Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактические формы, методы и приёмы на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2018-11-09 19:01:49
Статью разместил(а):
Докучаева Оксана Николаевна

Дидактические формы, методы и приёмы

на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор: Докучаева Оксана Николаевна

 

1 класс

Небольшой  объём текстов позволяет первоклассникам без особых затруднений читать и перечитывать их, совершенствуя технику чтения. Кроме того, игровая методика работы с такими текстами, что определяется их природой, соответствует возрастным особенностям детей.

Разделы учебника (блоки), программные произведения

 Дидактические формы, методы и приёмы

Звенит звонок – начинается урок

Раздел содержит произведения о школьной жизни.

Л.Пантелеев «Ау»

Урок-игра «Радиотеатр» (чтение по ролям)

Чтение по ролям является формой драматизации (инсценирования). Данный вид работы синтетического характера возможен при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям (в период обучения грамоте). Когда дети овладеют перечисленными навыками, больше внимания следует уделить характеристике действующих лиц. Приём чтения по ролям в 1 классе носит ознакомительный характер.

В.Голявкин «Болтуны»

1) Тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, упражнения с текстами скороговорок).

2) Игра «Радиотеатр».

С.Маршак «Угомон»

1) Тренировочные индивидуальные упражнения на изменение силы голоса: прочитать строки с разной громкостью и т.д.

2) Хоровое чтение стихотворения. На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», из пяти-восьми учеников. Важно, чтобы тренировочные упражнения сопровождались анализом качества исполнения.

3) Анализ книжных иллюстраций к текстам 1-го раздела (подготовка к словесному и графическому рисованию).

Час потехи

Раздел содержит произведения о забавах детей.

В.Смит «Час потехи»

Индивидуальное чтение с передачей эмоционального тона произведения  (памятка с последовательностью работы над выразительным чтением даётся во 2-м классе).

Русские народные побасёнки

1) Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев. Анализ иллюстраций происходит в таком порядке: восприятие иллюстративного материала («Что изображено на картинке?»); выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»). Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор  переключается  на  решение  следующих

 учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста.

2) Чтение по ролям. Усложняя приём чтения по ролям, можно предложить учащимся не только произносить слова каждого из героев, но и, читая, показать, как они выглядели, какими были выражения их лиц. В этом случае чтение по ролям проводится у доски.

Русские народные  загадки

Методику работы над загадками см. в п. 3.3.

Урок – конкурс (конкурс загадок)

Русские народные считалки

1) Работа над темпо-ритмом (хоровые и индивидуальные тренировочные упражнения).

2) Подвижные игры с применением считалок.

Русские народные  скороговорки

1) Тренаж артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).

2) Упражнения с текстами скороговорок для выработки прочных навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т.д.

3) Урок – соревнование («Кто быстрее и чище произнесёт скороговорку?»)

С.Михалков «С нами смех!»

Работа над эмоциональным тоном, темпом и громкостью (тренировочные упражнения в выразительном чтении

Что такое хорошо и что такое плохо

Раздел содержит произведения о морально-нравственных проблемах.

С.Прокофьева     «Сказка про    честные ушки»

1) Работа над произнесением отдельной реплики героев произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики (форма драматизации). Данная работа происходит в следующем порядке: восприятие текста, проверка качества восприятия; характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ); анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; демонстрация поведения героя (со словами); анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника; установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.

2) Чтение по ролям.

Е.Пермяк «Для чего руки нужны»

Задание на прогнозирование текста (подготовка к творческому пересказу): «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки».

   М.Пляцковский

«Добрая лошадь»

1) Работа над авторскими ремарками, указывающими на то, каким голосом нужно читать слова за героя произведения.

2) Исполнение произведения с анализом.

   Там чудеса…

Раздел содержит сказки.

Особенности работы со сказками:

1. В силу близости детям этого жанра подготовка к восприятию может, практически, не проводиться.

2. Первичное восприятие лучше организовать в следующих формах: а)выразительное рассказывание учителем сказки (можно с показом кукол-персонажей или иллюстраций); б)чтение учителем сказки; в)самостоятельное чтение сказки учащимися в классе или дома; г)комбинированное чтение (наиболее трудные фрагменты читает учитель).

3. При анализе следует обратить внимание на специфическую образность сказочной речи, на композиционные особенности сказок (на заключительном этапе обучения).

4.Преимущественно диалогическая форма сказки предполагает возможность её выразительного чтения по ролям и инсценирования. Часто используемыми видами работы над сказками являются пересказы (подробный, выборочный, творческий), словесное и графическое рисование понравившихся эпизодов.

Русская народная

        сказка

«Петушок

и бобовое зёрнышко»

1) Сопоставление иллюстраций и текста (подготовка к словесному и графическому рисованию). Задание: «Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана».

2) Подробный пересказ по картинному плану.

    Американская

Сказка «Вот он, вор!»

1) Сравнение иллюстраций разных художников. Иногда используется другой вариант: дети сами иллюстрируют текст (графическое рисование), а затем рисунки сравниваются между собой, либо чей-то рисунок сопоставляется с иллюстрацией в книге.

