Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Современное содержание и технологии в системе среднего профессионального образования

Дата публикации: 2019-02-07 21:36:06
Статью разместил(а):
Илясова Нина Александровна

Современное содержание и технологии в системе среднего профессионального образования

Автор: Илясова Нина Александровна

ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса», г. Тамбов

 

Происходящие в современном обществе социально - экономические изменения выдвигают высокие требования  к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки. Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики.

Преподаватели в настоящее время разрабатывают и апробируют задания, позволяющие формировать компетенции и отслеживать уровень их сформированности.

Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом.

В современных условиях развития рынка труда выпускник среднего профессионального учреждения должен:

 ‒ гибко и нестандартно мыслить;

‒ применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому;

‒ для ускорения решения разделить сложную проблему на составные части;

 ‒ профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в СПО — это подготовка высококвалифицированных специалистов. Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Безусловно, каждому преподавателю хотелось бы, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студентов, чтобы они умели не только бездумно писать лекции, но и понимать о чем идет речь, умели логически мыслить, чтобы каждое занятие было не в тягость, а в радость и студентам и преподавателю. Мы привыкли, что преподаватель рассказывает, а студент слушает и усваивает, но слушать готовую информацию — один из самых неэффективных способов обучения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал — усвоил). Следовательно, необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса. Студент может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому преподавателю необходимо забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности студента, и организовать на занятии для студента все виды учебно - познавательной деятельности.

Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Как правило, педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогические технологии обучения — системные категории, структурными составляющими которых являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, субъект и объект (студент- преподаватель), результат деятельности.

Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

К современным педагогическим технологиям относят:

- коллективные способы обучения;

- технологии личностно — ориентированного образования;

- технология знаково - контекстного обучения;

- игровые технологии;

- активные методы обучения;

- проблемное обучение;

- информационные технологии;

- программированное обучение;

- интегрированное обучение;

- модульное обучение;

- технология опережающего обучения с использованием опорных схем;

- технология развивающего обучения,

- метод проектов;

- дистанционное образование и многие другие.

Характеристика педагогических технологий.

Выбор технологий обучения преподаватель осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС СПО.

Остановлюсь на некоторых из них, среди приоритетных технологий для себя определила следующие:

- игровые технологии;

- технологии активного и проблемного обучения;

- метод обучение в сотрудничестве;

- технология критического мышления; 

- технология анализа конкретных ситуаций (кейс-метод); 

- информационно-коммуникационные технологии; 

- технология проектной деятельности. 

Именно такая комбинация элементов технологий позволяет мне улучшить результативность всего образовательного профессионального обучения.

1. Игровые технологии. 

Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения - эффективная организация взаимодействия педагога и студентов, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

С целью развития познавательной деятельности, формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развития общих компетенций использую на занятиях игровые технологии. Практика подтверждает эффективность применения игровых технологий в особенности на 1 курсах, поскольку они способствуют преодолению трудностей, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.

В игре они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием.

Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

- дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;

- учебная деятельность студентов подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Такие технологии применяются по МДК.02.01. «Розничная торговля продовольственными товарами» (профессия 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир») при отработке таких тем программы:

- Приемка продовольственных товаров, оформление сопроводительных документов;

- Подготовка к продаже различных групп продовольственных товаров.

2. Технологии активного и проблемного обучения.

В своей педагогической деятельности успешно применяю эту технологию в учебном процессе. Эти технологии направлены на активизацию учебно - познавательной деятельности студентов, развитие самостоятельного творческого и профессионального проблемного мышления, развитие способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, а также аналитических, коммуникативных и других педагогических умений и рефлексивных способностей студентов.

Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

Такие ситуационные задачи можно использовать при отработке тем ОП.05. «Метрология и стандартизация» (пример: Проведите идентификацию партии масла растительного в конкретном предприятии общественного питания (кафе, пицерии).

3. Метод обучения в сотрудничестве.

Этот метод основан на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого.

Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

- развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

- каждый студент имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

- совершенствуются навыки логического мышления, последовательного выполнения поставленной задачи;

- актуализируются полученные опыт и знания;

- повышается ответственность за результат коллективной работы.

Такой метод успешно реализуется в группах «Технология продукции общественного питания» по дисциплине «Идентификация и фальсификация сырья и продукции». При отработке темы: «Идентификация и фальсификация продуктов общественного питания» студенты осуществляют процесс выявления фальсификации продукции общественного питания.

4. Технология критического мышления.

Большое внимание уделяю на уроках развитию критического мышления студентов.

Эта технология предполагает развитие творческого мышления, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, высказывая при этом собственное мнение. На уроках использую различные приемы и методы этой технологии («Кластер» (гроздь) «Синквейн» (пятистишие) «Фишбоун» (рыбный скелет) «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»), «Толстые» и «тонкие» вопросы. «Инсерт» - маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы).

5. Технология анализа конкретных ситуаций (кейс-метод). 

