Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие творческих способностей обучающихся

Дата публикации: 2019-09-16 14:25:54
Статью разместил(а):
Московцева Инна Юрьевна

Развитие творческих способностей обучающихся

Автор: Московцева Инна Юрьевна

 

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

А что же такое творческие способности?

Изучая и анализируя представленные точки зрения по вопросу о сущности и особенностях творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. 

Компоненты творческих способностей можно определить так.

1. Беглость.

• Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.

• Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.

• Ребенок задает много вопросов.

• У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.

• Ребенок употребляет большое количество слов при выражении своих мыслей.

• Ребенок работает быстро и продуктивно.

2. Гибкость.

• Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.

• Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.

• Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.

• Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.

• Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

3. Оригинальность.

• Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения.

• Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.

• Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).

• Ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.

• После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.

• Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

4. Разработанность.

• Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.

• Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение.

• Ребенок отказывается от чужой идеи или изменяет ее каким-либо образом.

• Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу (идею) других людей.

• Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.

• Ребенок изменяет правила игры.

5. Любознательность.

• Ребенок спрашивает всех и обо всем.

• Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.

• Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.

• Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.

• Ребенок ищет разные возможности решения задачи.

• Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т.д., чтобы познать как можно больше.

6. Воображение.

• Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел

• Ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам.

• Ребенок мечтает о различных местах и вещах.

• Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.

• Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.

• Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

7. Сложность.

• Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.

• Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.

• Ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи.

• Ребенку нравятся сложные задания.

• Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.

Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

8. Склонность к риску.

• Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

• Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.

• Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.

• Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.

• Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение.

• Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

 

Понятие творческих способностей

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:

·        стремление к открытиям;

·        умение познавать;

·        активность;

·        фантазия;

·        инициативность;

·        стремление к познанию;

·        умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

·        живость ума;

·        умение изобретать и открывать;

·        свобода воображения;

·        интуиция;

·        умение на практике применять полученные знания, опыт;

·        открытия и изобретения. 

Важно создать условия для вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность для расширения воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность ребенка. Деятельность предполагает сотрудничество и партнерство двух людей – взрослого и ребенка. Очень важно, чтобы взрослые и на этапе рождения замысла будущего изделия и в процессе их создания, и при совместном обсуждении результата поддерживали все попытки ребенка проявить инициативу. Из ростков его инициативы постепенно вырастает в ближайшем будущем самостоятельность. Задача взрослого подсказать, помочь, направить и вовремя отстраниться, предоставляя ребенку свободу для созидания.

В целом школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально.

Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве. Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, чтобы  родители еще и постарались.

 

Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

·        одарённость;

·        талант;

·        гениальность.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Кроме того, показателями именно творческих способностей будет то, что ваш ребенок, занимаясь, будет писать не так, как все остальные. И тогда ругать не стоит, присмотритесь к ребенку, может, если понять направление его мысли, это вам что-то о нем подскажет. Постарайтесь быть внимательными к своим детям, не заставляйте их делать то, что вы считаете нужным, попытайтесь найти то, что их привлекает уже сейчас. Дайте возможность детям высказать, изобразить, сделать не именно так как вы показали, а привнести что-то свое. И никогда не отрицайте, не отвергайте их инициативу.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что – просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность, не имея возможности выплеснуть то, чем одарена, не живет настоящей жизнью, а проживает.

Исходя из вышесказанного, можно разделить творческие способности на три основных типа:

·        те, которые именно служат созиданию;

·        другие, которые умеют соединить образованное;

·        а так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

Творческие способности человека – это дар, который требует постоянной работы, усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями, и, поверьте, они того стоят!

 

Условия эффективного развития творческих способностей 

Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

·        Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;

·        Используются технологии развития творческого мышления;

·        Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей? 

Способы стимулирования творческих способностей:

·        обеспечение благоприятной атмосферы;

·        доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

·        обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

·        поощрение высказывания оригинальных идей;

·        обеспечение возможностей для практики;

·        использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

·        предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Условия успешного развития творческих способностей:  

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Можно выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваются тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей    заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Чтобы работать творчески, «не по стандарту», необходимо развитое, активное воображение. Поэтому на занятиях развитию художественного воображения должно уделяться особое внимание.  Во введении было отмечено, что воображение имеет своих «слуг» - внимание, память, наблюдательность и др. психические качества человека.

Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учащихся само собой, без всяких усилий с их стороны. Практика показывает, что непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда материал своей наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка эмоциональное отношение. Поэтому важным условием организации внимания является наглядность обучения.   

Воображение – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека. Поэтому воображение нужно тренировать и развивать, как и любую другую сторону психологического облика человека. Как же развиваются навыки воображения на занятиях?  Например, при выполнении макета здания, перед ребенком ставятся определенные цели и задачи  и перед ним встают определенные зрительные образы; воображение начинает пробуждаться. Какие  элементы и мотивы могут присутствовать в работе, как может быть составлена композиция, - все это появляется в  развивающемся воображении ребенка.

Но иногда  бывает так, что у ребенка недостаточное воображение («ленивое»). Тогда руководитель сам подсказывает ответ. Если предложенное удовлетворяет ученика, он, принимая чужие зрительные образы, начинает по-своему что-то видеть.   

Проследим путь изготовления подарка своими руками.

Строение мыслительного акта в процессе изготовления изделия учеником, примерно таково:

Ребенок собирается своими руками изготовить подарок маме, бабушке. Это цель. Появление цели – это необходимое условие возникновения мышления. После того, как возникла цель, появляются элементарные связи между представлениями или понятиями. Ребенок решает, какой подарок  изготовить (рисунок, открытку и т.д.)

По ходу мыслительного акта что-то отсеивается, и начинается движение мысли в русле намеченного направления решения. Это направление далее уточняется, корректируется.

Выполнив подарок, согласно намеченной цели, ребенок испытывает удовлетворение.

Такая деятельность способствует развитию творческого мышления. На занятиях ребята осваивают приемы работы с различными инструментами и материалами. В процессе работы с данными инструментами, вырабатывается точность и координация движения, глазомер.

Это очень важно в учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки. Координация, ритмичность движений во многом зависит от качества инструментов и материалов, которые ребята используют в своей работе.

Не так-то просто сделать изделие или поделку. Их изготовление требует определенных волевых усилий, когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Не всегда удается ребенку сразу выполнить какую – либо работу и при неудаче он может потерять веру в свои силы и возможности. В этом случае, руководитель должен оказать помощь ученику. Вместе с учеником мы устанавливаем причины неудач  и пути их преодоления. При этом у ребенка формируется  целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Готовые работы детей обязательно анализируются с точки зрения законов гармонии, просчетов и удач, где сразу видно, что сделано по правилу, а где его нарушение привело к ошибке. 

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл.  Важность развития творчества  школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Знание педагогом, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

 

.  .  .