Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Подготовка к сочинению-рассуждению о смысле жизни. Урок в 9 классе

Дата публикации: 2019-04-02 12:09:17
Статью разместил(а):
Савина Нина Васильевна

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «В чём смысл моей жизни?»

Автор: Савина Нина Васильевна

МБОУ СОШ № 1, г.о.Пущино Московской области

 

Урок развития речи.

Класс: 9 класс.

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «В чём смысл моей жизни?»

Цели урока:

Образовательные:

- подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения о себе;

- повторение, а также закрепление знаний о жанрах  сочинения-рассуждения;

- повторение необходимого для работы лексического и орфографического материала.

Развивающие: 

- развитие рефлексивных умений;

- развитие умения формулировать собственные мысли и переживания;

- активизация лексических средств, необходимых для описания объекта.

Воспитательные:

- побуждение к самоопределению;

- стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в   творческой и общественно-значимой работе;

- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости полученных  знаний;

- воспитание у учащихся любви к слову, чувства прекрасного и интереса к творческому труду.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

- умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);

- желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков;

- желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для них те или иные знания.

Регулятивные:

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. 

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные:

включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Планируемые результаты: 

- личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

- метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам; 

- предметные: формирование  навыка устной и письменной речи, создание связных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографически грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении; проверять написанное. 

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

-        словесный (сообщения учащихся в ходе работы над созданием текста; рассуждение, беседа);

-        исследовательский (изучение текста-образца с целью выявления художественно-изобразительных средств);

-        практический  (создание творческой работы);

-        репродуктивный (воспроизведение знаний о стилях и типах речи, художественно-изобразительных средствах);

-        стимулирование  и мотивация интереса к  учению  (самореализация учащихся в творческой работе по использованию знаний о тексте).

-        наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний).

 

Средства обучения:

- технические – рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;

- информационные - тексты-образцы, технологические карты урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо.

Место урока:  данный урок является продолжением системы уроков по развитию речи.

Приложение к уроку

1. Эпиграфы к уроку:

Жизнь — загадка, которую надо уметь принять и не мучить себя постоянным вопросом: «В чем смысл жизни?» Лучше самим наполнить жизнь смыслом и важным для вас вещами.

Паоло Коэльо 

Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

Белинский В.Г.

На реке надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше.

Л.Н. Толстой.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

Ф.И.Тютчев

Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде.

Д.С. Лихачёв

2. Темы сочинений:

Я в этом мире.

А со мной такое было!

Насколько важен в жизни вопрос о её смысле?

Зачем пришёл я в этот мир?

«Для какой цели я родился?»

Мои жизненные цели и задачи.

О чём я мечтаю …

Заглядывая в будущее ...

Человек создан для …

Я знаю ответ на этот вопрос!

Что сделаю я для людей?

Размышляя о смысле жизни …

Не позволяй душе лениться!

Будущего не знаю, но готовлюсь к нему …

Учащиеся имеют право самостоятельно сформулировать тему.

 

3. И.А.Бунин. «Жизнь Арсеньева» (кн.4, гл.V)

В те дни я часто как бы останавливался и с резким удивлением молодости спрашивал себя: все-таки что же такое моя жизнь в этом непонятном, вечном и огромном мире, окружающем меня, в беспредельности прошлого и будущего и вместе с тем в каком-то Батурине, в ограниченности лично мне данного пространства и времени? И видел, что жизнь (моя и всякая) есть смена дней и ночей, дел и отдыха, встреч и бесед, удовольствий и неприятностей, иногда называемых событиями; есть беспорядочное накопление впечатлений, картин и образов, из которых лишь самая ничтожная часть (да и то неизвестно зачем и как) удерживается в нас; есть непрестанное, ни на единый миг нас не оставляющее течение несвязных чувств и мыслей, беспорядочных воспоминаний о прошлом и смутных гаданий о будущем; а еще – нечто такое в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уж никак нельзя уловить и выразить, и – связанное с ним вечное ожидание: ожидание не только счастья, какой-то особенной полноты его, но еще и чего-то такого, в чем (когда настанет оно) эта суть, этот смысл вдруг наконец обнаружится. «Вы, как говорится в оракулах, слишком в даль простираетесь…» И впрямь: втайне я весь простирался в нее. Зачем? Может быть, именно за этим смыслом?

4. Жанровые особенности автобиографического произведения:

- повествование от 1-го лица;

- эмоционально окрашенные обращения;

- оценочная характеристика реалий и лиц;

- «детские» слова;

- слова «памяти» и «забвения»;

- номинативные предложения;

- вопросительные конструкции, восклицания.

Жанровые особенности эссе.

«Эссе – это обязательно диалог, и прежде всего с самим собой». 

Эссе (с французского  assai - попытка, проба; от латинского exagium– взвешивание,  exagio- взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующеее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо … Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Краткая  литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975, с.961

 

5. Анкета «Ваш жизненный выбор. Есть ли у вас ответы?»

Я знаю, каким быть?

У меня есть идеал дружбы?

У меня есть идеал любви?

Я считаю себя патриотом?

У меня есть вера в духовной области?

Я знаю, чего стою (свои возможности)?

Я знаю (определился), кем быть?

Уровень моих знаний для выбранной профессии достаточен?

Я готовлюсь к своей профессии?

