Вводный урок по математике для учеников 7-9 класса, приуроченный к началу учебного года
Вводный урок по математике для учеников 7-9 класса, приуроченный к началу учебного года
Автор: Леонов Станислав Сергеевич
В начале учебного года часто возникает необходимость проведения вводного урока. В некоторых школах такие уроки проводят 1-ого сентября с участием родителей и других педагогов. Кроме того, необходимость таких уроков возникает в том случае, если Вы начинайте работать с новым классом.
Подобный урок можно проводить и в конце четверти, когда пройден весь материал, в факультативном увлекательном формате.
Цель урока: показать увлекательные математические моменты, вызвать у учеников живой интерес к предметы, обозначить его необходимость и востребованность.
Ход урока:
1. Введение
2. Разбор задач на выход за рамки стандартного мышления
3. Примеры красивого устного счёта
4. Золотое сечение: истроия, определение золотого сечения и числа фи, практическое применение знаний о золотом сечении.
1. В начале урока Вы можете обозначить план Ваших действий и сказать несколько вводных слов о важности и увлекательности математики.
2. С расчётом на 15 минут выбрать 2-3 интересные задачи. Хорошо подойдёт задача с пятью фигурами (где надо найти лишнюю фигуру), задача про четыре шляпы и четырёх узников, соединить 9 точек 4-мя прямыми линиями не отрывая карандаша от бумаги, задача с тремя лампочками и тремя выключателями.
Хорошо, если есть возможность подготовить презентацию, чтобы представить задачи в наглядном виде и при этом не потерять время урока.
При решении задач можно разделить классы на группы и сыграть в что-то на подобие брейн-ринга.
Восторг учащихся от решения подобных задач гарантирован. В случае, если задачи не получаются в течение нескольких минут – задавайте явные наводящие вопросы.
Данный момент урока позволит вовлечь всех учащихся в процесс не зависимо от их уровня знаний, поскольку задачи решаются без применения формул и вычислений.
3. Пример красивого устного счёта как правило оказывает вдохновляющий фактор. Даже ученик с самыми скромными возможностями сумеет вычислить, на первый взгляд, довольно сложный пример.
Рекомендую показать возведение в квадрат чисел состоящих из единиц.
1*1=1, 11*11=121, 111*111=12321 и т.д. Закономерность легко улавливается учащимися.
Время демонстрации устного счёта занимает до 5 минут
4. Тему золотого сечения можно преподнести с разных сторон. Ученики 9 класса самостоятельно могут вывести число Фи, если подвести их к решению нужного квадратного уравнения.
Расскажите об истории числа Фи, приведите примеры работ да Винчи, Фидия, примеры из анатомии, биологии и астрономии. Так же можно предложить каждому ученику замерить расстояние от кончиков пальцев до локтя а затем до ключицы. Отношение второго к первому будет стремится к числу Фи.
В идеале работать с картинками или презентацией.
Подытожить рассказ о золотом сечении можно его актуальностью в нынешнем мире, когда очень многое (пластиковые карты, планшеты, телевизоры, книги) имеет форму золотых прямоугольников.
Так же можно провести тест , взяв несколько прямоугольников, один из которых будет нарисован по законам золотого сечения. И дети на интуитивном уровне смогут его найти.
Вывод:
Подобный урок будет очень интересным и насыщенным. Отличная возможность для того чтобы познакомиться с детьми и увлечь их математикой. Кроме того, подобные уроки, как правило, дают хороший старт процессу обучения. Хорошо, если подобные моменты Вы будете использовать и на протяжении последующих уроков небольшими вставками. Это не только помогает учащимся переключаться и тем самым не чувствовать себя уставшими, но и с любовью приходить на Ваши уроки.