мест для практической части образования. В некоторых отраслях, в первую очередь, в сфере услуг, представительные общественные объединения, способные формировать коллективных заказ на подготовку кадров, еще только предстоит создать в рамках реализации Стратегии» («Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2030 г. (1.12.2015)».

Практическая значимость настоящей методической работы   – в разработке эффективной модели  организации учебного процесса по дуальной модели.

Преимущества эффективной организации дуального обучения:

Для региона:

повышение инвестиционной привлекательности региона за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности;

значительный  рост  квалификации  рабочих  кадров  и  повышение  престижа  рабочих профессий в результате развития новых форм обучения;

Для предприятий:

возможность подготовить для себя кадры точно  «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие  всем  своим  требованиям;

возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях;

возможность  по  ходу  обучения  корректировать  его  содержание,  изменять  учебные программы в соответствии с ходом своей технологической модернизации;

подготовленные  кадры  по  окончании  обучения  сразу  же  могут  быть  задействованы  в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает;

Для системы профессионального образования:

обеспечение диверсификации профессионального  образования,  т.е.  увеличение разнообразия предлагаемых профессиональных образовательных программ;

качественная  подготовка  высококвалифицированных специалистов;

качественно  новые  партнерские  связи  между  профессиональными  образовательными организациями и предприятиями;

обеспечение высокого процента трудоустройства  выпускников,  т.к.  они  полностью отвечают  требованиям  работодателя,  обучение  максимально  приближенно  к  запросам производства;

Для обучающихся:

высокая степень мотивации к получению знаний;

- обеспечение более разностороннего профессионального развития обучающихся, работает принцип  «от  практики  к  теории»,  обучающийся  больше  работает  не  с  текстами  и знаковыми системами, а с производственными ситуациями;

возможность  сопоставить  свои  ожидания  и  реалии  будущей  профессиональной деятельности;

- профессиональная  адаптация, т.е.  освоение  новой  профессиональной  роли,  умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность;

- вероятность получить работу на том же предприятии, где проходил обучен

Дуальная  форма  профессионального  обучения  рассматривается как  успешно  адаптированный  к  условиям  рыночной экономики образовательный феномен.

Дуальная программа обучения ГБПОУ МО «Щелковский колледж»  сформирована  в тесном взаимодействии с партнерами - менеджерами ООО «Гиперглобус» и получила одобрение  руководителя проектом дуального обучения  Vetnet Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Сегодня в Московской области действуют 5 предприятий ООО «Гиперглобус» и сеть активно развивается. Организаторы обучения специалистов ООО «Гиперглобус» и руководители проекта дуального обучения  Vetnet активно взаимодействуют с профессиональными образовательными организациями по распространению модели дуального обучения не только в Московской области, но и в других регионах страны, в городах Ярославль, Владимир, Тула, Тверь, Климовск, Подольск.

Опыт, представленный в настоящей работе, может быть полезен образовательным учреждениям, заинтересованным в организации дуального обучения совместно с ООО «Гиперглобус».

Предлагаемая модель организации дуального обучения может быть интересна и тем образовательным учреждениям, которые рассматривают  возможность  реализации образовательных  программ  по  подготовке  квалифицированных  специалистов  по дуальному образцу с любыми другими предприятиями.

Обоснование соответствия нормативно-правовым актам.

Организация  и  осуществление  дуального  обучения  обучающихся  ГБПОУ МО «Щелковский колледж» регламентируется:

- положением колледжа об организации дуального обучения;

- программой  дуального  обучения;

- рабочим  учебным  планом  по специальности,  годовым  календарным  графиком  учебного  процесса;

- договором  о  дуальном  обучении  между  ГБПОУ МО «Щелковский колледж» и предприятием – партнером;

- ученическими  договорами  о  дуальном  обучении  между  обучающимися  и предприятием - партнером.

 

Основная часть

Материалы методической разработки

Организация учебного процесса с учетом дуального обучения.

Предлагаемая ниже модель организации учебного процесса преследует цель наиболее эффективного использования учебного времени для более качественного  усвоения материала студентами.

Организация дуального обучения осуществляется с начала второго курса. Представителями предприятия – партнера проводятся экскурсии на производство и осуществляется отбор студентов на дуальное обучение путем собеседования.  

С 1 сентября студенты обучаются в колледже по обычной программе (11 недель, 396 часов), осваивая дисциплины циклов ОГСЭ, ЕН, ОП и теоретический курс профессиональных модулей ПМ.01 и ПМ.02.

Программа обучения по дуальной модели начинается с 17 ноября. Студенты обеих форм обучения, традиционной и дуальной, проходят учебную практику в лаборатории колледжа и на производстве, соответственно.

С четвертого семестра и по шестой включительно расписание учебных занятий составляется таким образом, чтобы практические  занятия по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям велись параллельно, одновременно в колледже и на предприятии. А теоретические занятия осваивались в полной мере обеими группами студентов в колледже. Для этой цели учебная неделя делится на две части – теоретический курс  и практический курс.

