Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программ по учебному предмету ПО.2.УП.01 Беседы об искусстве

Дата публикации: 2018-12-26 16:15:13
Статью разместил(а):
Савушкина Марина Александровна

Рабочая программа по учебному предмету

ПО.2.УП.01 Беседы об искусстве

Автор: Савушкина Марина Александровна

МБУ ДО «Мценская ДХШ», г. Мценск

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область: ПО.02. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Срок реализации программы: 1 год.

Рецензент: Методист МБУДО «Мценская детская художественная школа» Маковеева Майя Александровна

Рецензия

на программу по учебной дисциплине «Беседы об искусстве» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»  преподавателя МБУДО «Мценская детская художественная школа» Савушкиной М.А.

Рабочая программа по учебной дисциплине «Беседы об искусстве» предназначена для обучения обучающихся 1 класса  детской художественной школы (предпрофессиональная программа «Живопись», 5-летний срок обучения).

Программа разработана с учётом ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» на основе Примерной программы по учебному предмету ПО.02.УП.01. Беседы об искусстве, Москва, 2012г.

Рабочая программа реализует основную цель данной учебной дисциплины – пробуждение интереса обучающихся к искусству и деятельности в сфере искусства, расширение представлений об окружающем мире, формирование первоначальных знаний о пространственных, динамических и пластических видах искусства.

Программа рассчитана на 1 год (1 класс 5-летнего курса обучения программы «Живопись»). На изучение дисциплины отводится  66 часов, из них: 49,5 - аудиторские занятия,  16,5 - самостоятельная работа. Вид аттестации во втором полугодии – зачёт.

Структура программы включает: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, методическое обеспечение учебного процесса, список литературы и средств обучения.

В пояснительной записке прописаны цели, задачи, срок реализации учебного предмета, разнообразные формы проведения занятий и методы обучения.

Учебно-тематический план и Содержание учебной дисциплины составлены на основе 3-х тематических разделов: «Виды искусства», «Язык изобразительного искусства», «Искусство как вид культурной деятельности. Сохранение и приумножение культурного наследия».

В разделе «Виды искусства» подробно разбираются пространственные (Изобразительно искусство, Архитектура, Народное искусство), динамические (Музыка и Литература), синтетические (Танец, Театр, Кино) направления в искусстве, их синкретическая связь между собой. В разделе «Язык изобразительного искусства» раскрываются понятия «композиция», «силуэт», «колорит», изучаются жанры изобразительного искусства, свойства графических и живописных материалов, стилевые особенности композиционных изображений. Раздел «Искусство как вид культурной деятельности. Сохранение и приумножение культурного наследия» посвящён объектам сохранения, приумножения и популяризации искусства – библиотекам, архивам, музеям. Также в данном разделе содержится информация о способах самостоятельной работы с библиотечной книгой и сетью интернет, как информационным ресурсом.

Следует отметить, что содержание учебной дисциплины охватывает широкий круг тем и демонстрирует виды практической и самостоятельной работы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предмету и положительно повлиять на усвоение учебного материала.

В Требованиях к уровню подготовки обучающихся изложены формы и методы контроля, критерии оценивания работ обучающихся.

Реализация данной программы обеспечит предварительную подготовку к углублённому изучению теории и истории изобразительного искусства во 2-5 классах  детской художественной школы.

Рекомендуется использование рецензируемого документа в качестве рабочей программы по учебной дисциплине «Беседы об искусстве» (1 класс предпрофессиональной программы «Живопись», 5 лет обучения).

 

Аннотация к Рабочей программе по учебному предмету

«Беседы об искусстве»

          Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства «История искусств», в соответствии с объёмом времени, предусмотренным на данный предмет федеральными государственными требованиями.

         Срок реализации учебного предмета «Беседы об искусстве» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 9 до 10 лет, составляет 1 год.

         Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

         Целями учебного предмета являются:

·        художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах;

·        развитие художественного вкуса;

·        пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачами предмета являются:

·        развитие навыков восприятия искусства;

·        формирование навыков восприятия художественного образа;

·        знакомство с особенностями языка различных видов искусства;

·        развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности;

·        формирование первичных навыков анализа произведений искусства;

·        обучение специальной терминологии.

