Рабочая программа учебного курса основного общего образования «Математические открытия»
Рабочая программа учебного курса
основного общего образования «Математические открытия»
(ФГОС, 8 класс)
Автор: Игракова Евгения Юрьевна
МБОУ "СОШ № 8" г. Вязьма, Смоленская область
Пояснительная записка.
Актуальность создания программы факультатива по математике для учащихся 8 классов.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход.
Факультатив позволяет:
- планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- расширить и углубить знания по математике;
- различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся;
- работу в разновозрастной группе способствует обмену опытом и социализации учащихся.
Основная цель программы: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи:
- Образовательные:
-овладение комплексом математических знаний, умений и навыков необходимых:
а) для повседневной жизни и профессиональной деятельности, не связанной с математикой;
б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов;
в) для изучения математики в любой из форм непрерывного образования.
- Общеучебные:
- формирование умения ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих людей;
- формирование умения адекватно себя оценивать и самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- развитие внимания, памяти;
- формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
- повышение уровня владения учащимися родным языком с точки зрения правильности и точности выражения мыслей в активной и пассивной речи;
-формирование навыком научно-исследовательской работы;
- Развивающие:
- формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;
- развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;
- развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления;
- Воспитательные:
- ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в научно-техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве;
- ознакомление с природой научного знания, с принципами построения научных теорий в единстве и противоположности математики и естественных и гуманитарных наук;
- воспитание у учащихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной, создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике и привлечение к изучению математики других учащихся школы.
- В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- В метапредметном направлении:
- формирование представлений (на доступном для учащихся уровне) о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации современного общества;
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, необходимых для изучения курсов математики 7-9, и необходимых для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
- В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной школе, применения в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Изучение тем факультатива в8 классе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
- в личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;
- представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлял этапы её развития и значимость для развития цивилизации;
- вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- В метапредметном направлении:
- иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
- уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
- уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- В предметном направлении:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- владеть базовым понятийным аппаратом:
- развитие представлений о числе;
- овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- усвоение на наглядном уровне знания о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения и использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира;
- овладеть практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающих умение:
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;
- научиться решать текстовые задачи арифметическим способом, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
- составлять алгебраические модели реальных ситуаций, решать простейшие линейные уравнения;
- иметь представление о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах, уметь составлять и решать пропорции;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобрести опыт измерения длин отрезков, длины окружности, величин углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур, пути для вычисления значений неизвестной величины;
- выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи;
- уметь проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- уметь использовать буквы для записи общих утверждений, формул, выражений, уметь выполнять простейшие тождественные преобразования;
- выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;
- познакомиться с идеей координат на прямой и на плоскости; уметь выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости;
- иметь представление о достоверных, возможных, случайных событиях, о вероятности событий, уметь решать простейшие комбинаторные задачи.
Учебный курс по математике рассчитан на 17 учебных часов, по 0,5 часа в неделю для учащихся 8 класса.
Формы проведения занятий:
· рассказы учителя;
· доклады учащихся;
· игровые занятия;
· работа с различными источниками информации: научно - популярной литературой, компьютерными программами, Интернетом;
· работа над исследовательскими проектами.
Содержание изучаемого курса:
1. Золотое сечение.
2. Магия числа 7.
3. Проценты и их роль в нашей жизни.
4. Откуда взялись числа.
5. Архимед - великий математик.
6. Системы счисления в математике.
7. Круги Эйлера, задача о квадратуре круга.
8. Гипотеза Пуанкаре.
9. Проблема Гольдбаха.
10. Старинные задачи.
11. Решето Эратосфена.
12. Решение задач с экономическимсодлержанием.
13. «Божественная пропорция».
14. Математика или искусство на примере работ художников.
15. Пифагор и его школа.
16. Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни.
17. Математика - царица или слуга для других наук.
Календарно-тематическое планирование:
№
|
Тема |
Кол-во часов |
Дата План/факт |
|
1 |
Золотое сечение |
1 |
|
|
2 |
Магия числа 7 |
1 |
|
|
3 |
Проценты и их роль в нашей жизни |
1 |
|
|
4 |
Откуда взялись числа |
1 |
|
|
5 |
Архимед- великий математик |
1 |
|
|
6 |
Системы счисления в математике |
1 |
|
|
7 |
Круги Эйлера, задача о квадратуре круга |
1 |
|
|
8 |
Гипотеза Пуанкаре |
1 |
|
|
9 |
Проблема Гольдбаха |
1 |
|
|
10 |
Старинные задачи Решение задач с экономическим содержанием |
1 |
|
|
11 |
Решето Эратосфена |
1 |
|
|
12 |
«Божественная пропорция» |
1 |
|
|
13 |
Математика или искусство на примере работ художников |
1 |
|
|
14 |
Пифагор и его школа |
1 |
|
|
15 |
Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни |
1 |
|
|
16 |
Математика- царица или слуга для других наук |
1 |
|
|
17 |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Для учителя:
1. Н.Я. Виленкин и др. Комбинаторика. Москва, МЦНМО, 2007.
2. Журналы «Квант» и «Математика в школе» разных лет.
3. Я.И.Перельман, Занимательная алгебра. Москва, «Наука», 1974.
4. А.В.Шевкин, Школьная олимпиада по математике. Москва, «Русское слово», 2002.
5. Всероссийская школа математики и физики «Авангард» тесты, 2007.
6. А.В. Фарков, Математические кружки в школе 5-8 классы. Москва, Айрис-пресс, 2006.
Для учащихся:
1. Л.Ф. Пичурин, За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 классов. Москва, Просвещение, 1990.
2. Л.Ю. Березина, Графы и их применение. Москва, «Просвещение», 1979.
3. Я.И. Перельман, Живая математика. Москва, ГИТТЛ, 1958.