Методы и приемы, применяемые при изучении финансовой грамотности
Методы и приемы, применяемые при изучении финансовой грамотности
Автор: Кириллова Любовь Николаевна
ГПУ Самарской области "Сергиевский губернский техникум"
Актуальность:
С введением в действие Распоряжения Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг." приоритетным направлением в обучение является формирование у студентов представления о том, что такое деньги и финансы, и, как эти инструменты работают. Большинство людей даже не задумываются о том, что финансовые решения они принимают каждый день, и, знать, что такое деньги, и, как они работают, они просто обязаны.
Цель: раскрыть основы финансовой грамотности, основные ее понятия, понятие денег, их свойств и функций. Дать понятие личному финансовому планированию, его особенностям и принципам.
Задачи:
· ознакомиться с финансовой грамотностью;
· знать, ее понятия;
· знать что такое деньги;
· знать функции денег;
· ознакомиться с понятием финансового планирования;
· уметь составлять личный финансовый план.
Обучение финансовой грамотности следует проводить в несколько этапов.
I этап - знакомство с основами финансовой грамотности. Студент должен понять, что финансовая грамотность это наука, образ жизни, совокупность знаний в области финансов, а также умение распоряжаться собственными и заемными средствами, грамотное взаимодействие с кредитными организациями, эффективное использование денежных инструментов, оценка экономического положения страны. Студент должен получить понятие, что финансово грамотный человек — это человек, который:
- умеет обращаться с денежными инструментами;
- ведет учет доходов и расходов;
- живет по средствам и грамотно планирует свои расходы;
- имеет подушку «безопасности», и минимум 10% своего дохода оставляют на инвестиции;
- не берут необдуманные кредиты и тщательно продумывают все свои вложения и инвестиции;
- всегда в курсе экономической обстановке в стране.
Ознакомиться с основными понятиями финансовой грамотности активом, пассивом и денежным потоком, а также плохим и хорошим долгом.
Активы – это то, что приносит деньги в ваш бюджет. Или то, что в будущем при продаже принесет доход. Например, недвижимость, акции, депозиты в банке, имущество, сданное в аренду и т.д.
Пассивы – это то, что вынимает деньги из вашего кармана. Например, дом, в котором вы живете; автомобиль, на котором ездите; банковские кредиты, за которые вы выплачиваете проценты и т.п.. Другими словами, это то имущество, за пользование которыми приходится вкладывать денежные средства.
Денежный поток – это разница между активами и пассивами. То есть, из совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за месяц. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым. Финансово грамотный человек всеми силами будет стремиться сократить пассивы, а активы, наоборот, увеличить, так как он уверен, что именно активы способны сделать его богатым.
Существует три вида доходов:
- заработанный – это денежные средства, получаемые за выполнение определенных работ (основной вид заработка населения).
- «портфельный» — это доход, полученный от разных акций, облигаций, ценных бумаг и т.д..
- пассивный – это доход, полученный от имеющихся в наличии пассивов. Например, от квартиры, сданной в аренду и т.п.
Как ни странно, но долги тоже имеют свою классификацию. Есть плохой долг и хороший долг.
Плохой долг – это когда ты платишь по своим обязательствам. Например, ипотека на жилплощадь, в которой ты живешь.
Хороший долг – это когда кто-то другой платит по твоим обязательствам. Например, квартира, взятая на ипотеку и сданная другим людям в аренду.
II этап - включает в себя понятие денег.
Понимание функций денег - первый шаг к финансовой грамотности.
Деньги невозможны без товаров. Товар это любой продукт, который отвечает трем основным требованиям:
- производится для продажи;
- удовлетворяет определенные потребности;
- обладает определенной стоимостью.
Деньги - тоже товар, только универсальный. Они обладают теми же свойствами, что и товар, но имеют ряд уникальных особенностей.
Деньги — это историческая экономическая категория. Они являются результатом развития товарного производства и товарного обмена, в котором выступают в качестве особого посредника.
Эта роль денег в обмене обусловлена их общественной функцией всеобщего стоимостного эквивалента, так проявляется их сущность. Деньги обеспечивают распределение товарной массы в экономике и, соответственно, являются средством распределения материальных благ в обществе.
По прошествии определенного времени из скромного посредника, реализующего хозяйственные связи между людьми, деньги трансформировались в важнейший фактор, оказывающий прямое влияние на состояние экономики и жизнь каждого человека.
В современных условиях глобализации мирового хозяйства значение денежной сферы начинает выходить за чисто экономические рамки. От того, как функционируют механизмы формирования и использования денежных ресурсов (денежная сфера), сегодня зависит национальная безопасность любой страны, понимаемая как способность государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Таким образом, современные деньги стали инструментом, имеющим не только экономическое, но и политическое, стратегическое значение.
Роль денег в экономике и человеческом обществе проявляется в нескольких моментах.
Во-первых, деньги способствуют ускорению и упрощению товарного обмена.
Во-вторых, деньги — это актив исключительной важности, отсутствие, недостаток или избыток которого в экономике непосредственно влияет на важнейшие макроэкономические показатели и уровень жизни каждого человека. Недостаточность денежной массы, обеспечивающей потребности производственного и финансового секторов, ведет к сокращению производства, падению уровня доходов и занятости, сжатию ликвидности банковского сектора, нарастанию задолженности, неплатежам, банкротствам предприятий и банков. Несбалансированность денежной массы относительно ее товарного эквивалента приводит к росту цен (инфляции).
Деньги — это информация о стоимости, закрепленная на носителе (материальном или нематериальном), удостоверенная государством и принятая всеми людьми.
