Требования к современному уроку технологии в начальной школе
Требования к современному уроку технологии в начальной школе
Автор: Леонова Наталия Валентиновна
Урок - зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило нашего интеллектуального богатства, показатель кругозора и эрудиции .
Вот почему только творческий подход к уроку с учётом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта может обеспечить высокий уровень преподавания.
Подготовка к уроку является не только наукой, но и искусством, требующим от нас, учителей, вдохновения, порыва и творчества.
В своём выступлении я остановлюсь на ключевых моментах подготовки к уроку технологии , соответствующего современным требованиям ФГОС.
Урок является логической единицей курса, раздела, темы. Поэтому в его ходе нам необходимо решать общие и конкретные задачи:
- духовно-нравственное развитие обучающихся через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
- формирование гражданина России на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству;
- освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
1. Умения составлять план действий.
2. Прогнозировать будущий результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку.
3. Умений переносить усвоенные знания в практику изготовления изделий ручного труда.
4. Коммуникативные умения.
5. Первоначальные умения поиска необходимой информации в разных источниках.
6. Творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Создание методического проекта любого урока необходимо начинать с чёткого определения его конечной цели.
Его содержание должно быть логичным и законченным, чётко спланированным с учётом современных подходов к организации совместной деятельности учителя и обучающихся.
• личностно -ориентированный;
• деятельностный;
• системный;
• инновационно-творческий.
Результативность и плодотворность обучения зависят от тех методов , которые использует учитель.
В методике технологии различают 4 группы методов:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
- Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др
- Методы самостоятельной работы: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.
- Проверки предметных компетенций
В группе словесных методов хочу остановиться на методе инструктажа, который бывает нескольких видов:
- Устный и письменный.
- Вводный, текущий, заключительный.
При его организации мы должны стремиться создать проблемные ситуации с целью пробуждения у обучающихся творческого мышления и побуждения их к активным практическим действиям.
В группе наглядных методов важно использовать ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии)- современные
Мультимедийные учебники, но и не забывать о демонстрационном раздаточном материале.
Но решающим методом современного урока технологии является метод проектов.
Знание многообразия методов и умелое их применение является необходимым компонентом создания условий для развития и обучения младших школьников и грамотному построению модели каждого урока.
По дидактическим целям , содержанию и преобладающим методам все уроки по технологии можно разделить на ряд типов, а именно:
- урок приобретения новых знаний,
- контрольно-проверочный урок,
- урок закрепления изученного,
- комбинированный урок;
- по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок);
- по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.)
Для того, чтобы в полной мере овладеть методикой организации и проведения всех типов уроков необходимо соблюдать следующие этапы:
1. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Вводный инструктаж.
3. Решение проблемы.
4. Текущий инструктаж.
5. Практическая самостоятельная работа.
6. Заключительный инструктаж.
7. Презентация работ.
8. Рефлексия.
Таким образом, в ходе работы- на уроке осуществляется восприятие, осмысление, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение модели урока.
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные требования к современному уроку технологии.
- Урок должен быть развивающим;
- В центре его внимания –дети;
- При создании проекта его модели обязателен учёт возрастных особенностей и уровня возможности обучающихся, планирование обратной связи;
- Решающее значение урока-здоровьесбережение;
- Учитель на уроке- организатор проблемных и поисковых ситуаций;
- При выполнении практической работы минимум репродукции, максимум творчества, свобода выбора.
Хочу закончить своё выступление словами древней мудрости
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".