Разработка урока "Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных"
Разработка урока "Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных"
Автор: Павленко Светлана Михайловна
Цель: cформировать представление о команде присваивания, о том где и когда она используется; научиться правильно вводить и выводить данные в программе.
План:
1. Оргмомент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Первичное осмысление. Выполнение практической работы.
5. Подведение итогов.
Ход урока:
Оргмомент.
1. Проверяю готовность класса к уроку.
2. Отмечаю отсутствующих.
Актуализация опорных знаний.
- Какая величина называется переменной? (величина, которая может изменять свое значение в процессе выполнения программы)
- Какие типы переменных вы знаете? (целые, вещественные, литерные, логические)
- Определить тип выражения:
- 1+0.0 вещественный
- 20/4 вещественный
- sqr(4) целый
- sqrt(16) вещественный
- ’f’ символьный
- ’name’ строковый
- ’5’ символьный
- ’12.3’ строковый
- sqr(6.1) вещественный
- 20 div 6 целый
- sin(0) вещественный
- abs(-4.5) вещественный
- abs(-6) целый
14. 12 mod 5 целый
- Какое значение будет иметь переменная Х после выполнения команд: Х:=10; Х:=Х+3; Х:=Х+5;
Объяснение нового материала.
Оператор присваивания в общем виде выглядит на языке Паскаль следующим образом:
<Имя переменной>:=<Выражение>
Выражение, указанное справа от знака ":=", должно приводить к значению того же типа, какого и сама переменная, или типа, совместимого с переменной относительно команды присваивания. Например, переменной типа Real можно присвоить значение типа Integer (впрочем, наоборот делать нельзя). Выражение будет сначала вычислено, затем, его результат будет положен в ячейки памяти, отведенные для переменной.
Немногие программы обходятся без ввода данных, и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.
Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.
Формат:
Read (список переменных);
Readln (список переменных);
где <список переменных> - последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.
Например:
Readln (x, y, z);
Read (beta, gamma);
При выполнении оператора READ (READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы. Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Например: Найти произведение двух чисел.
Program primer;
var a, b, p :Integer;
Begin
Writeln('Введите два числа');
Readln(а,b);
р:=а*b;
Writeln('произведение', а ,' и ', b ,' равно', р);
Readln;
End.
Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных
WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
Команда WRITELN без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.
Первичное осмысление. Выполнение практической работы.
Организовать диалог с компьютером. Компьютер запрашивает у пользователя имя, дату рождения, месяц рождения и год рождения, а затем выводит на экран фразу «Тебя зовут – ’имя‘. Ты родился: ’дата рождения‘,’месяц рождения‘,’год рождения‘»
Var a,b: integer; {Переменные для даты рождения}
Name, c: string; {Переменная для имени и для месяца рождения}
BEGIN
Writeln (‘Привет. Как тебя зовут?’);
Readln (name);
Writeln (‘Введи день рождения’);
Readln (a);
Writeln (‘Введи месяц рождения’);
Readln (b);
Writeln (‘Введи год рождения’);
Readln (с);
Write (‘Тебя зовут – ’ , name, ‘. Ты родился: ’, a, ‘.’,b, ‘.’,c);
Readln;
END.
Подведение итогов.
Итак, сегодня мы познакомились с операторами ввода-вывода и присваивания. Мы узнали, что для ввода с клавиатуры во время работы программы исходных данных (значений переменных) предназначена инструкция readln, используя одну инструкцию readln, можно ввести значения нескольких переменных;
При решении задач с использованием оператора вывода следует помнить, что:
- инструкции write и writeln предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных, одна инструкция write (writeln) может вывести на экран значения нескольких переменных и (или) несколько сообщений;
- инструкция writeln без параметров переводит курсор в начало следующей строки экрана.
При решении задач с использованием оператора присваивания следует помнить, что:
- инструкция присваивания используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам;
- тип выражения, находящегося в правой части инструкции присваивания, должен соответствовать типу переменной, имя которой стоит слева от символа инструкции присваивания (при нарушении соответствия типа переменной и выражения компилятор выводит сообщение об ошибке Type miss match - несоответствие типов).
А теперь запишите домашнее задание:
1. Определите тип следующих величин:
A1:=9; A4:=-47;
A2:='девять'; A5:=(x+y)/5;
A3:='9'; A6:=47;
2. В записи некоторых команд присваивания допущены ошибки, исправьте их:
1) В:='ЭВМ' 2) 2C:=A+B 3) a-b:=7
4) 'ЭВМ':=компьютер 5) K=d*a 6) s:=s-1
3. Определите тип величины D, если:
а) D:=K*1.2 б) D:='сок'
в) D:=245 г) D:=K*D
4. Запишите следующие предписания в виде команды присваивания:
а) увеличить значение S в пять раз;
б) Z сумма величин M и N.