Современные депозитные и электронные деньги более других денежных форм сравнимы с потоком информации, и потому их информационная сущность не вызывает сомнений.
Сущность денег проявляется и в их функциях.
Функции денег — это, с одной стороны, их общественное назначение, с другой — работа, которую деньги выполняют ежедневно.
Рассмотрим функции денег подробно.
Функция измерения стоимости товаров. Выполнение деньгами этой функции заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен.
В отличие от бартерной экономики, в денежной экономике стоимость товаров получает свое единственное выражение — в деньгах, и называется ценой.
Функция средства обращения. Выполняя функцию средства обращения, деньги используются для оплаты товаров, помогая им тем самым вступить в обращение (быть проданными на рынке).
Выполняя функцию средства платежа, деньги используются в нетоварных сделках при совершении платежей, которые не предполагают получения какого-либо эквивалента, либо когда движение денег отделено во времени от встречного движения товарной стоимости. К таким сделкам можно отнести: уплату налогов, штрафов, членских взносов, выплату социальных пособий, пенсий, заработной платы, осуществление банковских и почтовых переводов, выдачу и погашение займов, кредитов.
Деньги в этой функции составляют основу развития финансово-кредитных отношений. В настоящее время она доминирует среди остальных функций денег.
Функция средства сбережения и накопления. Она проявляется, когда население, предприятия, организации и государство сберегают часть своего дохода для определенных целей в будущем.
Деньги как средство накопления являются необходимым условием развития кредитных отношений. Денежные накопления аккумулируются банками, государством и направляются на дальнейшее развитие производства, покрытие государственных расходов.
Функция обслуживания международных экономических отношений (функция мировых денег). Эту функцию деньги выполняют, выступая в качестве международного платежного средства в расчетах по платежному балансу, а также международного покупательного средства.
Информационная функция это способность денег, являющихся объектом анализа монетарных властей, сообщать им через различные показатели денежного обращения о состоянии воспроизводственного процесса и возможных диспропорциях экономического развития. Так же как анализ крови позволяет сделать вывод о состоянии здоровья человека, так и денежные показатели способны выявить болезни экономики.
Функция создания эмиссионного дохода. Деньги приносят эмиссионный доход государству, которое выпускает их в обращение. В современном мире эмиссионный доход представляет собой прибыль эмиссионного института от выпуска денег в обращение, рассчитываемую как разница между номиналом выпускаемых денег и стоимостью их производства.
Регулирующая функция денег заключается в том, что при регулировании государством их количества, стоимости, пропорций денежного обращения и других показателей денежной сферы монетарные власти оказывают тем самым решающее воздействие на ход экономической жизни страны.
Коммуникативная функция. Деньги — это форма связи между людьми, всеобщее социальное сцепление товаропроизводителей, элементов общества и отдельных государства. Следовательно, деньги позволяют развивать в обществе многочисленные связи, потребность в которых растет по мере развития экономики.
Функция денег как финансового оружия. Деньги представляют собой своего рода финансовое оружие, и в этом своем качестве могут использоваться для ослабления экономики иностранного государства через расстройство его денежного обращения в целях облегчения территориального захвата, а также для экономического и политического подчинения без непосредственного военного вторжения.
III этап финансовое планирование.
До студента следует донести, что в привычку всех людей должно войти понятие о составление личного финансового плана как краткосрочного (менее одного года), так и долгосрочного (на 5 лет и более). В плане должны стоять конкретные правильные цели (те цели, которые реально достичь) и нужно четко следовать намеченному плану, внося при необходимости кое-какие коррективы.
Необходимо следовать определенным правилам, которые обязательно помогут вам стать финансово независимым человеком:
Спросите себя: «Смогу ли я без этого жить»
Человек всегда гонится за кем-то. Такой же большой телевизор как у соседа; такая же крутая машина как у коллеги; такой же большой дом, как у друга. И все в кредит или в долг. Такая погоня за «показателями успешности» очень мешает разбогатеть человеку.
Правило «заплати сначала себе».
Какой доход вы бы не получили и как бы вам тяжело не было, минимум 10% всего ежемесячного дохода необходимо отложить. То есть создать так называемую «подушку безопасности» и резервные средства, которые в будущем вы планируете инвестировать.
Изменить отношение к деньгам.
Каждый человек должен понять, что деньги это не средство потребления, а средство управления и достижения поставленных пред тобой целей и задач.
Правильное обращение с деньгами.
Для начала необходимо просто начать вести учет доходов и расходов, начать тратить меньше полученного дохода, научиться разумно экономить (т.е. не бросаться на акции и распродажи и не скупать все что «дешево»).
Взаимовыгодные отношения с банками.
Человек не должен бояться банков. Он должен с научится с ними сотрудничать и знать основные правила работы с банками. Необходимо четко понимать то, что кредиты – это постепенное скатывание в долговую яму.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод - зная хотя бы основы финансовой грамотности, мы уже можем постепенно изменить свою жизнь к лучшему. Только не надо забывать превращать свои знания в действия.
Главное требование организации учебного процесса, он должен быть организован таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач.
Информационное обеспечение:
1. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика [Текст] / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. –С. 31 -112 .
2. Кузина, О.Е. Оценка уровня финансовой грамотности населения РФ.
3. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) [Текст] / О.Е. Кузина // Деньги и кредит. – 2012. – № 1. – С. 68-72.
4. Критерии финансовой грамотности населения и пути её повышения: отчёт по результатам исследования [Электронный ресурс] / Национальное агентство финансовых исследований.
5. Финансы и кредит: учебник/ под ред. Проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование. – 2012. – 609 с. (Университеты России)