Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Становление профессиональной компетентности у студентов медицинского колледжа

Дата публикации: 2019-10-23 18:29:41
Статью разместил(а):
Воронцова Ирина Петровна

Становление профессиональной компетентности у студентов медицинского колледжа

Автор : Ирина Петровна Воронцова

 

В настоящее время очень актуальным становится вопрос о развитии профессиональной компетентности у студентов средних медицинских учебных заведений, ведь для успешного и правильного выполнения своих профессиональных обязанностей, будущий медицинский работник должен обладать необходимыми личностными качествами, определенными базовыми компетенциями, которые являются достаточно значимыми для будущей профессии.

Каждый год, очень многие учебный заведения открывают свои двери перед многочисленными студентами, достаточно большое количество человек, поступают и в средние медицинские учебные заведения. Другой вопрос в том, какими мотивами руководствуются обучающиеся, кто-то поступает по настоянию родителей, для продолжения так называемой «медицинской династии», другая часть обучающихся – исходя из расхожего мнения «потому что это круто, быть медицинским работником», причин масса, и поэтому надеяться на то, что будущий потенциальный медицинский работник изначально достаточно мотивирован и готов к развитию необходимых профессиональных компетенций, было бы, по меньшей мере, достаточно глупо. Попробуем ниже разобраться, почему это происходит.

В процессе подготовки медицинских специалистов, профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества соответственно, помогают реализоваться в приобретаемой профессии. Современный студент все больше и больше становится независимым и автономизированным как личность, как индивид, который сам выбирает приемлемую для себя модель поведения, образ жизни, соотнося их со своими интересами, со своей будущей профессией, и собственным жизненным опытом. Но, при этом, с другой стороны, нельзя забывать о том, что, начальные базовые условия вхождения будущих медицинских работников в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. 

Как показывают многочисленные опросы, анкетирования и исследования, более половины студентов - первокурсников имеют весьма «размытые» представления о своей приобретаемой будущей профессии, и мотивированы на изучение лишь определённого круга предметов, которые непосредственно ассоциируются у них с медициной, например, анатомия, хирургия, сестринское дело, педиатрия, а некоторые учащиеся вообще заявляют о полном нежелании в будущем работать по получаемой специальности. И именно поэтому, педагогический состав средних медицинских учебных заведений испытывает огромные трудности относительно воспитательной работы со студентами, потому что традиционная организация воспитательного процесса в современных условиях не работают.

Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, в том числе и среднего медицинского, быстрого реагирования и своевременной коррекции по формированию совершенно нового подхода, где главенствующим приоритетом становится индивид, что в конечном итоге, будет актуализировать творческие аспекты личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как компетентность. 

Воспитательный процесс в медицинском колледже, несомненно, имеет свои нюансы, потому что, медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых личностных характеристик. Именно с этой целью, обучающийся контингент медицинских колледжей, активно привлекают к общественной работе, к работе с ветеранами, разных акциях Всероссийского, регионального, городского уровня, существует движение волонтёров-медиков, где, уже начиная с первого курса, в будущих медицинских работниках начинают вырабатывать такие важнейшие профессиональные качества, как, ответственность, гуманность, чувство сострадания к людям, доброту, терпение.

Профессиональный аспект работы специалистов среднего медицинского профиля обязательно включает в себя глубокое понимание будущим медицинским работником своего профессионального долга, профессиональной и нравственной ответственности за качество и результат своей работы. Среднему медицинскому работнику практически постоянно приходится осознавать моральную ответственность, свое отношение к людям, которым требуется помощь, и духовно-нравственным ценностям, оказывающимся в сфере профессиональных интересов. 

В процессе воспитания и обучения в медицинском колледже каждый обучающийся должен получить реальное представление о выбранной профессии, о сложностях, с которыми ему предстоит столкнуться в процессе своей профессиональной деятельности, необходимые базовые знания и умения, позволяющие ему осознать и найти себя в профессии и обществе в целом. 

Воспитательный процесс в рамках профессиональной подготовки средних медицинских работников должен обеспечить усвоение студентами нравственного аспекта своей будущей профессиональной деятельности, сформировать такие необходимые личностные качества, как умение адекватно воспринимать действительность и способность к социально значимой деятельности, чувство ответственности и долга, и высочайшую нравственную культуру. 

Все учебные программы, использующиеся в медицинском колледже с первого курса до последнего, сконструированы с учётом содержания профессионального образа определённой медицинской специальности, под которым понимается конечная цель медицинского профессионального образования и образ профессионала. Рабочие программы обязательно учитывают основные задачи и место дисциплины в системе подготовки специалиста данного медицинского профиля, делая акцент на тех темах, которые наиболее важны для формирования общепрофессиональных и специальных профессиональных знаний и умений.

Помимо всего этого, необходимо максимально полно использовать воспитательный потенциал каждой изучаемой дисциплины для формирования профессионального образа студентов. В учебном плане  медицинского колледжа нет ни одного предмета, который не мог бы быть использован в целях профессионального воспитания. Педагоги стремятся актуализировать воспитательный потенциал преподаваемых дисциплин. А для этого нужно, чтобы модель выпускника медицинского колледжа была понятна и личностно значима для всех участников образовательного процесса. 

Одним из важных средств, которым располагает педагог для воспитания будущих медицинских работников, является его личный пример поведения и отношения к окружающим. Педагог является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении в колледже, на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым он осуществляет процесс нравственного воспитания своих студентов. 

В колледже преподавание учебных дисциплин и специальных профессиональных модулей осуществляют преподаватели, имеющие достаточно большой стаж практической работы. Это специалисты, которые способствуют развитию у студентов коммуникабельности, пониманию сути и значения выбранной профессии, ее важности для общества, желанию дальнейшего самообразования.

Достаточно важная и значимая роль, в вопросе формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников, отводится практическим занятиям, которые проводятся вначале на доклинических базах медицинских  учебных заведений, с использованием симуляционного обучения, в процессе которого знакомятся и учатся выполнять необходимые для будущей работы манипуляции,  а затем, студенты выходят на учебную практику, где уже в реальных условиях приобретают необходимые знания, умения и навыки. На клинических базах будущие медицинские работники учатся методике субъективного и объективного обследования пациента, учатся находить общий язык и общаться с пациентами различного возрастного контингента и социально-экономического статуса, что является немаловажным фактором в формировании необходимых компетентностных качеств медицинского работника.

В медицинском колледже систематически проводятся мероприятия, направленные на формирование профессиональной ориентации студентов, развитие и укрепление интереса к выбранной профессии, воспитание профессионально значимых, социальных и личностных качеств разнообразны: это и встречи со специалистами выбранного профиля, работодателями лечебно – профилактических учреждений, студенческие научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства. 

Также, важно отметить, что получив диплом о среднем профессиональном медицинском образовании, большинство выпускников колледжа готово самостоятельно работать в лечебно-профилактических учреждениях, что особенно важно при дефиците кадров среднего медицинского персонала.  

Таким образом, профессиональное воспитание будущих медицинских работников представляет собой очень сложный, многогранный, организованный, целенаправленный процесс развития профессионального интереса студентов к получаемой и изучаемой профессии, формирование у них профессиональной техники, становления студента – профессионала именно в своей конкретной области, и повышение уровня профессиональной компетенции.

 

.  .  .