Обучение иностранным языкам на уровне начального общего образования
Обучение иностранным языкам на уровне начального общего образования с учётом возрастных и психофизиологических особенностей младших школьников
Автор: Попова Оксана Борисовна
Учитель иностранных языков МОУ "СШ № 6", Волгоград
И.А. Зимняя считает, что под начальным уровнем в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. К начальному уровню, как правило, относятся 1-4 классы общеобразовательных учреждений [Зимняя, 1991, с. 67].
Начальный уровень важен потому, что от того, как идет обучение на этом уровне, зависит успех в овладении предметом на последующих уровнях. Английский методист Г. Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself» (Позаботьтесь о первых двух этапах и остальные позаботятся о себе сами) [Верещагина, Рогова, 1998, с. 12].
Возраст 7-10 лет является для детей возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развитие аналитико-синтетическиой функции его коры.
Учебная деятельность становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения; продолжает проявляться интерес к игре. Такую заинтересованность в играх Г. В. Рогова объясняет тем, что развитие мышления у младших школьников идет от наглядно-действенного к наглядно-образному, от решения задач путем непосредственного действия к наглядным представлениям о них [Рогова, 1991, с. 264]. А. Н. Леонтьев считал, что решения поставленных целей обучения достигается скорее, если многообразие деятельности пересекаются между собой. Включение процесса обучения иностранному языку в контекст игровой, познавательной и учебной деятельности позволяет обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут влиять на формирование положительного отношения младших школьников к предмету и на достижение целей начального языкового образования. Как показывают наблюдения, младшие школьники проявляют большой интерес к людям с другой культурой, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и также способствуют развитию внутренней мотивации изучения иностранному языку [Верещагина, Рогова, 1998, с. 35].
За первый год обучения младшие школьники приобретают некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное, но нужно приучать их быть внимательными по отношению к тому, что не является занимательным, иначе у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному. У детей не развиваются волевые качества личности. В дальнейшем учащиеся не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. Необходимо ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.
Управление вниманием школьников состоит [Филатов, 2004, с. 46]:
· в использовании материала, интересного в содержательном плане;
· в обеспечении каждому ученику понимания / осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;
· в обеспечении знания способа выполнения упражнений;
· в создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.
Что касается памяти, то у младших школьников она достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональных отклик и отвечает их интересам. Учитываю эту возрастную особенность, рекомендуется организовать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.
Нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить.
Один из приемов осмысленного запоминания – смысловая группировка материала, например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, в грамматических структурах по значению, употреблению и формообразованию.
Умственные возможности детей 7-11 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Эту способность учащихся следует использовать при обучении иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием [Филатов, 2004, с. 46].
Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. С точки зрения А.А. Леонтьева за этим понятием стоит:
1) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер);
2) индивидуальные развития в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т.п.;
3) различие в личностных особенностях, связанных с процессом общения (толерантность, раскованность и др.).
Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми иностранным языком, является их опыт овладения родным языком. Школьники этого возраста уже относительно свободно владеют родным языком: могут в довольно широких пределах понимать услышанное, связанно излагать свои мысли, пересказывать прочитанный текст, у них в основном сформированы навыки слитнослогового чтения (80-90 слов в минуту) и т.д. Имеющийся речевой и коммуникативный опыт детей в родном языке, безусловно, будет служить учителю опорой при формировании у них способности к общению на иностранном языке.
Таким образом, учет психологических особенностей детей 7-11 лет и их дальнейшее развитие являются одним из важных факторов успешности начального процесса обучения иностранному языку в школе.
Библиография:
1. Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык / Наталья Федоровна Бориско. – Киев: Фирма «ИНКОС», 2001. – 267 с.
2. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под редакцией В.М. Филатова) / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 416 с.
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
7. Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе.
8. Требования к уровню владения иностранным языком на начальном этапе обучения.
9. Graham C. Grammarchants. More jazz chants. – New York: Oxford University Press, 1978 a. – 119 p.
10. Graham C. Jazz chants for children, New York: Oxford University Press, 1979. – 84 p.
11. Graham C. Jazz chants. – New York: Oxford University Press, 1978 b. – 80 p.