Определение трудностей и их преодоление при выполнении творческих и исследовательских проектов
Определение трудностей и их преодоление при выполнении творческих и исследовательских проектов в процессе изучение предметной области «Технология»
Автор: Заитениди Людмила Николаевна
МОУ "Лицей № 11", Волгоград
Новые стандарты образования внесли значительные изменения в содержание и структуру образования. Ученик должен быть ориентирован на самостоятельное приобретение знаний из различных источников. Использование мною на уроках и внеурочной деятельности проектного и исследовательского метода обучения позволяет выявлять и развивать творческо-поисковые и преобразующие задатки учеников. Образовательная область «Технология» позволяет уделять особое внимание проектной и исследовательской деятельности учащихся, создавать разнообразные системы этой деятельности и объединять различные формы ее организации. Это и конкурсы, и олимпиады, научные конференции, всевозможные выставки. Создание условий для развития такой деятельности позволяет учитывать индивидуальные творческие способности и потребности ребенка, способствует повышению качества образования.
Но в процессе работы возникают острые проблемы в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Одной из таких проблем являются мифы-предубеждения, которыми обросла за последнее время данная деятельность. И эти мифы устойчиво прижились и распространились. Это страшит тех преподавателей, которые задумываются заняться данной работой.
Несмотря на то, что эти мифы существуют, с ними можно бороться. Обобщив свой опыт работы по данному направлению и свои наблюдения, постараюсь рассмотреть самые популярные заблуждения и способы борьбы с ними.
Первая группа – это выбор темы исследования или проекта.
· Сложности в выборе темы работы.
· Все интересное уже исследовали.
· Проектными исследованиями можно заниматься только по определенным темам предмета, не в каждой области деятельности можно применить исследовательский подход.
· Определение актуальности темы для данного региона или времени.
Следующая группа – это трудности исследовательской и проектной деятельности.
· Проектное исследование – это сложный и неинтересный процесс.
· Любое исследование и проектирование требует больших материальных, ресурсных и временных затрат.
· Отсутствие хорошей материальной базы в образовательных учреждениях.
· Формулировка и постановка цели, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета исследования, проведение экспериментов и т.п.
· Решение разнообразных конструкторско-технологических задач.
· Анализ факторов, влияющих на конструкцию, форму, дизайн.
· В трудности с разработкой технической документации.
· Проведение межпредметных исследований, связанных с различными ситуациями из реальной жизни.
· Оторванность образования от реальной жизни.
Еще одна группа – это участники исследовательской и проектной деятельности.
Исследование и проектирование – это научная творческая деятельность, влекущая за собой наличие разносторонних теоретических знаний, и практических навыков как от педагога, так и от ученика. У обычного педагога недостаточно компетенции для такого рода деятельности.
К работе можно привлекать только одаренных, с высокими интеллектуальными способностями учеников. Слабые ученики не способны на проектную и исследовательскую деятельность, поскольку плохо усваивают программу.
И последняя группа – это мифы, относительно результативности такой деятельности:
- Трудно отследить результаты исследовательской и проектной работы для ребенка и педагога. Разделение затраченного труда педагога и самого ученика.
- Считать наиважнейшим результатом работы – победу в конкурсах, олимпиадах, на конференциях.
- Отсутствие научной ценности в работе юного исследователя.
- Возможность дальнейшего использования разработанного материала.
- Публичное представление исследовательской или проектной работы, зачастую, стресс для ребенка. Большое количество задаваемых вопросов со стороны жюри.
- Хороший исследовательский или творческий проект может быть плохо представлен на конференции.
Возникает вопрос «Что же делать и как с этим бороться?»
Самым разумным является популяризация данного вида деятельности на уроках и внеурочной деятельности. А это просвещение и обучение. Это самый эффективный метод борьбы с предрассудками и ложными убеждениями. Это всего лишь вопрос знания и понимания структуры и методик исследования и проектирования.
И вот к каким выводам я пришла, в процессе анализа своей деятельности:
1. Сила педагога в знании методики организации исследовательской и проектной работы.
Это способ повышения своего профессионального уровня.
Умение доказывать ученикам выгоду и практическую значимость своей работы.
Приведение примеров жизненного успеха людей, начавших свою карьеру с юного возраста.
2. Исследовательскую и проектную работу надо начинать с изучения теоретического материала из различных источников (библиотеки, просторов интернет и т. д.).
Тематика заданий должна охватывать более широкий круг вопросов минимума содержания образовательной программы «Технология».
Привлечение знаний учащихся из различных областей.
3. Практическую часть работы превратить немного в игру. Через сказку, театр, активные виды работы занятие проектной и исследовательской деятельностью будет проходить более увлекательно.
Действия обучающихся носят преобразующий характер.
Практическая работа может проходить и самостоятельно в домашних условиях, что увеличивает вовлеченность родителей в деятельность учеников. Это приводит к взаимопониманию, уважению и доверию, формируются духовные ценности.
4. Строительство «воздушных замков» не позволит достичь желаемого результата.
Не стоит требовать от всех учеников одинаково отличной работы. Каждый должен выполнять по мере своих возможностей и способностей. И даже маленький результат для одного ученика может выглядеть титанической работой для другого.
Необходимо дать детям больший простор для самостоятельности. Преподаватель должен быть больше наблюдателем и координатором, чем участником проекта.
Вот так переводя отрицательные моменты в положительные, находя пути преодоления, можно расстаться со своими страхами и сомнениями и прийти к интересному способу освоения учебной программы через творческие и исследовательские проекты. Которые, в свою очередь, помогут адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях и информационном пространстве.