Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка в 3 классе «Второстепенные члены предложения»

Дата публикации: 2018-12-05 21:30:53
Статью разместил(а):
Дьяконенко Людмила Валентиновна

Урок русского языка в 3 классе

«Второстепенные члены предложения»

Автор: Дьяконенко Людмила Валентиновна

 

Цель урока: уметь распознавать в предложении второстепенные члены.

Задачи:

- Образовательные: отработать алгоритм определения места второстепенных членов и их роли в предложении.

- Развивающие: развивать речь, орфографическую зоркость, способствовать наблюдательности, развитию творческой деятельности учащихся.

- Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уметь видеть прекрасное, уважать мнение другого учащегося.

Оборудование: доска,  карточки с заданиями,  новогодние игрушки, сказочные персонажи, елка

Тип урока:  урок-путешествие

Технология: игровые технологии

Форма работы: работа в группах.

Методы работы: 

словесные (беседа, обсуждение)

наглядные (карточки, новогодние шарики, елка, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи)

практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.

Структура урока: 

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Постановка темы и целей урока.

Знакомство с новым материалом.

Динамическая пауза.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов урока 

Рефлексия.

Домашнее задание.

 

Ход урока

1. Организационный момент. 

Учитель: 

 За новыми знаниями сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.

В дороге мы будем активны, дружны.

Добытые знания нам очень важны!

Учитель: Ребята, а вы готовы к открытию новых знаний? И сейчас мы это проверим.

Ну, теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ли на меня глядят? 

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, к нам в гости пришел снеговик-почтовик и принес нам телеграмму (на доске прикрепляется снеговик с телеграммой). Давайте прочитаем телеграмму.

В телеграмме: в, пришла, зима. к, гости, нам, белоснежная

Учитель: ничего не понятно. Давайте попробуем составить из слов предложение. (Дети составляют предложение: К нам в гости пришла белоснежная зима). Так вот что хотел сказать Снеговик! Он нам принес задание.

 - Давайте найдем грамматическую основу предложения.

 - Что такое грамматическая основа?

 - Как нужно подчеркнуть подлежащее и сказуемое? (выходит ученик к доске, записывает предложение и выделяет грамматическую основу предложения)

Учитель: давайте назовем только подлежащее и сказуемое.

 - Интересное предложение у нас получилось?

 - А теперь прочитаем все предложение.

 - А сейчас?

 - Что вы наблюдаете?

 - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

 - Давайте определим тему урока.

3. Постановка темы и целей урока.

 - Вы уже зна­е­те, что в пред­ло­же­нии есть глав­ные члены пред­ло­же­ния – под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Но, по­ми­мо них, в пред­ло­же­нии есть и дру­гие слова. На этом уроке вы узна­е­те, как они на­зы­ва­ют­ся и какую роль иг­ра­ют.

 - Мы неспроста сегодня говорим о зиме. Зима – это время чудес, это наряженная елка на Новый год. И мы отправимся в новогоднее путешествие в зимний лес, чтобы нарядить елочку. По пути будем выполнять разные задания, чтобы получить новогоднюю игрушку, которую мы повесим в конце урока на елочку. А Дед Мороз со Снегурочкой оценят нашу елочку в конце урока.

Нам будут встречаться сказочные персонажи со своими заданиями. Вперед! В сказку!

4. Знакомство с новым материалом.

Первое задание от трех поросят.

Ниф-ниф:  Прочитайте предложения. Какая тема их объединяет? 

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме.  

- Подберите к слову зима имена прилагательные. Чем они являются в предложении?

- Составьте предложения о зиме с второстепенными членами.

(За правильно выполненное задание дети получают игрушку)

Нуф-нуф: Соедини стрелками верное окончание пословиц
Зима без снегу –                                  а зима поедает. 

В зимний холод                                   летом хлеб высокий. 

Готовь сани летом,                              всякий молод.

