Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа учебного курса основного общего образования «Математические открытия»

Дата публикации: 2019-03-03 15:26:11
Статью разместил(а):
Игракова Евгения Юрьевна

Рабочая программа учебного курса

основного общего образования «Математические открытия»

 (ФГОС, 8 класс)

Автор: Игракова Евгения Юрьевна

МБОУ "СОШ № 8" г. Вязьма, Смоленская область

 

Пояснительная записка.

Актуальность создания программы факультатива по математике для учащихся 8 классов.

Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход.

Факультатив  позволяет:

- планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;

- расширить и углубить знания по математике;

- различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;

- рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся;

- работу в разновозрастной группе способствует обмену опытом и социализации учащихся.

Основная цель программы: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Задачи: 

- Образовательные:                                          

   -овладение комплексом математических знаний, умений и навыков необходимых:

а) для повседневной жизни и профессиональной деятельности, не связанной с математикой;

б) для изучения на современном уровне школьных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов;

в) для изучения математики в любой из форм непрерывного образования.

- Общеучебные:

   - формирование умения ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих людей;

   - формирование умения адекватно себя оценивать и самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

   - развитие внимания, памяти;

   - формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;

   - повышение уровня владения учащимися родным языком с точки зрения правильности и точности выражения мыслей в активной и пассивной речи;

   -формирование навыком научно-исследовательской работы;

- Развивающие:

   - формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;

   - развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;

   - развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления;

- Воспитательные:

   - ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в научно-техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве;

   - ознакомление с природой научного знания, с принципами построения научных теорий в единстве и противоположности математики и естественных и гуманитарных наук;

   - воспитание у учащихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной, создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике и привлечение к изучению математики других учащихся школы.

- В направлении личностного развития:

   - развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

   - воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

   - развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- В метапредметном направлении:

   - формирование представлений (на доступном для учащихся уровне) о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации современного общества;

   -развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

   - формирование общих способов интеллектуальной деятельности, необходимых для изучения курсов математики 7-9, и необходимых для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

- В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной школе, применения в повседневной жизни.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Изучение тем факультатива в8 классе дает возможность учащимся достичь следу­ющих результатов развития:

- в личностном направлении:

   - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пони­мать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр­примеры;

   - уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от фак­та, вырабатывать критичность мышления;

   - представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представ­лял этапы её развития и значимость для развития цивилизации;

   - вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;

   - уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

   - вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

- В метапредметном направлении:

   - иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универ­сальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;

   - уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дис­циплинах, в окружающей жизни;

   - уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

   - уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

   - уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

   - уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различ­ные стратегии решения задач;

   - понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответст­вии с предложенным алгоритмом;

   - уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;

    - уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач ис­следовательского характера;

- В предметном направлении:

   - уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);

   - владеть базовым понятийным аппаратом:

   - развитие представлений о числе;

   - овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

   - усвоение на наглядном уровне знания о свойствах плос­ких и пространственных фигур; приобретение навыков их изо­бражения и использования геометрического языка для описа­ния предметов окружающего мира;

   - овладеть практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающих умение:

   - выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;

   - научиться решать текстовые задачи арифметическим способом, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;

   - составлять алгебраические модели реальных ситуаций, решать простейшие линейные уравнения;

   - иметь представление о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах, уметь составлять и решать пропорции;

   - использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

   - приобрести опыт измерения длин отрезков, длины окружности, величин углов, использовать формулы для  нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур, пути для вычисления значений неизвестной величины;

   - выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи;

   - уметь проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходи­мых измерений, использование прикидки и оценки);

   - уметь использовать буквы для записи общих утверждений, фор­мул, выражений, уметь выполнять простейшие тождественные преобразования;

   - выполнять алгебраические  преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;

   - познакомиться с идеей координат на прямой и на плоскости; уметь выполнять стандартные процедуры на координатной плоскости;

   - иметь представление о достоверных, возможных, случайных событиях, о вероятности событий, уметь решать простейшие комбинаторные задачи.

 

Учебный курс  по математике рассчитан на 17 учебных часов, по 0,5 часа в неделю для учащихся 8 класса. 

Формы проведения занятий:

·         рассказы учителя;

·         доклады учащихся;

·         игровые занятия;

·         работа с различными источниками информации: научно - популярной литературой, компьютерными программами, Интернетом;

·         работа над исследовательскими проектами.

 

Содержание изучаемого курса:

1. Золотое сечение.

2. Магия числа 7.

3. Проценты и их роль в нашей жизни.

4. Откуда взялись числа.

5.  Архимед - великий математик.

6. Системы счисления в математике.

7. Круги Эйлера, задача о квадратуре круга.

8. Гипотеза Пуанкаре.

9. Проблема Гольдбаха.

10. Старинные задачи.

11. Решето Эратосфена.

12. Решение задач с экономическимсодлержанием.

13. «Божественная пропорция».

14. Математика или искусство на примере работ художников.

15. Пифагор и его школа.

16. Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни.

17. Математика - царица или слуга для других наук.

 

Календарно-тематическое планирование:

 

Тема

Кол-во часов

Дата

План/факт

 
 

1

Золотое сечение

1

 

 

2

Магия числа 7

1

 

 

3

Проценты и их роль в нашей жизни 

1

 

 

4

Откуда взялись числа 

1

 

 

5

Архимед- великий математик

1

 

 

6

Системы счисления в математике

1

 

 

7

Круги Эйлера, задача о квадратуре круга

1

 

 

8

Гипотеза Пуанкаре  

1

 

 

9

Проблема Гольдбаха

1

 

 

10

Старинные задачи

Решение задач с экономическим содержанием

1

 

 

11

Решето Эратосфена 

1

 

 

12

«Божественная пропорция»

1

 

 

13

Математика или искусство на примере работ художников

1

 

 

14

Пифагор и его школа 

1

 

 

15

Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни

1

 

 

16

Математика- царица или слуга для других наук

1

 

 

17

Промежуточная аттестация

1

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

Для учителя:

1. Н.Я. Виленкин и др. Комбинаторика. Москва, МЦНМО, 2007.

2. Журналы «Квант» и «Математика в школе» разных лет.

3. Я.И.Перельман, Занимательная алгебра. Москва, «Наука», 1974.

4. А.В.Шевкин, Школьная олимпиада по математике. Москва, «Русское слово», 2002.

5. Всероссийская школа математики и физики «Авангард» тесты, 2007.

6. А.В. Фарков, Математические кружки в школе 5-8 классы. Москва, Айрис-пресс, 2006.

 

Для учащихся:

1. Л.Ф. Пичурин, За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 классов. Москва, Просвещение, 1990.

2. Л.Ю. Березина, Графы и их применение. Москва, «Просвещение», 1979.

3. Я.И. Перельман, Живая математика. Москва, ГИТТЛ, 1958.

.  .  .