Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у пятиклассников
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у пятиклассников
Автор: Пономарева Елена Валентиновна
Педагог – психолог МАОУ «Школа № 128»
Пояснительная записка.
Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.
Определяя актуальность обозначенной темы, приведу мнение кандидата филологических наук О. Егорова: «В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую (образовательную), воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Из этой группы зачастую выпадает четвертая – коммуникативная функция, имеющая важное значение. Хотя от культуры, богатства общения во многом зависит эффективность усвоения знаний, психологическое состояние учеников, влияющее на конечный результат образовательного процесса».
Коммуникативная компетентность включает в себя сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить конструктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение.
Коммуникативная компетентность оказывает непосредственное влияние на учебную успешность ребенка. Ученик, стесняющийся отвечать у доски, не умеющий сформулировать и доказать свою точку зрения, отвечает хуже, чем реально может ответить. Полученный негативный опыт может отрицательно повлиять на последующую учебную деятельность. От коммуникативной компетентности во многом зависит эмоциональное благополучие ребенка в классном коллективе. И, наконец, коммуникативная компетентность учащегося может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
В основе формирования коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности обучающихся.
Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной (Пиаже, 1997). При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. В подростковом возрасте, который приходится на среднюю ступень школьного образования, процесс преодоления эгоцентризма продолжается, распространяясь главным образом на его личностно-аффективные аспекты. Как показывают исследования (Рябова, 2002, Цукерман, 1998 и др.), в этом возрасте имеет место своеобразный «новый виток эгоцентризма», когда подростки, уже способные видеть себя глазами других, но еще не способные к подлинной обратимости отношений, как бы впадают в другую крайность - начинают чувствовать себя объектами постоянного пристального внимания и оценивания со стороны других, жить как бы на сцене, действуя перед воображаемой аудиторией и постоянно пытаясь предугадать ее возможные реакции (Цукерман, 1998). Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией теперь опирается на:
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;
- готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,
- умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе, и личностное становление подростка.
Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
В решении этой задачи особую роль может сыграть внеурочная деятельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, потребностей, интересов школьников – значение внеурочной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся.
В нашей школе уже несколько лет реализуется специальный курс занятий для пятиклассников «Учимся мыслить и взаимодействовать», разработанный ЧУ ДПО НЦНО.
Цель курса:
- оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в среднем звене.
Задачи:
1. Формирование у учащихся:
- представление об умениях, навыках обучения в среднем звене;
- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения;
- представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление учащихся:
- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
- с разными формами коммуникаций;
- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Создание условий для:
- снижения тревожности;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Данный курс состоит из двух блоков:
Задача первого блока - «Учимся сотрудничать» - развитие коммуникативных умений и навыков учебного сотрудничества, а именно:
- умения слушать и слышать;
- умения координировать точки зрения и приходить к общему мнению (решению);
- умения распределять роли в группе и принимать к исполнению свою роль;
- умения принимать другие позиции и точки зрения;
- умения четко формулировать и аргументировать свою позицию;
- умения формулировать и задавать вопросы.
В младшем школьном возрасте учебное сотрудничество только начинает формироваться, теперь, в младшем подростковом возрасте оно получает своё дальнейшее развитие. В пятом классе качественно изменяется содержание групповых работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат. Поэтому от пятиклассника требуется умение вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приёмами и навыками учебного сотрудничества (умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).
В представленном ниже фрагменте занятия продемонстрирована игра «Мост», направленная на формирование умения договориться и работать на единую учебную задачу.
Практическая часть.
«Мост»
Цель:
- Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия.
Задачи:
1. Формирование у учащихся:
- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения.
2. Ознакомление учащихся:
- с разными формами коммуникаций.
3. Создание условий для:
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Участники: учащиеся 5-6 классов.
Материалы: бумага, ножницы, скотч, степлер, линейки, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Приветствие ведущего. Постановка учебной задачи. (5-7 мин.)