В результате освоения предмета обучающийся должен:

знать:

·        виды искусства (пространственные, динамические, синтетические);

·        жанры изобразительного искусства;

·        виды народных ремесел, ремесла родного края;

·        язык изобразительного искусства;

·        терминологию предмета.

уметь:

·        определять виды и жанры изобразительного искусства, знать виды народных промыслов;

·        уметь логические и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому предмету;

·        пробовать анализировать художественно-композиционное решение произведения;

·        использовать полученные знания в практической работе над собственными художественными произведениями.

 

I.                  Пояснительная записка

 Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и учетом федеральных государственных требований к дополнительным  предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Предмет «Беседы об искусстве» является одним из главных в цикле дисциплин учебных планов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств т.к. даёт возможность обучающимся обобщить и осмыслить сведения из области живописи, графики, музыки, хореографии, архитектуры, литературы. Этот предмет призван помочь разобраться в сложных явлениях, происходящих в искусстве, понять ту важнейшую роль, которую искусство играет в нашей жизни.

Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Особая восприимчивость детей к различным видам искусства общеизвестна; её следует рассматривать как возрастную предпосылку для формирования эстетических способностей. Если в школьном возрасте ребёнок не будет получать в достаточном количестве художественные впечатления, если не будут созданы условия для закрепления и упрочения комплекса тех свойств личности, благодаря которым обеспечивается его взаимодействие с искусством и действительностью, то на более зрелых возрастных ступенях он уже не сможет наверстать упущенное.

Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого обучающегося. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

При реализации программ «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

1-й год

1-й год 

I полугодие

II полугодие

 

Аудиторные занятия

24

25,5

49,5

Самостоятельная работа

8

8,5

16,5

Максимальная нагрузка

32

34

66

Вид промежуточной аттестации

 

З.

 

З. - зачет

 Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 6 до 12 человек. Для развития навыков творческой работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Недельную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 0,5 часа самостоятельной работы.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. 

 

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

·        выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

·        художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса;

·        формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры;

·        побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачи:

обучающие:

·        развитие навыков восприятия искусства;

·        развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом;

·        формирование навыков восприятия художественного образа;

·        знакомство с особенностями языка различных видов искусства;

·        обучение специальной терминологии искусства;

·        формирование первичных навыков анализа произведений искусства;

·        формирование в ходе эвристических бесед эстетического и художественного вкуса;

·        формирование умений применять полученные теоретические знания для решения задач, поставленных в практической части задания;

·        формирование у детей проектного мышления и выявление предпосылок к развитию определенных способностей с целью дальнейшего их развития;

·        формирование опыта разговорной речи, умений вести диалог и рассуждать вслух, учиться делать аргументированные выводы;

воспитательно-развивающие:

·        пробудить интерес к изобразительному искусству;

·        раскрыть и развить потенциальные       творческие способности каждого ребенка;

·        формировать творческое отношение к художественной деятельности;

·        развивать  художественный вкус, фантазию,  пространственное воображение;

·        приобщить к народным традициям;

·        воспитать  внимание,  аккуратность,     трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

 

Структура программы учебного предмета

 Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.

Программа содержит следующие разделы:

·        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного а освоение учебного предмета;

·        распределение учебного материала;

·        описание дидактических единиц учебного предмета;

·        требования к уровню подготовки обучающихся;

·        формы и методы контроля, система оценок;

·        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·        беседы об искусстве;

·        объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

·        практический (упражнения воспроизводящие и творческие);

·        творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

·        эврестические

·        частично-поисковые (выполнение вариативных заданий).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.

Разнообразие предложенных видов и форм занятий, методов, приемов и средств обеспечивает устойчивый интерес детей к обучению.

Одним из универсальных методов творческого взаимодействия учителя и обучающихся является беседа об искусстве. Как самостоятельная форма эстетического воспитания беседа имеет ряд особенностей и является художественной формой педагогического общения, предметом и содержанием которого является Искусство. Беседа предоставляет возможность духовного общения ребенка с величайшими шедеврами художественной культуры. Часто именно беседа, «одухотворенное слово» о выбранном виде искусства становится «пробуждающим импульсом», первым шагом ребенка к искусству и творчеству.

