Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС

Дата публикации: 2019-01-31 02:02:28
Статью разместил(а):
Климова Наталья Васильевна

Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС

Автор: Климова Наталья Васильевна

Учитель информатики МКОУ «Шварцевский центр образования»

 

Введение.

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации школьников является предметом исследования педагогов, ученых на протяжении многих лет. Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Для современной школы эта проблема в настоящее время остается актуальной.

С каждым годом на фоне обострения социальных проблем и самоустранения родителей от воспитания детей все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: полное отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведется в образовательных учреждениях по формированию мотивации у школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе (особенно в начальных классах), достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышленые высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдаленности не может стать серьезным стимулом к учению. Часто родителям приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учебе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

Мало способствует формированию учебно-познавательной мотивации и предметный стиль обучения. Причиной возникновения школьной неуспеваемости может являться несформированность системного мышления, то есть способности рассматривать все изучаемые объекты в виде системы взаимосвязанных элементов. Только целостное знание предоставляет учащимся возможность осознанно дифференцировать свои интересы.

В рамках образовательного процесса в соответствии с ФГОС реализация системно-деятельностного подхода в обучении предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения им учебно-познавательной деятельностью и удовлетворенности ею. 

Условия, способствующие развитию познавательной активности.

Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

· естественное стремление школьников к познанию;

· положительное отношение к учебе;

· активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

· проявление воли в процессе овладения знаниями.

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии.

Процесс развития познавательной активности школьника будет существенно улучшен при:

· ориентации процесса обучения на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

·направленности образовательного процесса на формирование готовности к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению;

· ориентации процесса обучения на использование комплекса методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.;

· сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках.

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:

· закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;

· развитие и направление интереса к учению;

· учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;

· достижение высокого качества образования.

 

Место курса «Информатика» в школьном образовании в условиях реализации ФГОС.

Процесс становления школьной информатики с момента введения в 1985 году в общеобразовательные школы курса «Основы информатики и вычислительной техники» характеризуется постоянным изменением концепций, образовательных стандартов, программ, что обусловлено совершенствованием материально-технической базы и изменением общественных потребностей.

Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования – развитии познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология.

В ФГОС информатика не выделена как самостоятельный предмет, но присутствует как составная часть предметная области «Математика и информатика». К такому соседству учителя давно привыкли, так как информатика и математика имеют множество точек соприкосновения. Да и в те далекие времена, когда предмет «ОИВТ» только появился в школе, чаще всего его преподавали учителя математики. Поэтому появление такой предметной области вполне обосновано.

В МКОУ «Шварцевская СОШ» изучение информатики по ФГОС реализовано в 1-4-х классах на занятиях кружка «Информатика в играх и задачах» (34 часа в год), в 5-х классах на уроках информатики (17 часов в год).

 

Способы и приемы развития познавательной активности при изучении информатики.

На практике спользуются следующие способы и приемы, способствующие развитию познавательной активности:

· обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;

· исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

· комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

· обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

· обучение школьников рациональным способам умственной работы;

· эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

· стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

· на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

· организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

· занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Всем этим условиям отвечают занятия кружка и уроки информатики. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

 

Роль и задачи курса информатики в начальной школе.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому изучение информатики в начальной школе вносит наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей.

Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы.

Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке. Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока информатики, необходимо работать, на наш взгляд, в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования.

Рассмотрим задачи обучения информатики в начальной школе:

· ознакомление школьников с основными свойствами информации;

· формирование первоначальных представлений о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

· формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, грамотно обращаться с информацией.

У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.

Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения. Учащиеся знакомятся с различными видами информационной деятельности, получают навыки клавиатурного письма, узнают о видах информационных объектов, сами создают проектные работы, презентации, используют разнообразное программное обеспечение. У детей повышается уровень логического мышления, увеличивается скорость мыслительных операций.

Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.

Занятия кружка информатики выполняют роль своеобразной оболочки, которая должна наполняться содержанием основных уроков. Например, при изучении темы «Классификация» можно предложить задания по классификации объектов, изучаемых на уроках русского языка, математики, окружающего мира и т.д. на соответствующем программном материале. Аналогично при изучении тем «Признаки», «Множество и его элементы», «Истина», «Алгоритм» можно использовать материал, который изучается в любом курсе школьной программы.

Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.

Приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников при использовании компьютерных технологий

Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Грамотное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности, например, с помощью программы PowerPoint.

Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса, и организации индивидуализации обучения.

В начальной школе информационные технологии полезно использовать в виде мультимедийной игры при устном счете: при умножении и делении, сложении и вычитании, также для развития внимания и памяти, воображения и мышления. Например, ведущий прием уроков на тему «Разные общие названия одного отдельного объекта», «Отличительные признаки разных объектов в группе» – ситуация игры и поиска. Из серии картинок учащиеся находят рисунки предметов одинаковых по одному признаку, но разных по другим признакам. Классифицируют их по группам или же объединяют их в одну группу. В итоге к нужному выводу дети приходят на основе наблюдений и сравнений, иногда – эксперимента.

Таким образом, использование информационных технологий в начальной школе дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, что является важнейшим условием повышения качества образования.

Сформулируем основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.

Принципы организации занятий для младших школьников.

Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.

1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 5-10 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.

2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.

3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.

6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

7. Перечисленные принципы организации уроков информатики в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учащихся переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.

 

Заключение.

1.         Развитие познавательной активности школьника – это:

а)         целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;

б)         результат, фиксирующий факт приобретения школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;

в)         фактор изменения личностных качеств школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.

2.         Развитие познавательной активности школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

3.         Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности школьника, носят комплексный характер и включают:

а)         научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;

б)         оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;

в)         ориентацию учебного процесса школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

г)         формирование рефлексивной позиции школьника;

д)         подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности школьника.

4.         Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:

· мнение каждого ребенка;

· чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.

.  .  .