 

3 семестр

Форма обучения - учебная практика по ПМ.01, ПМ.02, ПМ.07  

Всего часов: 216

96 часов

120 часов

Место обучения

Колледж/Предприятие

Колледж

Дни недели

1

2

3

4

5

Количество часов

8

8

8

6

6

4 семестр

Форма обучения

Практический курс ЛПЗ

Теоретический курс (и ЛПЗ)

 

Коды дисциплин и проф. модулей-

Кол-во часов 

ОП.01-20,ОП. 02-20,ОП. 03 -20;  ОП.08 -8 (68)

ПМ.01 -40; ПМ. 02-68

ОГСЭ-50, ЕН-22,

ОП 01-10 т, ОП.02-16т, ОП 03-8т, ОП 07-26,ОП.08-14,

ОП.09 -22

МДК.01.02-16; МДК.02.02- 36

Всего часов: 396 (11 недель)

176 часов

220  часов

Место обучения

Колледж/Предприятие

Колледж

Дни недели

1

2

3

4

5

Количество часов

8

8

8

6

6

Производственная практика по ПМ. 01, ПМ. 02, ПМ. 07-  12 недель– 432 часа

5 семестр

Форма обучения

Теоретический курс/ЛПЗ

ЛПЗ

Коды дисциплин и проф.модулей-

Кол-во часов

ОГСЭ,-48, ЕН -48

ОП.04-10 т., ОП.07 -24, ОП.09 – 24

МДК.03.01 – 46т;  МДК.03.02 -40т

ОП 04-40; ОП.07 -2;

ПМ 03-78

Всего часов

360 (10 недель)

240 часов

120 часов

Место обучения

Колледж 

Колледж / Предприятие

Дни недели

1

2

3

4

5

Количество часов в уч. день

8

8

8

6

6

Учебная практика -72 часа-  2 недели  (24 часа – предприятие, 48 часов – колледж)

Производственная практика -4 недели -144 часа.

6 семестр

Форма обучения

Теоретический курс/ЛПЗ

ЛПЗ

Коды дисциплин и проф.модулей-

Кол-во часов

ОГСЭ- 52; ЕН – 40;

ОП.04 – 14; ОП.07 – 28; ПМ.05 – 10 (МДК .05.02  (ЛПЗ)); МДК.04.01 -28; МДК.04.02 – 58;

МДК.05.01 – 38; МДК.05.02 – 68

ПМ 04-54;

ПМ 05- 114

Всего часов: 504 ( 14 недель)

336

168

Место обучения

Колледж

Колледж/ Предприятие

Дни недели

1

2

3

4

5

Количество часов в уч день

8

8

 

8

6

6

Учебная практика-5 недель=180 часов (60 –предприятие, 120 –колледж)

Производственная практика- 5 недель=180 часов.

 

Методическое сопровождение учебного процесса.

Пояснительная записка к учебному плану:

Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы определен с учетом:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденным  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1565;

- Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;

- примерной основной образовательной программы по специальности ТОП-50  43.02.15 Поварское и  кондитерское дело;

- профессиональных стандартов: «Повар» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 610н), "Кондитер", (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. № 597н), "Пекарь" (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 914н);

- потребностей регионального рынка труда;

- потребностей предприятия – партнера ООО «ГИПЕРГЛОБУС».

Учебный план по специальности сформирован таким образом, что основные общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули сосредоточены на втором и третьем году обучения, когда осуществляется и дуальное обучение. Последний год обучения посвящен, в большей мере, дисциплинам, направленным на социализацию, правовую грамотность, профессиональную адаптацию будущих выпускников  и подготовке к государственной итоговой аттестации.

Студенты, обучающиеся  по  дуальной  модели,  проходят  учебную практику и в лабораториях колледжа, и  на  предприятиях ООО «Гиперглобус». Производственная практика по профессиональным модулям  и преддипломная производственная практика  проходят на предприятиях ООО «Гиперглобус».

Программа дуального обучения рассчитана на 1 год  и 8 месяцев.  Промежуточная аттестация проходит на производстве в форме дифференцированного зачета в конце 4 семестра. Итоговая аттестация по профессии «Повар» проходит на предприятии  в форме демонстрационного экзамена в конце 6 семестра. Подготовку экзаменационных материалов, организацию экзамена и приглашение независимых экспертов осуществляет руководство проектом дуального обучения «Vetnet» Российско-Германской внешнеторговой палаты. По итогам экзамена выдается сертификат о присвоении квалификации «Повар».

Программа дуального обучения.

Программа дуального обучения описывает темы профессиональных дисциплин, темы практических занятий и виды деятельности на учебных и производственных практиках. Программа основана на примерной основной образовательной программе по специальности 43.02.12 Поварское и кондитерское дело, профессиональный стандартах «Повар» и «Кондитер» и учитывает предложения предприятия – партнера. Образовательная программа   обсуждалась на  семинарах с участием представителей колледжа и предприятия – партнера, где  была проведена синхронизация содержания программы основной образовательной программы колледжа и профессионального образовательного стандарта Германии.

Выводы

Организация обучения студентов  по дуальной  модели в ГБПОУ МО «Щелковский колледж»  позволяет: выстроить практико – ориентированную систему подготовки кадров от профориентации обучающихся до процедуры независимой оценки квалификаций; организовать целевую подготовку квалифицированных специалистов для предприятия – партнера.

Педагогические работники колледжа, вовлеченные в процесс обучения по дуальной модели, постоянно совершенствуют свою работу, повышая качество нормативно-правовой  основы  функционирования  производственно - образовательной среды, совершенствуют технологии профессиональной подготовки обучающихся.

Авторы настоящей методической разработки уверены в том, что описанная выше модель организации и методического сопровождения дуального обучения эффективна и будет способствовать:

- повышению  качества  профессионального  образования;

- развитию  системы  независимой  оценки  качества  подготовки  выпускников профессиональных  образовательных организаций;

- обеспечению высокого процента трудоустройства  выпускников,  полностью отвечающих  требованиям  работодателя.

Авторы уверены, что ориентирование на практическое применение на производстве усвоенного теоретического материала в образовательном учреждении   позволяет создавать наиболее благоприятные условия обучения и играет огромную роль в воспитании «лучших по профессии». 

 

.  .  .