Для учителя беседа об искусстве – не только средство передачи детям информации, знаний, но и возможность диалога с детьми, возможность понимания и развития их внутреннего мира, а также возможность саморазвития, накопления и совершенствования профессионального опыта, проявления собственной индивидуальности. Этому способствует нерегламентированность в выборе тематики содержания бесед, свобода в постановке целей и задач, выборе средств и приемов обучения. В этом смысле беседу об искусстве можно рассматривать как форму педагогического творчества.

В данной учебной программе основной технологической формой обучения является эвристическая беседа.

Эвристическая беседа – в большей степени соответствует проблемному обучению и широко используется в системе современных педагогических технологий. Ее структура не нормативна, свободна. Способом общения учителя и обучающихся является сотрудничество. Главные действующие лица – дети. Учитель –  режиссер и помощник. Результаты – собственные открытия детей в мире искусства, оригинальные интерпретации исторических памятников художественной культуры, рассуждения и аргументированные выводы.

Условная структура эвристической беседы состоит из следующих важных моментов, отражающих внутренний (невидимый) и внешний (видимый) планы занятия:

1.     Введение в тему беседы. Яркое начало, обобщенная образная информация, постановка проблемы, актуальной для детей и пробуждающей их интерес.

2.     Главная информация. Ключевые понятия, существенные моменты содержания беседы.

3.      Дополнительная информация (конкретные факты, примеры, цитаты, документы, биографические сведения и т.д.).

4.     «Эстетическое пространство», в котором происходит беседа (художественное оформление помещения, репродукции и фотографии произведений искусства, детские рисунки, дизайн, освещение и т.д.).

5.     Общая положительно окрашенная эмоционально-психологическая атмосфера беседы и эмоциональная драматургия занятия. В младшем школьном возрасте наиболее эффективной является, как показывает экспериментальный материал, контрастная эмоциональная драматургия – последовательность различных по эмоциональному содержанию художественных произведений, информационных блоков и контрастных по степени активности видов художественной деятельности.

6.     Восприятие художественного текста. Условие – тишина, «поза слушателя, зрителя», духовное погружение в мир художественного произведения. Задача – воспитание «искусства слышать и видеть».

7.     Эвристический поиск решения проблем (точная формулировка учебных задач, вопросов, заданий, диалог преподавателя и обучающихся, акцентировка существенных моментов).

8.      Активизация процесса восприятия. Склонность к контрастному переключению деятельности, свойственная детям младшего школьного возраста, позволяет использовать в процессе беседы разнообразные задания и виды деятельности.

9.     Обобщение – заключительный раздел беседы: вопросы к материалу беседы, викторина по произведениям, включенным в беседу, кроссворды, выводы.

10.                       Творческие задания для самостоятельной работы («стимулы для последействия»). Закрепление впечатлений – выполнение творческих работ. 

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

          Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

II. Учебно-тематический план

(срок освоения программы 1 год)

 

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

66

16,5

49,5

Раздел 1. Виды искусства

1.1

Вводная беседа о видах искусства

беседа

2

0,5

1,5

Раздел 2. Пространственные (пластические) виды искусства

2.1

Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства

беседа

2

0,5

1,5

2.2

Графика и живопись как виды изобразительного искусства

беседа

2

0,5

1,5

2.3

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

2

0,5

1,5

2.4

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

2

0,5

1,5

2.5

Декоративно- прикладное искусство как вид изобразительного искусства

беседа

2

0,5

1,5

2.6

Народные ремесла, ремесла родного края

экскурсия

2

0,5

1,5

Раздел 3. Динамические (временные) виды искусства

3.1

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства

беседа

2

0,5

1,5

3.2

Литература как вид искусства

беседа

2

0,5

1,5

3.3

Музыка как вид искусства

урок-прослушивание

2

0,5

1,5

Раздел 4. Синтетические (зрелищные) виды искусства

4.1

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства

 

беседа

 

2

 

0,5

 

1,5

4.2

Танец и виды танцевального искусства

 

интегрированное занятие

 

2

 

0,5

 

1,5

4.3

Искусство театра

интегрированное занятие 

2

0,5

1,5

4.4

Искусство кино

интегрированное занятие 

2

0,5

1,5

Раздел 5. Язык изобразительного искусства

5.1

«Как работает художник, чем пользуется»

 

Урок-игра

 

