Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа внеурочной деятельности для 8 класса "Искусство быть читателем"

Дата публикации: 2019-08-17 16:40:56
Статью разместил(а):
Бушкина Татьяна Станиславовна

Программа внеурочной деятельности для 8 класса

"Искусство быть читателем"

Автор: Бушкина Татьяна Станиславовна

МОУ "СШ № 50 Дзержинского района Волгограда"

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Искусство быть читателем» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения и предназначена для обучающихся среднего звена (7-8 класс). Рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении литературы как искусства, воспитывает чувство русской и мировой литературе.  В отличие от уроков литературы на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «История книги», «Чтение как многофункциональный процесс»,»Основы чтения», «Чтение и психология» и др.

В программу курса включен как региональный, так и местный лингвокультурный компонент. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

Вид программы – модифицированная.

Цель: формирование творческого читателя, владеющего умениями и навыками грамотного восприятия, анализа, оценки прочитанного, использования в интеллектуальной, духовной деятельности освоенных социальных, нравственных знаний, идеалов.        

Задачи:

– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

 

Описание места программы в структуре ООП

Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы основного общего образования МОУ "СШ № 50 Дзержинского района Волгограда". Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. 

 

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.

Важными ориентирами содержания данной программы являются ценности русской и мировой литературы, эстетические ценности, ценности культуры чтения, ценности творческого чтения, обогащение внутреннего мира читателя, ценности интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные:

·        развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·        развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

·        воспитание чувства справедливости, ответственности;

·        развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные:

·        формирование потребности в чтении художественной литературы;

·        развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·        расширение литературного кругозора;

·        формирование образного мышления обучающихся.

Метапредметные:

·        расширение знаний о книге, библиотеке, человеке, обществе;

·        обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта

·        формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

(личность, семья, коллектив, общество, Отечество, толерантность);

·        совершенствование навыков работы в группе;

·        развитие индивидуальных способностей.

 

Содержание программы

Раздел 1. История книги  (1 час).

Путешествие в историю книги.  Истори­ческая  роль книги от древности до наших дней, ее значение в формировании духовной культу­ры человека. Представление о великих книгах древности и знаменитых книжниках.  «Знакомство» с библиотеками прошлого и современными храмами мудрости.

Раздел 2. Ориентирование в потоке информации. Справочная литература(2 часа).

Справочная литература как ориентир в потоке информации. Энциклопедии, словари, справочники. Издания из серий: «Все обо всем», «Энциклопедия для детей», «Кто есть кто в мире», «100 знаменитых», «100 великих», «Я познаю мир», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Раздел 3. Чтение как многофункциональный процесс (22 часа).

Сущность чтения. Понятие «чтение». Разные подходы и трактовки. Индивидуальное и общечеловеческое значение чтения. Понятия «чтение» и «получение информации», их сходство и различие. Осознание и расширение мотивационного поля чтения в игре «Для чего ты читаешь?» 

Воздействие книги на читателя.Чтение как движение души. Воздействие книги на читателя. Оценка читательских качеств в  тексте «Какой я читатель?» (Психологический практикум). 

Чтение – лучшее учение. Что значит уметь читать? (определять тему;  членить речевое сообщение; определять главную мысль;  устанавливать логику смыслового сообщения;  определять общее содержание смыслового сообщения). Суть чтения – извлечение смысла из читаемого текста. 

Учебное и деловое чтение. Этапы учебного и делового чтения: планирование (что я хочу узнать из текста?), поиск информации (как я это узнаю?), оценка значимости и надёжности информации (это то, что мне нужно? надёжен ли источник информации?), синтез смысла (что это означает в целом?), трансформация, использование информации (что я буду делать с полученными результатами?). Понимание научного или делового текста как процесс перевода смысла текста в любую форму его закрепления, сжатую или развернутую. 

В мире текстов. Текст и его тайны. Заголовок, тема текста, основная мысль текста. Опорные (ключевые) слова в тексте. Сильные позиции текста. Тема и микротема. 

Этапы работы с текстом. Предчтение (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам), чтение  (первичное восприятие  сюжета, слова-образа, характеров героев; выявление совпадений первоначальных предположений  с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста) и послечтение (осмысление содержания текста; вопрос как двигательмысли читателя; выявление и формулирование основной идеи текста).  Понимание художественного текста. 

«Три кита» детского чтения. Общение (с автором, художником, героями), сопереживание (эмоциональное развитие, воспитание чувств, обучение умению сострадать и радоваться счастью другого),  развитие эстетического отношения к литературному произведению (понимание образной художественной речи, формирование богатства словарного запаса и чувства языка воспитание способности мыслить словесно-художественными образами).

