Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка во 2 классе "Родственные слова. Корень слова"

Дата публикации: 2018-12-14 12:44:11
Статью разместил(а):
Литвиненко Надежда Владимировна

Урок русского языка во 2 классе

"Родственные слова. Корень слова"

Автор: Литвиненко Надежда Владимировна

 

Цель урока: Научить выделять и характеризовать корень как главную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова» и «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Задачи:

•        Создать условия для распознавания форм одного и того же слова и родственных слов. 

•        Содействовать умению определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе.   

•         Способствовать развитию  фонематического слуха и связной речи, логического мышления и внимания. 

Планируемые результаты:      

 Личностные:      

•        формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу,

•         осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат .

 Предметные результаты:

·       различать понятия «форма слова» и «родственные слова»,

·       приводить примеры,

·        определять по существенным признакам принадлежность слов к той или иной группе слов,

·       находить в тексте формы слова и родственные слова.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

·       - проводить сравнения, классификацию по заданным критериям

·       - обобщать, делать выводы

Регулятивные универсальные учебные действия: 

•        - принимать и сохранять учебную задачу,

•        - оценивать правильность выполнения задания,

•        - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

•        - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

•        - строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми.

 Оборудование: словообразовательные словари, карточки, проектор.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

-  Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим.

Ведь улыбка располагает к приятному общению.

А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

2. Мотивация к учебной деятельности.

 Объяснение значения  пословицы. 

«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем».

- Хотелось ли бы вам, чтобы ваши знания не убывали?

Вывод:

- Нужно  знания пополнять.  Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.

3. Актуализация знаний ( прием «выполнимое/ невыполнимое  действие)

Лес, о лесе, леса, лесной

Лесок, лесом, лесник, лесничий 

·       Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить? ( Если учащиеся не смогут разделить на группы, учитель сам предлагает следующий вид классификации:

·       Форма слова    ?     Родственные слова

 

·       По какому принципу составлены столбики слов?

·       Что общего в словах каждого столбика?

·       Как отличить родственные слова от форм одного и того же слова?

·       По каким признакам можно выделить родственные слова?

(Предположения детей учитель записывает на облачках)

        4. Постановка целей урока  и определение темы  

·       Что необходимо знать, чтобы проверить правильно ли мы разбили слова на группы?

·       Значит, что  мы сегодня будем выяснять? Чем еще будем заниматься ?

 (как отличать родственные слова от форм одного и того же слова; находить факты, подтверждающие  выдвинутые предположения, выделять общую часть родственных слов)

 

5. Работа по теме урока

А.  Исследование в группах .

Алгоритм работы: 

·       Прочитайте слова. Найдите родственные слова. Выделите лишнее слово. 

·       Выделите общую  (одинаковую) часть родственных слов.  

·       Объясните значение каждого слова.

·       Проверьте по словарю.

·       1-я группа работает со словами: курица, куриный, курочка, петух, курятник.

·       2-я группа: вода, водный, водитель, подводник, водичка.

·       3-я группа: гора, горный, горка, горе.

·       4-я группа: корова, коровушка, корову, коровник.

·       5-я группа: рисунок, рисунка, рисунком, по рисунку, рисовать.

Обмен информацией.

- Удалось ли найти родственные слова?

(Каждая группа читает родственные слова, объясняет, по каким признакам их можно отнести к родственным словам, почему то или иное слово является лишним)

Обобщение.

- Какие  слова называются родственными?

- Как проверить правильность вашего утверждения? ( Прочитать правило в учебнике)

Чтение правила в учебнике. ( стр.43)

- Что вы узнали нового из правила, которое прочитали в учебнике?

Подведение итогов.

- Проверим, правильно ли вы разбили слова на группы в начале урока?

- Какие предположения удалось подтвердить?

(Учитель читает предположения, записанные на облачках, а учащиеся  оценивают их правильность)

6. Физминутка.

 

Упражнения для развития речевого аппарата.

·       Упражнение  «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)

·       Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)

7. Первичное закрепление: 

- Упражнение 299  (Работа в парах. Найти и выписать  слова, которые мы можем назвать родственными, выделить корень)

- Самопроверка.

8. Включение в систему знаний и повторение.

а. Подберите и запишите однокоренные слова. ( Море, солнце, небо, зеркало, соль, свет, завод).

- Взаимопроверка.

б.  Самостоятельная работа.

- Найдите границы предложений. Выделите корень у родственных слов.

Зимой у медведицы рождаются крошечные медвежата звери слепые и нуждаются в материнской заботе

9. Домашнее задание – упр.295

10.  Рефлексия      

- Что нового вы узнали?

- У вас на столах туча и солнышко. Тучку показываем, если что-то не получилось, солнышко  –  все получилось.

.  .  .