2

 

0,5

 

1,5

5.2

Виды изображений в картине

беседа

2

0,5

1,5

5.3

Жанры изобразительного искусства

 

беседа

 

2

 

0,5

 

1,5

5.4

«Композиция»

беседа

2

0,5

1,5

5.5

Рисунок

беседа

2

0,5

1,5

5.6

Язык графики

беседа

2

0,5

1,5

5.7

Выразительные средства графики

практическое занятие 

2

0,5

1,5

5.8

Язык живописи

беседа

2

0,5

1,5

5.9

«Колорит»

беседа

2

0,5

1,5

5.10

Способы работы с цветом

практическое занятие

2

0,5

1,5

Раздел 6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия

6.1

Библиотека

беседа

2

0,5

1,5

6.2

Правила пользования библиотекой

экскурсия

2

0,5

1,5

6.3

Как работать с книгой

практическое занятие 

2

0,5

1,5

6.4

Сеть интернет как информационный ресурс

 

беседа

 

2

 

0,5

 

1,5

6.5

Музеи

беседа

2

0,5

1,5

6.6

Реставрация и хранение объектов культуры и искусства

урок-исследование 

 

2

 

0,5

 

1,5

6.7

Хранение «культурных единиц»

беседа

2

0,5

1,5

6.8

«Мой родной город вчера и сегодня»

практическое занятие

2

0,5

1,5

6.9

Значение культурного наследия в истории человечества

урок-исследование

 

2

 

0,5

 

1,5

             

 

 III.  Содержание учебного предмета

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

 

Содержание разделов и тем

 Раздел 1. Виды искусства

1.1   Тема:  Вводная беседа о видах искусства.

Задача: познакомить с различными видами изобразительного искусства. Дать представление об отличии изобразительного искусства от не изобразительного. 

Содержание: Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

Раздел 2. Пространственные (пластические) виды искусства

2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, фотография.

Задача: познакомить с пространственными (пластическими) видами искусства.

Содержание: Понятие термина «пространственные виды искусства». Пространственные, или пластические искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся в реальном пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала. Делятся, условно, на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн). Самостоятельная работа: подобрать и вклеить в альбом репродукции известных произведений искусства, написать их названия и художника.

2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.

Задача: знакомство с понятием «графика»; знакомство с понятием «живопись».

Содержание: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Живопись. Виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев

Самостоятельная работа: Зарисовки образцов различных буквиц; выполнение несложных упражнений в технике акварель.

2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства.

Задача: сформировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства.

Содержание: понятие «скульптура», история развития вида искусства, виды скульптуры, жанры. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.) Станковая и монументальная скульптура. Познакомить с творчеством выдающихся скульпторов.

Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина; найти изображение известных произведений и вклеить в тетрадь, подписать автора.

2.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства.

Задача: сформировать представление об архитектуре как виде искусства.

Содержание: понятия «архитектура» и «зодчество». Первые архитектурные сооружения. Виды архитектуры. Выразительные средства архитектуры. История развития архитектуры.

Самостоятельная работа: найти и вклеить в тетрадь изображения по видам архитектуры.

2.5 Тема:  Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.

Задача: познакомить с понятием «декоративно-прикладное искусство». Сформировать представление о видах ДПИ.

Содержание: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство»- (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Показать роль искусства в жизни людей. Познакомить учащихся с изучением художественных особенностей различных видов декоративно-прикладного искусства. Обратить внимание на своеобразие национального искусства, цветовую гамму, национальный колорит. Показать связь декоративно-прикладного искусства с другими видами изобразительного искусства. 

Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства в альбоме.

2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края.

Задача: знакомство с народными промыслами России. Приобщение к народным традициям. Знакомство с историей города и ремеслами родного края.

Содержание: Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.  Промыслы России: роспись (хохлома, городецкая роспись, федоскинская миниатюра, роспись гжели, палехская миниатюра, жостовская роспись, изделия из ткани (вологодское кружево, елецкое кружево, мценское кружево, оренбургский пуховый платок, павлопосадские шали), игрушки (абашевская, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушки, матрешка), изделия из металла (скань, каслинское литье).

Знакомство с историей города, историей возникновения ремёсел. Народные мастера.