Также в своей педагогической деятельности реализую технологию анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), коммуникативного обучения по развитию коммуникативных навыков, умений эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, умение действовать в нестандартных ситуациях, осуществление саморазвития обучающегося, креативности, социальной компетенции, основанные на индивидуальном подходе к студентам.

Разработан пакет кейсов и задач по специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» по дисциплине «МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы» (кейсы для решения профессиональных и проектных задач – компьютерное тестирование).

В основе практических кейсов лежат конкретные ситуации. Например, студентам профессии «Продавец, контролер-кассир» предлагается кейс по оценке планировки торгового зала магазина. Суть кейса заключается в следующем: в содержании кейса указываются конкретные данные по определенному магазину – размер торговой площади, применяемое оборудование, предложен вариант расстановки оборудования. Студенты  должны проанализировать группировку ассортимента и размещение отделов в магазине, описать способ размещения оборудования, определить коэффициенты установочной и экспозиционной площади магазина, предложить вариант более эффективного использования площади торгового зала магазина, подготовить проект и защитить его. Работа с кейсом данного типа проходит успешнее в малых группах.

При изучении темы «Функциональные обязанности продавца по размещению и выкладке товаров» студенты выполняют кейс по составлению планограммы выкладки товара. При подготовке занятия преподавателем составляется несколько кейсов, в которых указывается вид товара, количество разновидностей, марок, вид фасовки, вид упаковки, параметры торгового оборудования.

При освоении профессионального модуля «Оценка качества товаров и основы экспертизы» использую исследовательские кейсы, которые кроме конкретной ситуации включают также элементы поиска и работы с нормативной документацией. При проведении оценки качества товаров, будущие специалисты торговли выполняют кейсы по установлению градаций качества товаров и в выводе обосновывают возможность приемки партии товара с различными дефектами или отклонениями от норм стандартов. Они учатся делать обоснованные выводы и заключения. Внимание студентов акцентируется на формирование дискуссионных процедур (например, по теме: «Контроль качества продукции на производстве и в торговле).

6. Информационно-коммуникационные технологии.

В рамках реализации стандартов нового поколения особая роль отводится информатизации образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студентов в информационное общество. Педагог становится ключевой фигурой программы внедрения информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс. Следовательно, меняется профессиограмма преподавателя и уровень его профессиональной компетенции. Усиление роли информатизации на уроках делает необходимым формирование информационно - коммуникационной компетенции преподавателей и студентов.

Для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп студентов при обучении в сотрудничестве. При этом студенты могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Информационные компьютерные технологии использую и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний (Презентации по темам учебных программ: «Технология торговли товарами», «Крупа», «Крахмал, «Макаронные изделия», «Мука», «Торговая мебель», «Холодильное оборудование» и другие).

Популярность вышеназванной технологии связана с тем, что современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

7. Технология проектной деятельности.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов студентов, дающий возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно - производственной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает студентов не только к глубокому изучению какой - либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

По данной технологии осуществляется разработка выпускных квалификационных работ, курсовых и дипломных проектов (Профессия: 38.01.02 , Продавец, контролер-кассир; 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества  потребительских товаров»), 50% выпускных квалификационных работ выполнены в форме проекта. Также в рамках научной деятельности по программе «Интеллект» студенты подготавливают исследовательские проекты по различным направлениям (проект «Не управлять, а править (социальная реклама); проект «Использование элементов мерчандайзинга в торговле и их эффективность»; «История шоколада: от древних цивилизаций до наших дней»; «Влияние диет на организм подростков»). 

Выбор данной технологии не случаен. В соответствии с проектным подходом в обучении формирование общих и профессиональных компетенций студентов рассматривается как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность студентов под руководством педагога по решению значимой для них проблемы. Именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Технология проектной деятельности развивает интеллектуальный и творческий потенциал, самостоятельность, способствует успешной социализации личности. Развитие проектировочных умений студентов средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин, так и профессиональных модулей обеспечивает условия для формирования проектировочных умений студентов и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.

Как классный руководитель, использую технологию проектной деятельности в рамках воспитательной работы со студентами в предметных неделях по товароведению («Путешествие в страну чая», «Моя профессия – моя судьба», круглый стол «Выбор за Вами» (пищевые добавки).

Таким образом, современные педагогические технологии хорошо подобранные и продуманные могут создать из сочетания нескольких элементов различных технологий уникальную совершенно новую систему преподавания в области профессиональной подготовки будущих специалистов сферы торговли и общественного питания.

Заключение.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента — вот современные условия образовательного процесса.

Востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные педагогические технологии.

Преподаватель должен обладать несколькими технологиями обучения и применять их в своей работе оценив, какая в сложившейся ситуации принесет наибольший результат.

 

Список источников:

1. Булавкин А.А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380.

2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст]: Учебник./.- Г.М.Киселев.- М.: Дашков и К., 2014.- 308 с.

3. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст]/Ю.Н. Лапыгин.- М.: Юрайт,2015.- 248 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф Исаев., Е.Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 576 с.

5. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.

6. Кудрявцева А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС Уфа, 2014. — С. 167-173.

7. Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект).

.  .  .