Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План урока математики в 4 классе

Дата публикации: 2019-05-30 18:52:38
Статью разместил(а):
Круглова Алина Юрьевна

Конспект урока математики

«Решение задач на встречное движение»

Авторы: Матюнина Татьяна Анатольевна

и Круглова Алина Юрьевна

МОУ "СШ № 17",  Волгоград

 

Программа: М.И. Моро. УМК «Школа России». – М.: Просвещение, 2014.

Учебник: М.И. Моро. Математика: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015. 

Класс: 4 (10-11 лет).

Тема: Решение задач на встречное движение (урок № 75).

Цель: закрепление умения решать задачи на встречное движение, составлять и решать обратные задачи; совершенствование вычислительных навыков; формирование социальной компетентности учащихся. 

Задачи:

- Практическая: мотивировать навыки УУД в развитии умений решения математических задач с различной степенью сложности.

- Образовательные: создавать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме; развивать умения логически анализировать условие задачи и решать ее; закреплять вычислительные навыки.

- Воспитательные: развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели; активизировать познавательную инициативу учащихся и формировать их социальную компетентность.

- Развивающие: содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (самостоятельная работа, коллективная деятельность); развивать способность к рефлексии как важнейшей составляющей умения учиться.

Оснащение урока: доска, учебник «Математика» 4 класс,  презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал.

Методы: репродуктивный метод, приёмы игровой технологии.

Приемы: изобразительная наглядность, система упражнений.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вводная часть

Организационный момент

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу.

Математика и сказка-

Как связать?

Где взять подсказку?

Если есть к тому стремленье,

Надо делать заключенье:

Сказка - ложь, да в ней намек-

Математикам  урок!

 

 

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

Предметные УУД: формирование умений проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при встречном движении.

Метапредметные УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию.

Актуализация знаний

Цель: воспроизведение знаний и способов действий; вовлечение детей в учебную деятельность.

Устный счет

Презентация изображений.

Примеры в презентации.

Презентация изображений.

Карточки.

Презентация изображений.

Итак, ребята, сегодня необычный урок математики. Мы с вами отправимся в волшебный мир сказки. Сказок, на свете придумано немало и сказочных героев не сосчитать, но среди них есть самые известные и любимые, они-то и приготовили для вас  блицтурнир.

Блицтурнир (выражения к задачам появляются на слайдах)

Кристофер Робин и Винни-Пух вышли навстречу друг другу из своих домиков, Кристофер Робин шел со скоростью «а» м/мин, а Вини-Пух - со скоростью «b» м/мин. Они встретились через 5 мин. Какое расстояние между их домиками?

Шарик побежал навстречу дяде Федору со скоростью «d» км/ч, когда между ними было «с» км, а дядя Федор шел к нему навстречу со скоростью «к» км/ч. Через какое время они встретятся?

Старик Хоттабыч столкнулся в воздухе с Бабой Ягой через 2 ч после вылета. Расстояние между их сказочными царствами «n» км. С какой скоростью летела Баба Яга, если старик Хоттабыч сближался с ней со скоростью «к» км/ч?

- Ребята, скажите, что общего у этих задач?

- Правильно!

А я вам сейчас открою один секрет: герой, который приготовил вам блицтурнир, в 1 классе уже приходил к вам в гости и подарил ключик в  страну Знаний. Кто может назвать имя этого героя? А кто знает, как называется произведение, в котором живет этот герой и кто его автор?

Если вы сегодня будете активно работать, то мы с вами узнаем тайну Золотого ключика.

Итак, сказка начинается ...

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

a * 5 + b * 5

(a +b) * 5

с: (к+д)

n: 2-к

Это задачи на встречное движение.

Буратино

Алексей Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Дети открывают тетради и записывают

Определение темы и постановка цели урока.

Отправляясь в Страну дураков, Буратино попадает в дремучий математический лес. Давайте ему поможем найти тропинку, номер которой указан на обратной стороне  флажка (на чертеже). А для этого надо ответить на вопросы к  заданию?(Чертёж на слайде)

- Что обозначает флажок на чертеже?

-Как показано время движения?

- Что обозначают надписи над стрелками?

Какой объект должен преодолеть большее расстояние?

- Вы большие молодцы, и теперь Буратино сможет двигаться в правильном направлении, чтобы выйти из леса.

Кто догадался, а наше направление на уроке какое? Посмотрев на чертёж. (Слайд)

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Буратино  нашел правильную тропинку, а для того, чтобы мы с вами на уроке тоже работали  в правильном направлении, я вам предлагаю взять в руки таблички прогнозов, которые лежат у вас на столах, и определить запас ваших знаний на начало урока.

Место встречи объектов

Вертикальными линиями на чертеже

Скорость

Который летит со v=12км/ч

Решение задач на встречное движение

Упражняться в решении задач на встречное движение, учиться составлять и читать чертежи к таким задачам.

Дети заполняют таблички с прогнозами

Основная часть

Актуализация темы с применением различного рода занятий обобщающего характера.

Презентация изображений.

 

Разминка для глаз.

Презентация.

-Ну, а теперь наш герой уже спешит к своим друзьям, а их у него немало.

Он пошёл по тропинке, которая  привела его к домику Мальвины. Девочка пригласила Буратино в гости, напоила чаем и решила проверить его знания по математике, предложив ему решить задачу на встречное движение. Так как Буратино не ходил в школу, то с этой задачей он не может справиться. Давайте ему поможем и тем самым сами вспомним, как решаются задачи на встречное движение.

Найдите в учебнике с 16

№61, 1-ю задачу, прочитайте её.

Рассмотрите чертеж

О ком эта задача?