Самостоятельная работа: подготовить рассказ об одном из промыслов родного края. Посещение краеведческого музея.

Раздел 3. Динамические (временные) виды искусства.

3.1  Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства.

Музыка, литература.

Задача: познакомить с динамическими (временными) видами искусства.

Содержание: Понятие термина «динамические виды искусства». Динамические виды искусства - временные искусства, воспринимаются на слух и длятся во времени. Музыка, литература.

Самостоятельная работа: прослушать музыкальное произведение, прочитать литературное произведение (выбранное преподавателем).

3.2. Тема: Литература как вид искусства.

Задача: знакомство с жанрами в литературе, художественным образом.

Содержание: Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков из художественной литературы.

Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.

3.3.  Тема: Музыка как вид искусства.

Задача: сформировать представление о музыке как виде искусства.

Содержание: Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыкальные направления и стили. (Классическая музыка, народная музыка, современная музыка) Музыка в природе.

Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.

Раздел 4. Синтетические (зрелищные) виды искусства

4.1. Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства.

               Театр, кино, телевидение, хореография. 

Задача: дать понятие обучающимся о синтетических видах искусства. Содержание: Понятие термина «синтетические виды искусства».  Синтетические виды искусства – их называют пространственно-временными, смешанными. Опираются на синтез или смешение искусств (слова, звука и изображения). К ним относятся: зрелищно-игровые искусства (хореография, театр, балет, эстрада, цирк, кино) и технические искусства (фотография, телевидение, цветомузыка).

Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).

4.2. Тема: Танец и виды танцевального искусства.

Задача: познакомить учащихся с видом искусства – танец.

Содержание: История появления танца. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Виды танцевального искусства. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы.

Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем). Вклеить в альбом репродукцию, на которой изображен танец.

4.3. Тема: Искусство театра.

Задача: познакомить учащихся с историей появления театра как самостоятельного вида искусства.

Содержание: Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Выразительные средства театрального искусства (Визуальные: театральные декорации, костюмы, грим; пластические: жесты и мимика, сценическое движение, танцы и временные: темп, ритм, антракт, занавес). Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.)

Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя. (Просмотр в интернете детских спектаклей).

4.4. Тема: Искусство кино.

Задача: История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Дать понятие – что такое детское кино.

Содержание: Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино.

Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.

 

Раздел 5. Язык изобразительного искусства.

5.1. Тема: «Чем и как работает художник».

Задача: знакомство с профессией «художник», познакомить с понятием «язык изобразительного искусства».

Содержание: Язык изобразительного искусства – средства художественной выразительности. Знакомство с профессией «художник». Это человек (будь то писатель, поэт, музыкант, танцор, архитектор, режиссер), который творит искусство.  Художник в области изобразительных искусств. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.).

Самостоятельная работа: вписать (нарисовать) в альбом названия разных художественных материалов.

5.2. Тема: Виды изображений в картине.

Задача: познакомить с видами изображений в картине.

Содержание: Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич).

Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.

5.3. Тема: Жанры изобразительного искусства.

Задача: познакомить учащихся с понятием «жанр».

Содержание: жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников.

Портрет как жанр изобразительного искусства. В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время.

Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местности. Часто пейзаж служит фоном в других жанрах. Развитие пейзажа с древних времён до наших дней. Знакомство с творчеством художников – пейзажистов: И.И.  Шишкин, И.К. Айвазовский, А.Г. Венецианов. Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже.

Исторический и батальный жанр в изобразительном искусстве – сюжетно-тематические картины.  Исторический жанр посвящен изображению конкретных исторических событий, чаще проявляется в живописи (В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). Батальный жанр посвящен военной тематике: изображению битв и других эпизодов войны (В. Верещагин «Апофеоз войны»).  Этот жанр может рассматриваться как составная часть исторического жанра.

Познакомить учащихся с выдающимися мастерами исторического и батального жанра (В. Суриков, К. Брюллов, Н. Пуссен, П. Рубенсом, Д. Веласкес, А. Ватто, П. Пикассо).  

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. 

В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного. В русском искусстве сложилась большая группа художников, создавших яркие образы животных: Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Ю. Васнецов и др.

Знакомство с термином «натюрморт». Распространение жанра «натюрморт» приходится на вторую половину ХУ1 века. Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи.

Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

5.4. Тема: «Композиция».

