Программа внеурочной деятельности для 5 класса «Живая математика»
Программа внеурочной деятельности для 5 класса
«Живая математика»
Автор: Кириченко Наталья Валентиновна
ГБОУ "Средняя школа № 325 Фрунзенского района", Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Живая математика» адресована учащимся 5 классов и является одной из важных составляющих работы с мотивированными детьми, обладающими способностей в области математики.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
· пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
· расширение и углубление знаний по предмету;
· раскрытие творческих способностей учащихся;
· развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
· воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
· решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
· формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
· работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, необходимой в любой деятельности, в том числе следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
· После предварительного обсуждения самостоятельно формулировать цели занятия.
· Учиться находить и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, корректировать план решения проблемы (задачи).
· В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и, исходя из них, определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
Познавательные УУД:
· Самостоятельно определять, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
· Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать и слышать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.
· Читать вслух и «про себя» тексты учебной и научно-популярной литературы; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться умению договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
· познакомиться со различными способами решения нестандартных задач по математике;
· познакомиться с нестандартными способами решения математических задач;
· освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
· рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
· познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков;
· расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
· умение применять имеющиеся знания: формирование функциональной грамотности;
· познакомиться с разделами математики, отсутствующими в учебном плане, их элементами и некоторыми правилами, и, при желании, самостоятельно расширить свои знания в этих разделах;
· познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и в проектной деятельности;
· приобрести опыт самостоятельной деятельности при решении учебных задач;
· приобрести опыт презентации собственного продукта.
Формы и режим занятий:
Программа ориентирована на обучение детей 11–12 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса необходимо обращать внимание на психологические особенности обучающихся данного возраста: избирательность их внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки, но не могут долго сосредоточиться на одном и том же деле, поэтому учителю необходимо создавать нестандартные ситуации, чтобы учащиеся заниматься с удовольствием и длительное время.
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. В 5-м классе учащимся следует дать время на осознание своего «выбора», что происходит в течение первой четверти.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию таких свойств личности, как: память, внимание, воображение, мышление.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; игра; творческая работа.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков, формировании функциональной грамотности целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основные формы проведения занятий:
1. Комбинированное тематическое занятие:
- Выступление учителя или учащегося, видеофильм.
- Самостоятельное решение задач по избранной теме.
- Разбор решения задач (обучение решению задач).
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических ситуаций, проведение математических игр.
- Ответы на вопросы учащихся.
- Домашнее задание.
2. Конкурсы и соревнования по решению математических задач.
3. Презентации учащихся по заданной теме.
4. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
Домашнее задание заключается в повторении темы занятия, самостоятельном изучении научно-популярной литературы, рекомендованной учителем, подготовке выступления (доклада), подборе задач по предложенной учителем теме.
Результативность изучения программы:
Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности отличается от привычной системы оценивания на уроках.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной и проводится в процессе:
- решения задач,
- защиты практико-исследовательских работ,
- дискуссии,
- участия в проектной деятельности,
- участия в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных.
Оценка результатов освоения программы (Диагностика обученности)
Знание основных арифметических понятий.
Натуральные числа, системы счисления, действия с натуральными числами, свойства действий с натуральными числами
Единицы длины, площади, массы, выражение одних единиц через другие согласно условию задачи.
Умение следовать инструкциям
Создавать чертеж, по условию задачи, пользуясь инструкциями, показом учителя и устными пояснениями.
Развитие пространственного воображения.
Умение строить геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, квадрат, треугольник, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед.
Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.
Низкий уровень – не может сделать.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Общее количество часов |
Количество учебных часов на теоретические занятия |
Количество учебных часов на практические занятия |
1. |
Введение |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
История развития математики |
2 |
1 |
1 |
3. |
Недесятичные системы счисления |
2 |
1 |
1 |
4. |
Числовые системы народов мира |
2 |
1 |
1 |
5. |
Старинная система мер |
3 |
1 |
2 |
6. |
Текстовые задачи. Арифметические задачи |
5 |
1 |
4 |
7. |
Логические задачи |
3 |
1 |
2 |
8. |
Задачи на взвешивание, переливание |
3 |
1 |
2 |
9. |
Задачи на движение |
3 |
1 |
2 |
10. |
Задачи на геометрические фигуры |
3 |
1 |
2 |
11. |
Задачи на разрезание |
2 |
0,5 |
1,5 |
12. |
Мини - проекты |
5 |
1 |
4 |
13. |
Защита мини-проектов |
1 |
|
1 |
|
Всего |
35 |
11 |
24 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, тема занятия |
Краткая стержневая сущность занятия |
Введение |
||
1. |
Вводная беседа. Знакомство с программой внеурочного курса. Диагностика обученности учащихся |
Беседа. Обсуждение.