Что известно в задаче?

Что сказано о времени движения лыжников?

Почему в задаче указано одно время движения?

Что нужно найти в первом действии?

Что такое скорость сближения?

Запишите решение.

Вопросы к ученику:

Что нужно было сделать?

Удалось ли правильно решить задачу?

Ты решил задачу сам или с чьей-то помощью?

Оцени свою работу.

Молодец!

- Итак, ребята, что мы с вами сейчас делали?

А как вы думаете, в жизни нам может пригодиться умение решать такие задачи? Где?

Наши глазки устали, им надо отдохнуть. А для этого следим глазками за движением пчелок.

С математикой Буратино справился, а за плохое поведение Артемон запер его в темном чулане. У Буратино есть от чулана ключи, но он не знает, каким из них можно открыть дверь. А чтобы подобрать ключ к замку, нужно правильно найти значения выражений. Давайте ему поможем. Для этого вы должны самостоятельно найти значения выражений. Учебник с.16 № 64, запишите выражения в тетрадь и решите. (проверяем решение по слайду)и тогда по ответу (который будет лишним) догадайтесь, какой ключ подойдет к замку.

- Ребята, скажите,  чем вы сейчас занимались?

- Какие навыки и умения при нахождении значений выражений вы закрепляли?

Буратино выбрался из чулана и побежал по дороге. Но тут на него напали разбойники. Это лиса Алиса и кот Базилио решили его ограбить. Помогите  Буратино от них убежать. А для этого необходимо  составить по чертежу задачу и решите ее (слайд).

- Проверяем решение по слайду.

- Какого вида задачу вы решали?

Молодцы!

Открывают учебники.

Читают задачу.

О 2-х лыжниках

Скорость и время движения лыжников.

3 часа.

Они шли одновременно

Скорость сближения

На сколько километров лыжники сближаются за 1 час.

Один ученик решает у доски.

1 способ

Решение

1.     12+14=26 (км/ч) –v сближения.

2.     26*3=78(км).

Ответ: 78 км S между посёлками.

Решают задачу

Удалось

Сам

Ответ ученика

Решали  задачу на встречное движение

Да

Ответы детей

Делают разминку для глаз.

Записывают и находят значение выражений.

Находили значения выражений.

Ответы детей.

Составляют и решают задачу по чертежу самостоятельно.

Задача на встречное движение.

Предметные УУД: решение задач, нахождение значения выражений.

Метапредметные УУД:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Динамическая пауза.

Наш герой немного устал, да и вы тоже давайте отдохнем

Выполняют упражнение.

Основная часть

Презентация изображений.

Слайд с ответами.

Презентация изображений.

Убегая от разбойников, Буратино добрался до пруда. Там он увидел Дуремара, который ловил черепашек. Буратино спас их. Аза спасение черепашек черепаха Тортилла решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд Карабас Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю, зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь Золотой ключик», на синей – «Зеленая коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь лежит гадюка».

Учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек.

Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит все. Все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!» Где же лежит Золотой ключик?

- Как вы думаете, для чего мы выполняем  такие задания?

Тортилла отдала ключик Буратино. Но на этом испытания не закончились. Вам надо подобрать такие слагаемые, чтобы в сумме каждого выражения  получить 60 (слагаемыми должны быть круглые числа). Я предлагаю самостоятельно выбрать любой из столбиков, записать в тетрадь и решить его.

Проверка результатов по слайду.

- Ребята, что вы заметили? Что одинаково?

- Для чего мы это делали?

Молодцы! Вы быстро справились с этим заданием.

- Вот мы и дошли до двери.

- Ребята, но  здесь ещё одно задание,  оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно решить примеры «по цепочке».

Слайд с примерами.

Ученик устно решает первый пример, идёт к доске, выставляет правильный ответ на доску и так по очереди.

- Что мы делали?

- Какие навыки закрепляли?

А теперь я  переверну все карточки с ответами, и вы прочитаете тайну, о которой я вам говорила в начале урока.

-Что это за предложение?

- Поднимите руку, кто согласен с ней?

- Я тоже согласна. Если бы мы с Буратино не прошли все испытания, то никогда бы не узнали тайну Золотого ключика.


Ответ:

В зеленой коробке. Из

надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на самой зелёной коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортиллы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик.)

Это задача на смекалку.

Дети работают самостоятельно.

 

Правильный ответ не зависит от места слагаемых

Повторяли состав числа 60,навык сложения круглых чисел.

 

Дети выполняют задание.

Делили и умножали

Деление и умножение чисел оканчивающихся нулями.

В знании – сила.

Пословица

Дети поднимают руки

Заключительная часть

Цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

1. Проведение рефлексии

Слайд: вопросы.

А теперь вернитесь к своим табличкам с прогнозами и заполните  свой запас знаний на конец урока.

- Ребята, поднимите руки у кого прогнозы на начало и конец урока совпали?

- Что мы сегодня делали  на уроке?

- Какое задание вам особенно понравилось на уроке?

- При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

- Какое настроение у вас после урока? Выразите его на лице у Буратино, рисунок которого находится у вас на парте.

 

Дети заполняют таблички с прогнозами.

Ответы детей.

Решали задачи на встречное движение.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществлять рефлексию степени усвоения новых знаний.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

2. Объяснение домашнего задания

Записываем домашнее задание.

Самостоятельно придумать задачу на встречное движение. (Слайд).

Записывают домашнее задание.

3. Подведение итогов, выставление отметок

На этом наш урок окончен. Мы узнали тайну Золотого ключика. Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.

До свидания!

До свидания!

.  .  .