Урок русского языка во 2 классе "Родственные слова. Корень слова"
Урок русского языка во 2 классе
"Родственные слова. Корень слова"
Автор: Литвиненко Надежда Владимировна
Цель урока: Научить выделять и характеризовать корень как главную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова» и «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.
Задачи:
• Создать условия для распознавания форм одного и того же слова и родственных слов.
• Содействовать умению определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе.
• Способствовать развитию фонематического слуха и связной речи, логического мышления и внимания.
Планируемые результаты:
Личностные:
• формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу,
• осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат .
Предметные результаты:
· различать понятия «форма слова» и «родственные слова»,
· приводить примеры,
· определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе слов,
· находить в тексте формы слова и родственные слова.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
· - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
· - обобщать, делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия:
• - принимать и сохранять учебную задачу,
• - оценивать правильность выполнения задания,
• - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
• - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми.
Оборудование: словообразовательные словари, карточки, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим.
Ведь улыбка располагает к приятному общению.
А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
2. Мотивация к учебной деятельности.
Объяснение значения пословицы.
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем».
- Хотелось ли бы вам, чтобы ваши знания не убывали?
Вывод:
- Нужно знания пополнять. Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.
3. Актуализация знаний ( прием «выполнимое/ невыполнимое действие)
Лес, о лесе, леса, лесной
Лесок, лесом, лесник, лесничий
· Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить? ( Если учащиеся не смогут разделить на группы, учитель сам предлагает следующий вид классификации:
· Форма слова ? Родственные слова
· По какому принципу составлены столбики слов?
· Что общего в словах каждого столбика?
· Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова?
· По каким признакам можно выделить родственные слова?
(Предположения детей учитель записывает на облачках)
4. Постановка целей урока и определение темы
· Что необходимо знать, чтобы проверить правильно ли мы разбили слова на группы?
· Значит, что мы сегодня будем выяснять? Чем еще будем заниматься ?
(как отличать родственные слова от форм одного и того же слова; находить факты, подтверждающие выдвинутые предположения, выделять общую часть родственных слов)
5. Работа по теме урока
А. Исследование в группах .
Алгоритм работы:
· Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово.
· Выделите общую (одинаковую) часть родственных слов.
· Объясните значение каждого слова.
· Проверьте по словарю.
· 1-я группа работает со словами: курица, куриный, курочка, петух, курятник.
· 2-я группа: вода, водный, водитель, подводник, водичка.
· 3-я группа: гора, горный, горка, горе.
· 4-я группа: корова, коровушка, корову, коровник.
· 5-я группа: рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.
Обмен информацией.
- Удалось ли найти родственные слова?
(Каждая группа читает родственные слова, объясняет, по каким признакам их можно отнести к родственным словам, почему то или иное слово является лишним)
Обобщение.
- Какие слова называются родственными?
- Как проверить правильность вашего утверждения? ( Прочитать правило в учебнике)
Чтение правила в учебнике. ( стр.43)
- Что вы узнали нового из правила, которое прочитали в учебнике?
Подведение итогов.
- Проверим, правильно ли вы разбили слова на группы в начале урока?
- Какие предположения удалось подтвердить?
(Учитель читает предположения, записанные на облачках, а учащиеся оценивают их правильность)
6. Физминутка.
Упражнения для развития речевого аппарата.
· Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
· Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)
7. Первичное закрепление:
- Упражнение 299 (Работа в парах. Найти и выписать слова, которые мы можем назвать родственными, выделить корень)
- Самопроверка.
8. Включение в систему знаний и повторение.
а. Подберите и запишите однокоренные слова. ( Море, солнце, небо, зеркало, соль, свет, завод).
- Взаимопроверка.
б. Самостоятельная работа.
- Найдите границы предложений. Выделите корень у родственных слов.
Зимой у медведицы рождаются крошечные медвежата звери слепые и нуждаются в материнской заботе
9. Домашнее задание – упр.295
10. Рефлексия
- Что нового вы узнали?
- У вас на столах туча и солнышко. Тучку показываем, если что-то не получилось, солнышко – все получилось.