Как мороз ни скрипуч,                        лето без хлеба. 

Зимой снег глубокий —                      а телегу – зимой.

Лето собирает,                                     да не больно жгуч.   

Наф-наф: Работа по учебнику. Работа с текстом.

5. Динамическая пауза. (Принес зайчонок)

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

6. Обобщение полученных знаний.

Работа в группах. Выполнение творческих заданий. 

Приступаем к выполнению творческих заданий. Их вам на карточках принесли Золушка, Щелкунчик и Дюймовочка.

 

1 группа

(Золушка) – Прочитайте текст. Определите главную мысль. В 4 предложении определите второстепенные члены предложения.

Праздновать Новый год предложил жителям России Петр Первый. В 1699 году он издал указ, согласно которого в ночь на 1 января каждого года (по юлианскому календарю) все жители страны празднуют приход нового года. Народное гуляние длилось 7 дней - за этот период каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий. Ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки, а на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественности. Уже в те времена ели было принято украшать деревянными игрушками, орехами и всевозможными сладостями. Все нововведения были заимствованы у европейских соседей. До этого момента Новый год праздновали в сентябре - во время сбора податей и урожая.

Подобным образом Новый год праздновали несколько столетий, вплоть до революции 1918 года, когда новогодние гуляния вовсе запретили. Лишь в 1937 году традиция возродилась, а в 1947 году 1 января объявили выходным днем. С тех пор новогодние выходные эволюционировали и постепенно переросли в настоящие каникулы, которые, на сегодняшний момент, длятся до 10 дней.

2 группа

(Щелкунчик) – расставьте в тексте недостающие знаки препинания. Найдите по три существительных 1 и 2 склонения.

С 1998 года российский Дед Мороз поселился в городе под названием Великий Устюг там находится его резиденция, сувенирная лавка и почта со всей страны в Великий Устюг приходит большое количество писем от российских детей, при этом ни одно письмо не остается без ответа в письмах дети просят о том, чего им не хватает в основном это игрушки, но встречаются и трогательные письма, которые заставляют прослезиться не только Деда Мороза, но и всех его помощников. 

3 группа

(Дюймовочка) - вписать подходящие по смыслу предлоги, указать, каким членом предложения является слово с предлогом.

 Новый год принято отмечать … кругу семьи, среди родственников и близких друзей. Подготовка .. празднованию длится весь декабрь. .. этот период витрины магазинов пестрят новогодними открытками, подарками, яркими вывесками. Главные площади практически всех городов России украшаются огромными елями, … которыми бродят Дед Мороз … Снегурочкой и различные мультипликационные персонажи.  

 7. Подведение итогов урока

- Нужны ли второстепенные члены предложения? (Да. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной).

 - Ребята, а как вы думаете, как в жизни могут пригодиться знания о второстепенных членах предложения? (Они делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой).

Учитель: Итак, вы узна­ли, что, по­ми­мо глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии есть вто­ро­сте­пен­ные. Вто­ро­сте­пен­ные члены имеют вто­рую сте­пень важ­но­сти. Если в пред­ло­же­нии по­ми­мо глав­ных чле­нов есть и вто­ро­сте­пен­ные, такое пред­ло­же­ние на­зы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным,

8. Рефлексия (На доске Дед Мороз со Снегурочкой).

Дед Мороз: Ребята, все ли задания вы выполнили? Покажите свои игрушки. А теперь украсьте ими нашу новогоднюю елочку! (Дети развешивают игрушки на елку).

Снегурочка: А я вам принесла шарики-эмоции. Выберите их и прикрепите на магнитную доску.

Дед Мороз и Снегурочка: Молодцы, ребята! Очень здорово у вас все получилось? С наступающим Новым годом и отличной всем учебы!

 9. Домашнее задание. Составить три предложения о ваших семейных традициях на Новый год и подчеркнуть в них главные и второстепенные члены предложения).

.  .  .