Образовательная направленность уроков физической культуры
Образовательная направленность уроков физической культуры
Автор: Серышева Людмила Александровна
МБОУ «СОШ № 40», г. Братск, Иркутская область
На данном этапе, определяющим условием успешного формирования физической культуры личности учащегося, является повышение образовательной направленности физического воспитания. С введением ФГОС конкретизируется цель физического воспитания: «…учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни».
Реализация данной цели невозможна без изучения теоретических основ физической культуры человека. Как показывает практика, недостаточный объем или отсутствие у учащихся научных основ физической культуры затрудняет освоение разнообразных двигательных действий, формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, снижает эффективность обучения и воспитания, приводит к снижению уровня общей образованности школьников.
В результате освоения учебного предмета «Физическая культура» ученик должен:
- понимать роль физической культуры в развитии человека;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств;
- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей.
Весь теоретический материал по учебному предмету «Физическая культура» представлен фундаментальными знаниями общетеоретического характера, инструктивно-методическими знаниями, а также специальными знаниями по отдельным видам двигательной деятельности.
Теоретические знания по физической культуре являются интегрированными, они формируются из разных научных дисциплин: педагогических, психологических, математических, естественнонаучных и т.д. Поэтому при изучении теоретического материала по физической культуре необходимо обращение к знаниям, полученным учащимися на других предметах, их дополнение и конкретизация.
Перед учителями встает вопрос: «Как изучать теорию физической культуры? Читать лекции? Задавать теорию на домашнее изучение? Уменьшать объем двигательной активности на уроке или упоминать о теоретических аспектах вскользь?»
Я представляю свой опыт изучения теоретического материала на уроках физической культуры.
Перед изучением нового раздела программы, например: волейбол или лыжная подготовка, для ознакомления с основными теоретическими аспектами я провожу уроки образовательно-познавательной направленности. Данный тип урока содержит образовательный компонент, направленный на:
- освоение необходимых знаний по той или иной теме;
- знакомство с требованиями и правилами по ТБ;
- изучение способов и правил организации самостоятельных занятий (их планирование, проведение, контроль);
- формирование основ ЗОЖ;
- изучение культурно-исторических основ физической культуры и т.д
В ходе таких уроков я использую индивидуальную и групповую работу с учебной литературой.
Широко использую электронные презентации, которые позволяют наглядно объяснить технику выполнения двигательного действия, познакомить с историей возникновения того или иного вида спорта, с великими спортсменами и их достижениями и т.д. Учащиеся готовят творческие задания, сообщения и рефераты по различным темам.
Для активного изучения теоретического материала использую кейс-метод. Мною составлены кейсы по темам: «Здоровье и факторы, влияющие на его сохранение», «Нарушения осанки и гимнастические упражнения», «Режим дня школьника», «Способы самоконтроля на уроках физической культуры» и т.д. В ходе решения проблемной ситуации, предложенной в кейсе, используя необходимые знания и материалы, учащиеся в активной самостоятельной деятельности находят пути решения того или иного вопроса. Использование кейс-метода позволяет мне решать следующие задачи:
- закрепление знаний, полученных учащимися на предыдущих занятиях;
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
- экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса;
- развитие коммуникативных способностей школьников.
Очень нравятся школьникам игровые формы проведения уроков. Так по теме «Профилактика вредных привычек» я проводила игру «Суд идёт», в ходе которой были затронуты вопросы влияния алкоголя, табака и наркотических веществ на различные системы организм, меры профилактики и борьбы с вредными привычками.
Но рассказать на одном уроке материал недостаточно, необходимо систематически закреплять, обогащать и систематизировать изученный материал.
Для решения этих задач в подготовительной и основной части уроков я использую следующие приемы:
1. Ассоциации. Так после формулирования темы урока, я предлагаю учащимся назвать как можно больше ассоциаций, связанных с темой урока.
Например: тема «Подача мяча в волейболе» учащиеся предложили следующие ассоциации: удар, начало игры, свисток, заступ, сетка, верхняя, нижняя и т.д. Данный прием активизирует мыслительную деятельность, позволяет выяснить, что знают или думают учащиеся по теме.
2. «Знаю – не знаю». Учащимся предлагаются факты по той или иной теме, они их объясняют. Например: учащимся предлагаются цифры: 5; 3; 1; 540; 3,05 и т.д. тема урока «Баскетбол». 5- число игроков в команде, 3 и 1 – количество очков за результативный бросок, 540 - средний вес баскетбольного мяча, 3,05 – высота щита и т.д.
3. «Аллея Славы». Учащимся демонстрируются фотографии спортсменов, основателей различных видов спорта и т.д. Школьникам необходимо назвать человека, рассказать о его достижениях или открытии и т.д.
4. «Интеллектуальная разминка». В ходе разминки учащимся предлагаются задачки, для решения которых необходим раннее изученный материал. Например: Ширина волейбольной площадки 9 метров, назовите длину? Какой континент символизирует зеленое кольцо на эмблеме олимпийских игр? и т.д.
5. Также широко со своими учениками я использую проектную деятельность. Например: совместно с учащимися 9 класса мы реализовали проект «Весёлая перемена», в ходе которого учащиеся получили знания о подвижных играх различной степени двигательной активности, способах организации и проведения. Силами учащихся был составлен каталог малоподвижных игр для учащихся 1-2 классов, проведены серии школьных перемен с использованием подвижных игр.
6. Домашнее задание. В качестве домашнего задания я использую следующие приемы: «10 интересных фактов» (учащиеся самостоятельно находят интересную информацию по той или иной теме); «Биография спортсмена», «Почему я люблю…»( например: баскетбол), «Моя утренняя гимнастика» (учащиеся составляют комплекс ОРУ) и т.д.
7. Для контроля усвоения полученных знаний мною разработаны тестовые задания, как в печатном, так и в электронном виде. Электронные варианты контрольных тестов представлены в системе дистанционного обучения РУСАЛ-школам России (портал Прометей).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архипова Л. А. Современные технологии в физическом воспитании обучающихся: учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015
2. Дианов Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью/ Д.В.Дианов, Е.А. Радугина. – М.: КноРус, 2012.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебное пособие. – Рн/Д: Феникс, 2012
4. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010
5. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008.