2) Частичный пересказ.

В.Орлов

«Абрикос в лесу»

Урок – драматизация (разыгрывание небольшой сценки, в которой участвует одно действующее лицо)

1) Коллективная форма словесного рисования2

2) Постановка индивидуальных «живых» картин. «Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. Данную форму драматизации, как достаточно простую, без слов, с помощью пластики и реквизита запечатляющую одно мгновение, целесообразно применять на первых порах обучения в школе и в качестве подготовки к более сложным видам драматизации.

3) Произнесение реплики героя с установкой на использование интонации и пластики.

                                                     

2 класс

Тексты систематизированы в соответствии с конкретной методической направленностью каждого блока уроков на формирование того или иного компонента, составляющее сложное и, по сути, нерасчленимое умение читать. В силу этого обучение чтению приобретает ярко выраженный обучающий характер, при этом не теряя своей привлекательности для учащихся.

Разделы учебника (блоки), программные произведения

Дидактические формы, методы и приёмы

1 часть

«Учимся читать»

Работа по первой части учебника предполагает формирование навыка чтения.

Читая - думаем

При работе над материалами учителю нужно стремиться к тому, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному. Таким образом, данный раздел посвящён работе над осознанностью чтения

К.Д.Ушинский «Наше Отечество» и др.

Работа над пониманием фактического содержания:

1) Ответы на вопросы по содержанию словами текста.

С.Прокофьева «Когда можно плакать», В.Осеева «Сторож» и.др.

2) Прогнозирование содержания текста в процессе чтения. (Незадолго до конца произведения текст прерывается и читателю предлагается придумать его завершение. Затем произведение дочитывается, и дети сопоставляют свои высказывания-предположения и то, что написано автором.)

Русская народная сказка «Как аукнется, так и откликнется»

Урок – спектакль (подготовка к драматизации развёрнутой формы)

Работа над осознанием того, о чём говорится в тексте:

1) Выбор наиболее точного из предложенных заголовков.

Б.Заходер «Два и три», Р.Сеф «Считалка», М.Юдалевич «Три плюс пять»

2) Подбор заголовков к текстам.

Конкурс чтецов.

С.Козлов «Чёрный Омут»

3) Озаглавливание текста.

Б.Заходер «Как волк песни пел»

4) Прогнозирование содержания текста по заголовку. («Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?»)

Л.Толстой «Косточка»

Работа над пониманием мотивов поведения персонажей. («Отчего Ваня заплакал? Выбери правильный ответ.)

Индивидуальная форма словесного рисования сюжетной картинки.

Г.Ладонщиков «Скворец на чужбине», П.Воронько «Лучше нет родного края»

Конкурс чтецов.

Работа над осознанием того, что важное хотел сказать автор (идея произведения):

1) Подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).

Русская народная сказка «Два Мороза» и др.

2) Нахождение в тексте «главных» слов произведения.

Урок - драматизация

Б.Заходер «Петя мечтает» и др.

Работа над осознанием собственного отношения к прочитанному. (Вопросы типа: «Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему?»; «Что бы ты хотел посоветовать этому персонажу?)

А.Шибаев «Кто слово найдёт?»

Урок – игра «Угадай слово»

Читаем правильно

Данный раздел посвящён работе над правильностью чтения. Учитель использует различные приёмы:

В.Бардадым «Мы читаем!» и др.

1) «Редактирование». Например: «Найди ошибки, исправь, прочитай правильно».

Д.Биссет «Орёл и овечка», Д.Родари «Машинка для приготовления уроков» и др.

2) «Читай внимательно». Слова различаются одной-двумя буквами; одно слово взято из текста, другое, похожее, предлагается для чтения в паре с ним. Это предотвращает ошибки в искажении звукобуквенного состава слов.

В.Драгунский «Не пиф, не паф!», Б.Заходер «Муравей» и др.

3) «Если трудно сразу читать целыми словами, первый раз читай плавно, по слогам, затем – целыми словами». Это упражнение позволяет работать над плавностью чтения.

В.Драгунский  «Не пиф, не паф!», Н.Носов «Находчивость» и др.

4) «Читай плавно целыми словами». Это упражнение одновременно помогает учить чтению целыми словами (правильности) и беглому чтению. В силу того, что каждое последующее слово содержит (частично или полностью) предыдущее, ребёнку нет необходимости читать всё слово, нужно лишь причитывать «новую» часть, отличающуюся от предыдущего слова. Выполнение таких упражнений способствует работе над скорочтением. То, что повторяющаяся часть слова выделена жирным шрифтом, помогает ученику дифференцировать уже прочитанную и «новую» части слова.

Н.Носов «Находчивость»

5) Упражнения в орфоэпическом чтении. («Прочитай не так, как написано, а так, как мы говорим».)

В.Драгунский «Заколдованная буква»

Урок – игра «Радиотеатр»

Читаем быстро

Акцент делается на обучении быстрому чтению, хотя остаются и упражнения направленные на работу над осознанностью и правильностью.