Читатель тоже психолог .Возможности художественной литературы в познании человека и его внутреннего мира. Отличие этого познания от научного. Чтение как  самопознание. 

Познание внутреннего мира героя. Герой-характер. Внутренний мир героя. Разнообразие чувств, их чередование, переход одного чувства в другое в зависимости от обстоятельств и других причин. 

Учимся языку  чувств. Словесный и бессловесный способ выражения чувств (на примере сказок Пушкина). Эмоциональные состояния положительных и отрицательных персонажей в сказках. Чувства автора. Определение смысла эмоциональных терминов в игре «Найди нужное слово». Чувства положительные и отрицательные, чувства добрые, чувства злые в игре «Растущая цепочка чувств».

Роль чтения в формировании самосознания человека. Способность к мыслительному перевоплощению (умению поставить себя на место персонажа), аналогии (нахождение сходства по каким-либо параметрам) и ассоциации (установление непроизвольных связей одного явления с другим). Игра  «Путешествие в  глубь строки».  Проверка образного  мышления, эмоционального резонанса, способности переносить читаемое на себя. 

Восприятие. Черты восприятия, характерные для творческого  читателя:  способность откликаться на мысли и чувства персонажей своими чувствами и мыслями;  яркость воображения;  возникновение жизненных ассоциаций: от книги –  к реальности, от реальности – к книге;  пристальное внимание к внутреннему миру человека;   создание идеалов нравственных достоинств человека;   библиотерапевтический эффект чтения;   потребность делиться своими читательскими впечатлениями с другими.

Отзыв  как способ выражения читательского восприятия. Структура отзыва. Виды отзывов: отзыв-отклик, отзыв-исповедь, отзыв-рекомендация,  отзыв-ассоциация, отзыв-воспоминание. Практическая работа – отзыв о прочитанном (тема – по выбору учащихся). 

Раздел 4. Чтение и творческая деятельность (4 часа).

Понятие «творческая деятельность». Сотворческий характер чтения художественной литературы. Образы, созданные писателем, и образы, созданные воображением читателя. Их сходство и различие. «Продукты» читательского творчества. Открытие уникальной привлекательности чтения в игре « Радость чтения».

Связь чтения и творческой деятельности .Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности: рисунки, поделки, написание собственных стихов, устные и письменные отзывы.  Рисунки  «Парад  читательских пристрастий».  Творческие  работы: «Мой нескучный книжный сад»,  «Слово о книге».    Книжная выставка «Время собирать знания». Проекты  «Ты читаешь? Ты – лучший!», «Сто друзей на книжной полке» (по выбору учащихся).

Раздел 5. Рождение читательского «эха». Продвижение книги. Разные способы продвижения книги (4 часа).

Реклама книги. Рекламный лист как средство выражения впечатления, отклика.

Презентация книги. Создание мультимедийных презентаций как способа продвижения книги.

Раздел 6. Подведение итогов (1 час). Итоговое занятие. Читательская конференция «Читать – это мудро! Читать – это модно!»

 

Тематическое планирование.

 

№ п/п

 

Тема занятия. 

 

Количество часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности.

Практическая часть занятия/форма организации деятельности.

1.

 Путешествие в историю книги.  Великие книги древности и знаменитые  книжники. «Знакомство» с библиотеками прошлого и современными храмами мудрости.

1

Лекция учителя «Путешествие в историю книги». 

Просмотр презентации. Беседа.

2-3.

Справочная литература как ориентир в потоке информации. Энциклопедии, словари, справочники.

2

Ориентирование в потоке информации. Понятие «справочная литература» Особенности работы со справочной литературой.

Беседа «Они знают всё».  Просмотр презентации. Работа с выставкой  справочной литературы. Практическая работа «Презентация словарей»

4-5.

Сущность чтения. Понятие «чтение». Разные подходы и трактовки. Индивидуальное и общечеловеческое значение чтения.

2

Чтение как многофункциональный процесс Понятие «чтение». Индивидуальное и общечеловеческое значение чтения. 

Аналитическая беседа. Выполнение тестовых заданий.

6.

Воздействие книги на читателя. Оценка читательских качеств в тесте «Какой я читатель?»  

1

Роль книги в жизни человека. Читатель и автор. Чтение как движение души. 

Психологический практикум. Аналитическая беседа. Громкие чтения.

7.

Чтение – лучшее учение.    Что значит уметь читать?