Я готовлю себя к будущему?

 

6. Словарь.

Самоопределение, личность, идеал,  философия, мировоззрение, ответственность, справедливость, самостоятельность, оптимистический, пессимистический, самокритичность, достоинство, трудолюбие, нравственность, духовность, совершенство, духовные запросы, жизненные ценности, ориентиры, материальные потребности, личный, личностный, психология, психологический, психологизм.

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа,

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Цель этапа: включение уч-ся в деятельность

Учитель приветствует учащихся, желает успеха. Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализа

ция знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа мышления

Работа с эпиграфами (приложение 1). Ситуация-парадокс.  Нет ли лишнего на доске? Причём велосипед? Чтобы научиться писать, надо…? Продолжите фразу Д.С.Лихачёва

«Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как моно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например)».

Моё добавление: пишите, используя возможности жанра эссе, который также поможет вам из многочисленных жизненных дорог найти путь к себе, научиться правильно, точно выражать свои мысли, стать интересным собеседником. 

Прочитайте, подумайте, что их объединяет?

(общая тема: самоопределение)

Работа в парах

Планирование учебного сотрудничества (К).

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений

Проблемная ситуация.

О чем мы с вами будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему и цели урока.

Посмотрите на доску. Перед вами темы сочинений (приложение 2). Вам предстоит выбрать одну из них.

Как написать сочинение о себе?

Ставят цели, формулируют тему урока.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеучебн.)

Формулирование проблемы (П – логич.)

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Перед вами текст. Это фрагмент из романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

(приложение 3). Внимательно прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Определите и сформулируйте проблему текста.

- О чем этот текст?

- Как связан этот текст с эпиграфами урока?

Поставьте вопросы к прочитанному фрагменту текста.

Составьте портрет героя текста.

Какой он видит свою жизнь, свое место в окружающем мире?

Перечитайте текст.

Проследите за ходом мысли автора.

Подчеркните ключевые слова и фразы.

Вам тоже предстоит  создать автобиографический текст. Каковы особенности жанра автобиографии и эссе (приложение 4).

Работают с текстом (лексические, грамматиче

ские, стилистиче

ские особенности),

изучают памятку.

Планирование (Р).

Прогнозирование (Р).

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).

Построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование (П – моделирование)

Динамическая пауза

 

  

Выполняют упражнения для глаз.

 

Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися определения позиции, аргументов

А теперь попробуйте составить свой портрет.

В этом вам поможет упражнение -«анкета» (приложение 5).

Работа в парах.

Анализ и сопоставление обнаруженных аргументов.

Устное высказывание.

Действие по аналогии (П).

Контроль, оценка (Р).

Коррекция (Р).

Выражение своих мыслей (К).

Самостоятельная работа с самопроверкой  

Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Словарная работа (приложение 6).

Все ли слова вам знакомы? Какие слова относятся к вопросу о смысле человеческой жизни?

Грам и речевые  нормы. Почему нельзя говорить: «Лично я считаю (думаю)…»

Восстановите словообразовательную цепочку лицо-личность-личный. Образуйте существительное с суффиксом –ость.

Паронимы нельзя смешивать. Почему? - разное значение, суффиксы – значимая часть слова – меняют основу, а следовательно, смысл, лексическое значение.

Важный лично для меня – психологический, для личности вообще – философский, мировоззренческий.

Составьте план сочинения о себе по одной из предложенных тем.

Составление плана.

Письменно оформляют проанализи

рованное (индивиду

альная работа).

2-3 работы читаются вслух и комментируются учащимися.

Контроль, коррекция (Р).

Самоопределение (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:  закрепление и коррекция полученных знаний.

Эссе – это способ рассуждения. Какова схема рассуждения? Но эссе не предполагает жёсткой формы, следовательно, эссе скорее размышление. Эссе может воплощаться в различные литературные формы: моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь.

 К эссе «подталкивают » заголовки (на ээсеистичность указывают ): назовите ключевые слова.

Заметки о поэзии.

Исповедь молодого человека.

Неотправленное письмо. Письмо президенту.

Слово о Пушкине.

О милосердии.

Похвала скуку.

Речь по случаю…

Несколько слов о…

Читая «Жизнь Арсеньева»… Перечитывая… Размышляя над страницами…

Представляет вариант – отрывок из  повести Толстого Л.Н.  «Отрочество»: «В продолжение года, во время которого я вёл уединённую, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлечённые вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему».

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Корректирует и комментирует все выступления.

Корректируют работы. Исправляют несоответствия.

Умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)

Выполнение творческой работы

 

Наблюдает, при видимых затруднениях индивидуально консультирует.

Учащиеся пишут сочинение.

Умение создавать монологическое высказывание (К) на личностно значимую тему (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Побуждает к домашнему заданию на основе рефлексии:

1)Над чем надо поразмышлять?О чём надо почитать?В чём нужно разобраться?          

2) Чему надо научиться? Какие темы нужно повторить? В чём надо себя потренировать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы:

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Легко ли было работать?

- Хватило ли слов? С какими трудностями столкнулись? 

- Какие получили результаты?

- Где можно применить приобретенные знания?

Формулируют домашнее задание на основе рефлексии.

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л).

Планирование корректирующей самостоятельной деятельности (П).

.  .  .