Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Дата публикации: 2019-02-26 17:12:02
Статью разместил(а):
Гринёва Ирина Станиславовна

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка

Авторы: Висельская Татьяна Леонидовна

и Гринёва Ирина Станиславовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Валуйки Белгородской области

 

В настоящее время никто не станет оспаривать факт, что использование интерактивных информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

«Интерактивность» - это способность взаимодействовать в режиме диалога, атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.  В эпоху нынешней информационной цивилизации приходится работать в условиях, когда научные знания устаревают быстрее, чем успевают усваиваться учениками, поэтому нужны новые формы и методы обучения для подготовки творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Использование интерактивных методов может стать тем условием, которое поспособствует повышению уровня мотивации учащихся и уровня сформированности их коммуникативных компетенций в целом.

Цель учителя - развить коммуникативные способности и знания учащегося так, чтобы он соответствовал требованиям современности. Поэтому необходимо организовать обучение с использованием интерактивных технологий таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрыться как творческая личность. Всё это требует инновационного подхода к организации учебной деятельности, к поиску новых форм и методов работы.

В процессе обучения русскому языку интерактивным методам и приемам сегодня отводится особая роль. Они позволяют стимулировать познавательную активность и самостоятельность учеников, формируют универсальные учебные действия, повышают мотивацию школьников и, в целом, качество обученности по предмету.

Наиболее эффективными интерактивными методами являются:

  1. Нетрадиционное начало урока эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
  2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
  3. Организации релаксации и подведения итогов.
  4. Презентации учебного материала - использование ИКТ, электронных учебных пособий.
  5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
  6. Использование стратегий развития критического мышления: «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
  7. Элементы «изюминки» (интеллектуальная разминка, головоломка, кроссворды, эпиграммы, шарады, заданиями повышенной трудности)
  8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах) и самостоятельной работы детей.
  9. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, «урок - игра», «Урок - викторина», «Урок-путешествие», «деловая игра», уроки-исследования, проектная деятельность и др.
  10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Рассмотрим некоторые приемы интерактивные приемы, позволяющие повысить мотивацию учащихся на различных этапах урока русского языка.

Приём «Лови ошибку» предполагает создание в группе ситуации поиска, организацию дискуссии. Ученики получают текст (или отрывок из школьного сочинения), в котором намеренно допущены ошибки. Тексты могут быть заранее подготовлены другим, в том числе старшими учениками. Чтобы обсуждение не затянулось оговаривается время на выполнение задания. Придя к определенному мнению, группа определяет спикера, который оглашает задание и результат решения перед всем классом.

Принцип свободы выбора и деятельностный подход к обучению реализует прекрасный интерактивный приём «Ярмарка заданий».  Ученикам предлагается к определенному учебному материалу (тексту упражнения, словам, записанным в столбик, теоретическому параграфу) придумать собственное задание. Затем устраивается ярмарка, а самые удачные задания выполняются коллективно. Данный прием обычно используется на этапе повторения и закрепления изученного и разнообразит работу с учебником.

На уроках обобщения и систематизации материала применяется такой интерактивный прием, как «Большой и малый круг». Сначала проводится тестирование для всех учащихся. Те, кто лучше справился с заданием, выступают в роли экспертов для тех, кто допустил ошибку. Малый круг- дети менее подготовленные.  Малый круг оказывает помощь большому кругу. На следующем уроке другие учащиеся выступают в роли экспертов. Этот прием стимулирует детей, так как многие хотят занять место в малом кругу.

Интересен интерактивный прием «Космическая скорость». Учитель предлагает группе придумать примеры на изученное орфографическое правило и продемонстрировать самый быстрый способ передачи маленького мяча (или любого другого предмета) по очереди от первого до последнего участника группы. При каждой передаче мяча должно быть названо новое слово.

Для многих учащихся начальной школы русский язык является одним из самых сложных предметов. Одной из самых удачных интерактивных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Например, работа над темой «Части речи».

А) составить предложения из слов;

Б) игра «Помоги Буратино» (определить части речи и написать слова в три столбика);

В) сделать вывод, повторить правило.

«Безударные гласные»:

А) ставим ударение, определяем лексическое значение;

Б) повторяем способы проверки безударной гласной;

В) запись предложений со словами с безударной гласной в корне, подбор проверочных слов.

«Словарные слова»:

А) отгадываем загадку;

Б) проговариваем слово;

В) знакомимся со значением этого слова;

Г) подбираем к слову синонимы, антонимы;

Д) употребление слова в пословицах, поговорках.

В заключение нам бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания русского языка интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

.  .  .