1

Практикум»Что значит уметь читать?»

(определять тему;  членить речевое сообщение; определять главную мысль;  устанавливать логику смыслового сообщения;  определять общее содержание смыслового сообщения). Суть чтения – извлечение смысла из читаемого текста. 

Аналитическая беседа. Громкие чтения.

8-9.

Учебное и деловое чтение. Этапы учебного и делового чтения. 

2

Лекция « Что я хочу узнать из текста?» 

Аналитическая беседа. Практическая работа.

10-11.

В мире текстов. Текст и его тайны.

2

Заголовок, тема текста, основная мысль текста. Опорные (ключевые) слова в тексте. Сильные позиции текста. Тема и микротема. 

Практикум.

Аналитическая беседа.

12.

Этапы работы с текстом. Понимание художественного текста. 

1

Предчтение (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам), чтение  (первичное восприятие  сюжета, слова-образа, характеров героев; выявление совпадений первоначальных предположений  с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста) и послечтение (осмысление содержания текста; вопрос как двигательмысли читателя; выявление и формулирование основной идеи текста). 

Работа с текстом по выбору. Чтение текста, работа по содержанию прочитанного.

13.

«Три кита» детского чтения 

1

Общение (с автором, художником, героями), сопереживание (эмоциональное развитие, воспитание чувств, обучение умению сострадать и радоваться счастью другого),  развитие эстетического отношения к литературному произведению (понимание образной художественной речи, формирование богатства словарного запаса и чувства языка воспитание способности мыслить словесно-художественными образами).

Аналитическая беседа. Практикум.

14-15.

Читатель тоже психолог. Чтение как  самопознание. 

2

Практикум.

Возможности художественной литературы в познании человека и его внутреннего мира. Отличие этого познания от научного. Чтение как  самопознание. 

 Просмотр презентации. Аналитическая беседа.

16-17.

Познание внутреннего мира героя. Разнообразие чувств, их чередование.

2

Внутренний мир героя.

Герой-характер.

Практическая работа.

Аналитическая беседа.

Громкие чтения в лицах.

18-19.

Учимся языку  чувств.  Способы выражения чувств (на примере сказок Пушкина). Эмоциональные состояния персонажей.

2

Чувства автора. Определение смысла эмоциональных терминов в игре «Найди нужное слово». Чувства положительные и отрицательные, чувства добрые, чувства злые в игре «Растущая цепочка чувств».

Игра «Растущая цепочка чувств». Определение смысла эмоциональных терминов в игре «Найди нужное слово». 

20.

Роль чтения в формировании самосознания человека. Способность к мыслительному перевоплощению. 

1

Способность к мыслительному перевоплощению (умению поставить себя на место персонажа), аналогии (нахождение сходства по каким-либо параметрам) и ассоциации (установление непроизвольных связей одного явления с другим). Проверка образного  мышления, эмоционального резонанса, способности переносить читаемое на себя.

Практическая работа с применением игровых технологий.

Игра  «Путешествие в  глубь строки».  Проверка образного  мышления, способности переносить читаемое на себя. 

21.

Восприятие. Черты восприятия, характерные для творческого  читателя 

1

Лекция.

«Способность откликаться на мысли и чувства персонажей своими чувствами и мыслями;  яркость воображения;  возникновение жизненных ассоциаций: от книги –  к реальности, от реальности – к книге;  пристальное внимание к внутреннему миру человека;   создание идеалов нравственных достоинств человека;   библиотерапевтический эффект чтения;   потребность делиться своими читательскими впечатлениями с другими».

Просмотр презентации. Аналитическая беседа.

23-24.

Отзыв  как способ выражения читательского восприятия.    Структура отзыва. Виды отзывов.

2

Виды отзывов: отзыв-отклик, отзыв-исповедь, отзыв-рекомендация,  отзыв-ассоциация, отзыв-воспоминание. 

Просмотр презентации. Беседа.

Чтение примерных отзывов.

25.

Практическая работа – отзыв о прочитанном (тема – по выбору учащихся).

2

Контрольная работа.

Написание отзыва на прочитанное произведение.

26.

Понятие «творческая деятельность». Сотворческий характер чтения художественной литературы

1

«Продукты» читательского творчества. Открытие уникальной привлекательности чтения в игре « Радость чтения».

Открытие уникальной привлекательности чтения в игре

«Радость чтения».

27.

Связь чтения и творческой деятельности. Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности. 

1

Практику.

Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности: рисунки, поделки, написание собственных стихов, устные и письменные отзывы.  Рисунки  «Парад  читательских пристрастий».  Творческие  работы: «Мой нескучный книжный сад»,  «Слово о книге».    Книжная выставка «Время собирать знания». Проекты  «Ты читаешь? Ты – лучший!», «Сто друзей на книжной полке» (по выбору учащихся).

Твори, выдумывай, пробуй! (Рисунки, поделки по теме «Парад  читательских пристрастий» 

28.

Связь чтения и творческой деятельности. Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности. 

1

Практику.

Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности: рисунки, поделки, написание собственных стихов, устные и письменные отзывы.  Рисунки  «Парад  читательских пристрастий».  Творческие  работы: «Мой нескучный книжный сад»,  «Слово о книге».    Книжная выставка «Время собирать знания». Проекты  «Ты читаешь? Ты – лучший!», «Сто друзей на книжной полке» (по выбору учащихся).

Пишем творческую  работу («Мой нескучный книжный сад»,  «Слово о книге» - на выбор учащихся).     

29.

Связь чтения и творческой деятельности. Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности. 

1

Практику.

Реализация полученных от чтения впечатлений в творческой деятельности: рисунки, поделки, написание собственных стихов, устные и письменные отзывы.  Рисунки  «Парад  читательских пристрастий».  Творческие  работы: «Мой нескучный книжный сад»,  «Слово о книге».    Книжная выставка «Время собирать знания». Проекты  «Ты читаешь? Ты – лучший!», «Сто друзей на книжной полке» (по выбору учащихся).

Создаём проект  («Ты читаешь? Ты – лучший!», «Сто друзей на книжной полке»  - по выбору учащихся). 

30.

Реклама книги. Рекламный лист как средство выражения впечатления, отклика. 

1

Реклама.Разные способы продвижения книги 

Создание рекламного листа.

31.

Реклама книги. Рекламный лист как средство выражения впечатления, отклика.

1

Реклама.Разные способы продвижения книги 

Создание рекламного листа.

32.

Презентация книги. Создание мультимедийных презентаций как способа продвижения книги.

1

Презентация.Разные способы продвижения книги 

Создание мультимедийной презентации. 

33.

Презентация книги. Создание мультимедийных презентаций как способа продвижения книги.

1

Презентация.Разные способы продвижения книги 

Создание мультимедийной презентации. 

34.

Итоговое занятие. Читательская конференция «Читать – это мудро! Читать – это модно!» 

1

Дискуссия.

Аналитическая беседа.

 

Планируемые результаты изучения курса

Воспитательные результаты художественно-познавательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов: приобретение школьником знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся в области истории книги, строения книги; умение выбрать книгу и читать ее.

Второй уровень результатов: возрастание  интереса к литературе, к чтению;  понимание учеником, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир  художественной и познавательной литературы  при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение  кругозора и познавательного интереса воспитанников; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов: приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия – опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности задругих, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.

 

Литература для внеурочной деятельности:

Литература для учителя:

1. Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведе­ния. - М., 1987.

2. Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения.

3. Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995.

4. Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анали­за художественного текста. — Орел, 2003.

5. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.

6. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэ­тика. — М., 1963.

7. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.

8. Гиршман М. Литературное произведение. Теория и практика анализа М., Высшая Школа, 1991.

9. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002.

10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. — М., 1997.

11. Граудина Л.К., Мифкевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.

12.Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. — М., 1992.

13. Ивин А.Л. Основы теории аргументации. — М., 1997.

14. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

15. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

16. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. — М., 1979.

14. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.,2009.

15. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996.

Литература для обучающихся:

1. Алексин  А. «Безумная Евдокия»

2. Веркин Э. «Облачный полк»

3. Дубов Н.И. «Беглец»

4. Екимов Б. «Говори, мама, говори», «Ночь исцеления»

5. Ермаков О. «Зимой в Афганистане»

6. Искандер Ф. «Начало формы»

7. Закруткин В. «Матерь человеческая»

8. Карпов Е. «Меня зовут Иваном»

9. Катаев В.П. «Сын полка»

10. Кондратьев В.Л. «Сашка»

11. Кудрявцева Т. «Детский дом. Лёка»

12. Куликова Л. «Свиделись»

13. Курамшина И. «Сыновий долг»

14. Лиханов А. «Благие намерения»

15. Паустовский К.Г. «Телеграмма»

16. Платонов А. «Третий сын»

17. Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке» 

18. Улицкая Л. «Дочь Бухары»

19. Шолохов М. «Чужая кровь»

20. Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова».

 

.  .  .