|
История развития математики |
||
2. |
Краткий экскурс в историю математики от первобытных людей до Древней Греции. |
Решение логических задач, вычисление числовых выражений |
3. |
История развитии математики со средних веков до нашего времени |
Решение логических задач, вычисление числовых выражений |
Недесятичные системы счисления |
||
4. |
Система счисления в Древней Руси. Шестидесятиричная система счисления (измерение углов, времени) |
Решение задач на смекалку, отработка навыков сложения и вычитания с различными единицами измерения |
5. . |
Двоичная система счисления и информатика. |
Решение олимпиадных задач, задачи на перевод единиц измерения |
Числовые системы народов мира |
||
6. |
Система счисления народа Майя |
Просмотр видеофильма. Перевод из десятичной системы счисления в систему счисления Майя даты рождения, праздников. Решение числовых выражений |
7. |
Система счисления в Египте, Древнем Риме. |
Просмотр видеофильма. Запись чисел с использованием римской системы счисления. Вычисление буквенных выражений. |
Старинная система мер |
||
.8.8. |
Меры длины у разных народов. |
Решение задач на нахождение расстояния, длины отрезка. Решение старинных задач. |
9. |
Меры веса у разных народов. |
Решение задач на взвешивание, объем. Решение старинных задач. |
10. |
Решение задач с использованием старинных систем мер. |
Решение старинных и олимпиадных задач на длину, расстояние, взвешивание. |
Текстовые задачи. Арифметические задачи |
||
11. |
Задачи на числа |
Решение задач для подготовке к олимпиаде |
12. |
Задачи, решаемые методом подбора |
Решение задач для подготовке к олимпиаде |
13. |
Задачи на составление числовых выражений |
Решение задач для подготовке к олимпиаде |
14. |
Математические софизмы |
Решение задач для подготовке к олимпиаде |
15. |
Задачи на рассуждение |
Решение задач для подготовке к олимпиаде |
Логические задачи |
||
16. |
Задачи на сопоставление и сравнение. Олимпиадные задачи. |
Решение задач с использованием анализа и синтеза имеющегося текста задачи. |
17. |
Задачи на размещения и перестановки. Олимпиадные задачи. |
Решение задач с использованием анализа и синтеза имеющегося текста задачи. |
18. |
Решение олимпиадных задач. |
Решение задач с использованием анализа и синтеза имеющегося текста задачи. |
Задачи на взвешивание, переливание |
||
18. |
Решение старинных и олимпиадных задач на взвешивание. Решение задач с практическим содержанием. |
Решение логических задач, составление выражений. |
20. |
Решение старинных и олимпиадных задач на переливание. Решение задач с практическим содержанием. |
Решение логических задач, составление выражений. |
21. |
Решение олимпиадных задач. |
Решение логических задач, составление выражений. |
Задачи на движение |
||
22. |
Задачи на встречное движение. |
Решение задач по формулам. Составление числовых и буквенных выражений. Решение олимпиадных задач. |
23. |
Движение в противоположном направлении |
Решение задач по формулам. Составление числовых и буквенных выражений. Решение олимпиадных задач. |
24. |
Движение по реке, в стоячей воде. |
Решение задач по формулам. Составление числовых и буквенных выражений. Решение олимпиадных задач. |
Задачи на геометрические фигуры |
||
25. |
Отрезок, луч |
Решение задач на нахождение длины отрезка, взаимное расположение точек, отрезков, лучей. «прикидка» длины отрезка. Решение олимпиадных задач. |
26. |
Треугольник, прямоугольник, квадрат |
Решение задач на нахождение периметра треугольника, прямоугольника, квадрата, площади прямоугольного треугольника, квадрата и прямоугольника, умение «прикидкой» определить эти величины. |
27. |
Прямоугольный параллелепипед. |
Решение задач на развитие пространственного представления. Нахождение объема, перевод единиц измерения объема. |
Задачи на разрезание |
||
28. |
Решение олимпиадных задач на разрезание и объединение фигур. |
Решение логических задач. Пазлы. Составление геометрических фигур из их частей |
29. |
Решение олимпиадных задач на разрезание и объединение фигур. |
Решение логических задач. Пазлы. Составление геометрических фигур из их частей |
Мини-проекты |
||
30. |
О проектной деятельности. |
Знакомство с различными видами проектов. Выбор темы мини-проекта, цели и задачи. Составление плана работы над проектом. |
31. |
Работа с информацией. |
Подбор литературы для работы над проектом, знакомство с различными информационными источниками: научная и справочная литература, интернет ресурсы. |
32. |
Работа над проектом. Пояснительная записка. |
Работа в группах и парах по отработке навыка написания пояснительной записки. . |
33. |
Работа над проектом. Основная часть. |
Работа в группах и парах по отработке навыка написания основной части проекта. |
34. |
Работа над проектом. Заключение. Виды презентации. |
Работа в группах и парах по отработке навыка написания заключения. Знакомство с различными видами презентации проекта. |
35. |
Защита проектов |
Презентация мини-проектов учащимися. Обсуждение. |
Литература для учителя и учащихся:
1. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю., Математика 5 класс. Рабочая тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся., Москва, Интеллект - Центр, 2013г.
2. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю., Математика 5 класс. Рабочая тетрадь 2. Задания для обучения и развития учащихся., Москва, Интеллект - Центр, 2013г.
3. Н.Е. Кордина Виват математика! Занимательные задания и упражнения 5 класс., Волгоград, Учитель, 2013.
4. А.В. Фарков Математические олимпиады для всех учебников, 5-6 классы, Москва, Экзамен, 2013.
5. Панишева О.В. Математика в стихах, 5-11 классы. Задачи, сказки, рифмованные правила, Волгоград, Учитель, 2013.
6. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин, За страницами учебника математики, Москва, Просвщение, 1989.
7. Г.И. Глейзер, История математики в школе, 4-6 классы, Москва, Просвещение, 1981.