На прошлом занятии мы обсудили с вами такие понятия как общение, взаимодействие и сотрудничество. Мы выяснили, что умение сотрудничать необходимо, если вам предстоит работать в команде, на общую задачу. Сегодня у вас будет возможность попробовать себя в командной работе, когда от вклада каждого участника зависит общий результат. Вам будут нужны такие умения как умение слушать и слышать другого, умение конструктивно решать конфликты, умение договариваться, умение планировать и т.д.
Вам предстоит построить мост. Каждая команда будет работать отдельно и строить свою половину моста. В конце урока мы соединим эти части. Итог работы – целый мост.
На работу у вас будет 25 минут.
Вы должны соблюдать определенные правила:
1. для работы вы используете только выданные материалы;
2. группы не должны контактировать между собой;
3. координация работы будет осуществляться переговорщиками от каждой группы (их вы выберете сами); встречаться переговорщики будут за пределами класса.
4. переговорщики могут встречаться только три раза: через 7 мин., через 15 мин. и через 20 мин. после начала работы; встреча не должна превышать 1,5 мин.
Построенный мост должен соответствовать определенным требованиям:
1. высота моста – 15 см;
2. общая длина моста – 50 см;
3. ширина моста – 15 см;
4. половинки моста д.б. соединены между собой;
5. в теч. 10 сек мост должен выдержать вес пенала.
За вашей работой будут следить наблюдатели. На этапе анализа работы они помогут вам понять, что помогло или помешало достижению результата. Наблюдатели не могут вмешиваться в работу и помогать группе.
Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть в ходе работы?
Возможные ответы:
· не хватит времени,
· будут работать не все,
· мост не получится.
Итак, планируя работу, постарайтесь их избежать и построить свою работу наиболее продуктивно.
2. Работа групп. (25-30 мин.)
3. Презентация готового продукта. Обсуждение хода работы.
На отдельном столе соединяются половинки моста и проверяется его прочность.
Самоанализ групп по результатам работы:
1. Какова была цель вашей работы?
2. Удалось ли достичь поставленной цели? Почему?
3. Какие трудности возникли? Удалось ли избежать проблем, озвученных в начале урока?
4. Совпадает ли ваше мнение с мнением наблюдателей?
Вопрос для завершения: Как вы думаете, почему именно мост выбран для сегодняшней работы? (пр: Мост как символ сотрудничества, соединяющего людей).
Приложение 1.
Памятка для наблюдателей:
Задача наблюдателей: проанализировать работу группы.
Пожалуйста, наблюдайте и слушайте то, что происходит в вашей группе. Вы можете сопровождать делегатов на их встречах.
Базируясь на вашем наблюдении, пожалуйста, сделайте короткое сообщение ( 2-3 минуты) о том, что вы видели и наблюдали. При этом, пожалуйста, не упоминайте никаких конкретных имен ( только в общем)!
Предлагаем вам использовать следующие вопросы, чтобы структурировать ваше сообщение:
|
да |
нет |
1. Поняла ли группа стоящую перед ней задачу? |
|
|
2. Работа группы была спланирована или участники приступили к работе стихийно? |
|
|
3. Была ли работа распределена между членами группы? Соответствовало ли распределение работы возможностям участников? У каждого ли была роль (задача) в команде? |
|
|
4. Все ли участники были включены в работу? |
|
|
5. Предлагали ли участники различные варианты решения задачи или только слушали лидера? |
|
|
6. Получилось ли у членов команды избежать конфликтов? Если конфликты возникали, удалось ли членам команды решить их конструктивно? Повлияло ли это на работу команды? |
|
|
7. Смогла ли команда на этапе подведения итогов адекватно оценить процесс и результат работы? |
|
|
Важно помнить, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Разработанный ЧУ ДПО НЦНО курс позволяет осуществлять целенаправленное влияние на процесс развития коммуникативной компетентности подростков.
Список используемой литературы:
1. Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010 (а).
3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 256с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Режим доступа: http://standart.edu.ru
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 (б).