Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Автор: Будамишина Татьяна Евгеньевна
Введение.
Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА |
|
Тип опыта |
Сектор применения: среднее общее образование Масштаб изменений: локальный Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса |
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта –– использование в работе авторских программ и методов по патриотическому воспитанию школьников. Актуальность: Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в повышении уровня гражданского самосознания учащихся. - надёжность обеспечивается стабильностью результатов воспитанности: уровень личностного роста находится на высоком уровне; уровень гражданской идентичности повышается, учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня. - перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к патриотическому воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. |
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, но требует значительных затрат труда, времени учителя. |
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|
1. Направление инновационной деятельности |
Воспитательная деятельность |
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности. |
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания у учащихся. |
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем гражданского сознания и отсутствием системы воспитания гражданской идентичности. Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования гражданско-патриотического сознания. Новые условия образовательной деятельности. Привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни. |
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Организация воспитательного процесса. Программа включает в себя следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное направление (воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни), культурно-историческое направление (формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы), военно-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города), гражданско-правовое направление (формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности). Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов–как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. |
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС. Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД ,в том числе личностных УУД. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня личностного роста и гражданской идентичности. |
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации инновационного опыта необходимо: - создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами; - готовность к организации конструктивного взаимодействия; - стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста. - внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов. |
8. Результат изменений |
Результаты внедрения программы: · повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; · формирование гражданской грамотности учащихся; · внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы; · возрождение духовных ценностей школьников; · улучшение условий для формирования патриотических чувств. |
Срок реализации: 3 года.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Этапы работы.
Первый этап. Диагностика педагогом уровня сформированности гражданский идентичности, развития эмоционально-ценностного компонента. На этом этапе проводится тестирование, анкетирование.
На втором этапе, исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи воспитательно-образовательного проекта, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
- содержание;
- виды деятельности;
- ожидаемые результаты;
- формы контроля.
Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащихся к реализации проекта. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы:
- определение индивидуальных целей;
- отношение к выделенным проблемам;
Четвертый этап. Определение роли родителей в реализации проекта.
На данном этапе используются следующие формы работы: беседа с родителями, анкетирование родителей, очное общение, а также с использованием электронных ресурсов, родительские собрания, привлечение к совместной творческой деятельности, организация поездок на выступление, сопровождение и др.
На пятом этапе - разработка плана - педагогу необходимо разработать план деятельности (темы занятий, мероприятия, конкурсы и т.д.), опираясь на поставленные цели.
Шестой этап. Определение содержания плана, форм работы, приемов и методов, формы определения итогов.
Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.
Специалист |
Деятельность, результат |
Сроки |
Психолог |
Тестирование, анкетирование, выявление уровня гражданской идентичности, диагностирование уровня эмоционально-ценностного компонента, отслеживание динамики, беседы. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР |
Отслеживание результативности работы, информирование педагога о предстоящих конкурсах, акциях и т.д., привлечение детей к участию в различного рода мероприятиях. |
В течение года |
Научный руководитель (при наличии) |
Консультирование по подготовке исследовательской работы. |
1 – 2 раза в год |
Заключительный восьмой этап. Определение способов оценки результатов.
Для диагностики результативности используются следующие методики:
- уровень личностного роста (методика, авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев);
- уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»);
- уровень сформированности гражданской идентичности.
Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.