Задача: Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Содержание: Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.

Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.

5.5. Тема: Рисунок.

Задача: сформировать понимание значения рисунка в изобразительном искусстве.

Содержание: Рисунок. Один из древнейших видов изобразительного искусства, который развивался вместе со скульптурой и прикладным искусством. Наскальные рисунки первобытного человека, образцы рисунка античной вазописи. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Самостоятельное художественное значение рисунок приобрел лишь в конце 15 – начало 16 веков.  Искусство рисунка. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы (карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, пастель, уголь, сангина, тушь, перо и т.д.).

Самостоятельная работа: работа в библиотеке, интернете. Знакомство с произведениями искусства рисунка.

5.6.Тема: Виды графики.

Задача: познакомить с одним из видов графики – печатной графикой (эстамп), ее особенностями.

Содержание: Виды графики. Печатная графика, или эстамп. Эстамп (фр. estampe) – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия, офорт, ксилография, линогравюра), являющийся станковым произведением художественной графики. Эстампы бывают черно-белыми и цветными. Этот оттиск может быть сделан из дерева, камня, металла, линолеума, другого материала, на котором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатную форму, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с нее отпечаток – эстампом. Материалы и инструменты.

Самостоятельная работа: посещение графических выставок, выполнить оттиски других предметов.

5.7. Тема: Выразительные средства графики.

Задача: Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Знакомство с понятием «силуэт» в графике.

Содержание: Язык графики - выразительные средства графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке.  

Самостоятельная работа: Выполнение несложных графических композиций на точку и пятно, выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.

5.8. Тема: Язык живописи

Задача: познакомить с видами живописи – монументальной и станковой, ее особенностями.

Содержание: Виды живописи: монументальная и станковая. Миниатюра, Иконопись. От эскиза к картине. Материалы и инструменты. 

Самостоятельная работа: Посещение выставочного пространства.

5.9. Тема: «Колорит».

Задача: Знакомство с понятием «колорит», «цвет».

Содержание: Понятие «Колорит». Колорит в живописи — важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содер­жания произведений искусства. «Цвет» — это основной язык живописи. Использования цвета и коло­рита в живописи как активного средст­ва в построении художественного образа. Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников.

Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций.

5.10. Тема: Способы работы с цветом.

Задача: познакомить учащихся с происхождением акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Знакомство с техникой работы маслом.

Содержание: Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Свойства гуаши. Характерные особенности техники пастель. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Репродукции художников, работающих в этой технике. Изготовление масляных красок. Показ репродукций художников, работающих в разных техниках: акварель, гуашь, пастель, масло.

Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций разных техник.

 

Раздел 6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия           

6.1. Тема: Библиотека.

Задача: Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь».

Содержание: Виды библиотек (детская, специализированная, библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.).

Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.

6.2. Тема: Правила пользования библиотекой.

      Задача: Знакомство с библиотекой.

      Содержание: Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).

Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала.

6.3. Тема: Как работать с книгой.

      Задача: Знакомство с книгой как материальной ценностью.

      Содержание: Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.

Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.

6.4. Тема: Сеть интернет как информационный ресурс.

Задача: познакомить с историей появления интернета.

Содержание: роль информационной системы в развитии общества. Поведение в Интернете.  Поиск дополнительной информации через систему интернет. Интернет и искусство.

Самостоятельная работа: поиск информации и подготовка рассказа о художнике.

6.5. Тема: Музеи.

Задача: Знакомство с термином «музей», познакомить с историей появления частных музеев, выяснить предпосылки появления частных музеев.

Содержание: История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Частные музеи. Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий.

Самостоятельная работа: посещение музея.

6.6. Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства.

Задача: Знакомство с профессией «реставратор».

Содержание: Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры.

Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).

6.7. Тема: Хранение «культурных единиц».

Задача: Знакомство с местами хранения «культурных единиц».

Содержание: Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы.

Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.

6.8. Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».

Задача: Знакомство с историей города, его фотоархивом.

Содержание: Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города. Известные люди города. Исторические места.

Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции на тему «Старый город».

6.9. Тема: Значение культурного наследия в истории человечества.

Задача:  раскрыть значение культурного наследия в истории человечества.

Содержание: понятие «культурное наследие». Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность.

Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).

 

.  .  .