Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Разработка урока "Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных"

Дата публикации: 2019-03-14 01:43:53
Статью разместил(а):
Павленко Светлана Михайловна

Разработка урока "Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных"

Автор: Павленко Светлана Михайловна

 

Цель: cформировать представление о команде присваивания, о том где и когда она используется; научиться правильно вводить и выводить данные в программе.

План:

1.      Оргмомент.

2.      Актуализация опорных знаний.

3.      Объяснение нового материала.

4.      Первичное осмысление. Выполнение практической работы.

5.      Подведение итогов.

Ход урока:

Оргмомент.

1.      Проверяю готовность класса к уроку.

2.      Отмечаю отсутствующих.

Актуализация опорных знаний.

- Какая величина называется переменной? (величина, которая может изменять свое значение в процессе выполнения программы)

- Какие типы переменных вы знаете? (целые, вещественные, литерные, логические)

- Определить тип выражения:

  1. 1+0.0             вещественный
  2. 20/4               вещественный
  3. sqr(4)             целый
  4. sqrt(16)          вещественный
  5. f’                    символьный
  6. name’            строковый
  7. ’5’                   символьный
  8. ’12.3’              строковый
  9. sqr(6.1)          вещественный
  10. 20 div 6          целый
  11. sin(0)              вещественный
  12. abs(-4.5)        вещественный
  13. abs(-6)           целый

14.  12 mod 5         целый

- Какое значение будет иметь переменная Х после выполнения команд: Х:=10; Х:=Х+3; Х:=Х+5;

Объяснение нового материала.

Оператор присваивания в общем виде выглядит на языке Паскаль следующим образом:

<Имя переменной>:=<Выражение>

Выражение, указанное справа от знака ":=", должно приводить к значению того же типа, какого и сама переменная, или типа, совместимого с переменной относительно команды присваивания. Например, переменной типа Real можно присвоить значение типа Integer (впрочем, наоборот делать нельзя). Выражение будет сначала вычислено, затем, его результат будет положен в ячейки памяти, отведенные для переменной.

Немногие программы обходятся без ввода данных, и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.

Формат:

Read (список переменных);

Readln (список переменных);

где <список переменных> - последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

Например:

Readln (x, y, z);

Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ (READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы. Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.

Например: Найти произведение двух чисел.

Program primer;

var a, b, p :Integer;

Begin 

Writeln('Введите два числа');

Readln(а,b);

р:=а*b;

Writeln('произведение', а ,' и ', b ,' равно', р);

Readln;

End.

Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных

WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.

WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.

В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.

Команда WRITELN без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.

Первичное осмысление. Выполнение практической работы.

Организовать диалог с компьютером. Компьютер запрашивает у пользователя имя, дату рождения, месяц рождения и год рождения, а затем выводит на экран фразу «Тебя зовут – ’имя‘. Ты родился: ’дата рождения‘,’месяц рождения‘,’год рождения‘»

Var a,b: integer;     {Переменные для даты рождения}

Name, c: string;     {Переменная для имени и для месяца рождения}

BEGIN 

     Writeln (‘Привет. Как тебя зовут?’);

     Readln (name);

     Writeln (‘Введи день рождения’);

     Readln (a);

     Writeln (‘Введи месяц рождения’);

     Readln (b);

     Writeln (‘Введи год рождения’);

     Readln (с);

     Write (‘Тебя зовут – ’ , name, ‘. Ты родился: ’, a, ‘.’,b, ‘.’,c);

     Readln;

   END.

Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с операторами ввода-вывода и присваивания. Мы узнали, что для ввода с клавиатуры во время работы программы исходных данных (значений переменных) предназначена инструкция readln, используя одну инструкцию readln, можно ввести значения нескольких переменных;

При решении задач с использованием оператора вывода следует помнить, что:

- инструкции write и writeln предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных, одна инструкция write (writeln) может вывести на экран значения нескольких переменных и (или) несколько сообщений;

- инструкция writeln без параметров переводит курсор в начало следующей строки экрана.

При решении задач с использованием оператора присваивания следует помнить, что:

- инструкция присваивания используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам;

- тип выражения, находящегося в правой части инструкции присваивания, должен соответствовать типу переменной, имя которой стоит слева от символа инструкции присваивания (при нарушении соответствия типа переменной и выражения компилятор выводит сообщение об ошибке Type miss match - несоответствие типов).

А теперь запишите домашнее задание:

1. Определите тип следующих величин:

A1:=9;                                  A4:=-47;

A2:='девять';                       A5:=(x+y)/5;

A3:='9';                                A6:=47;

2. В записи некоторых команд присваивания допущены ошибки, исправьте их:

1) В:='ЭВМ'                      2) 2C:=A+B         3) a-b:=7

4) 'ЭВМ':=компьютер      5) K=d*a              6) s:=s-1

3. Определите тип величины D, если:

а) D:=K*1.2                        б) D:='сок'

в) D:=245                           г) D:=K*D

4. Запишите следующие предписания в виде команды присваивания:

а) увеличить значение S в пять раз;

б) Z сумма величин M и N. 

.  .  .