Русские народные скороговорки, И.Мазнин «Шла лисица»

Упражнения со скороговорками: скорочтение, управление своим дыханием.

Урок – соревнование («Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха».)

Э.Мошковская «Болельщик»

Игра «Угадай слово»

Ю.Ермолаев «Угодили» и др.

Упражнения на обучение чтению по догадке. Например: «Закончи: День рожд… .

В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится» и др.

Замер скорости чтения.

В.Осеева «Просто старушка», В.Голявкин «Как я под партой сидел»

Урок  - радиоспектакль

Читаем выразительно

В данном блоке предлагаются посильные задания для работы над всеми компонентами выразительности.

Важна работа над партитурой. Нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры:

1) дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

2) учащиеся составляют партитуру совместно с учителем; 3)дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

К.Ушинский «Гусь и журавль», Д.Родари «Рыбы», Н.Матвеева «Девочка и пластилин» и др.

Работа над использованием силы голоса: «Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?»; «Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово»; «В первых двух строчках подчеркни карандашом те слова, которые нужно выделить голосом. (Это должны быть самые важные по смыслу слова.)»

Э.Мошковская «Трудный путь», «Обида»

Работа над формированием умения делать паузы. Пример задания: « В тексте следующего стихотворения обозначены лишь самые длинные паузы. Как ты думаешь, почему в этом стихотворении так много длинных пауз? Какое состояние лирического героя это выражает?»

А.Прокофьев «Как на горке, на горе»

Работа над мелодикой голоса:

1) Игра «Маляр»;

2) «Подготовься к выразительному чтению. Ре-пе-ти-руй: С горки – уууух. (Понижай голос, как будто съезжаешь с горы.) На горку – уууух! (Повышай голос, как будто поднимаешься на гору.)»

А.Барто «Перед сном», Б.Заходер «Кискино горе», Э.Успенский «Всё в порядке»

Работа над эмоциональным тоном. Примеры заданий: 1) «Прочитай это стихотворение, стараясь «увидеть», почувствовать то, о чём написано. Передай «вечернее», грустное настроение». 2) «Как ты думаешь, это стихотворение нужно читать с сочувствием или с иронией? Прочитай».

А.Барто «Перед сном», А.Фройденберг «Великан и мышь»

Работа над темпо-ритмом. Пример задания: «Нужно ли читать это стихотворение быстро? Или не спеша? Почему?»

В.Осеева «Три товарища», К.Ушинский «Спор деревьев»

Постановка маленького спектакля (подготовка к драматизации развёрнутой формы)

2 часть «Работаем с текстом»

Вторая часть направлена на формирование основных умений работы с текстом.

Автор и его герои

 

Л.Пантелеев «Карусели», «Как поросёнок научился говорить»

Упражнения на формирование умения вступать в диалог с писателем, чувствуя его авторское присутствие в тексте.

Г.Горбовский «Розовый слон»

Упражнения на формирование умения представлять героя, характеризовать его мотивы, поступки.

В.Голявкин «В шкафу» и др.

Собственная оценка персонажу и событиям, описанным в тексте.

Слова, слова, слова…

Данный блок направлен на работу над точностью, богатством, выразительностью, образностью языка художественных произведений. Здесь дети на практическом уровне знакомятся с различными явлениями художественной речи.

Б.Шергин «Рифмы»

Игра в рифмы.

Урок – соревнование («Соревнуйся с друзьями, кто больше придумает рифм»).

В.Рахманов «Одуванчики»

Наблюдение над использованием повтора слов в целях усиления впечатления.

А.Барто «Игра в слова»

Работа над звукописью (ассонансом, аллитерацией).

И.Токмакова «Лягушки» и др.

Наблюдение над приёмом звукоподражания.

А.К.Толстой «Колокольчики мои» и др.

Работа над олицетворением.

С.Есенин «Черёмуха» и др.

Наблюдение над эпитетами.

Р.Сеф «Кактус» и др.

Работа над сравнениями.

План и пересказ

В данном блоке представлен литературно-методический материал для работы над обучением составлению плана и пересказом (подробным, творческим).

Н.Носов «На горке», Э.Мошковская «Жадина», В.Осеева «Хорошее»

Разнообразные упражнения с картинным планом. Например: «Перечитай рассказ и определи, какой картинки не хватает. Нарисуй её словами и дай ей название»; «Подбери к каждой картинке отрывок из текста. Дай название каждой картинке. Перескажи рассказ, пользуясь картинным планом».

В.Сухомлинский «Вьюга» и др.

Озаглавливание рисунка, эпизода, текста. Пример задания: «Найди ту часть рассказа, которая относится к картинке, и прочитай. Дай рисунку название».

 

В.Сухомлинский «Вьюга», К.Ушинский «Два козлика»

Подробный и творческий пересказы как виды работ синтетического характера.

Работа над творческим пересказом предполагает, например, выполнение следующих заданий: «Расскажи, что произошло дальше, после того, что изображено на рисунке»; «Переделай сказку таким образом, чтобы козы оказались не упрямыми, а сговорчивыми, вежливыми».

3 часть «Учимся работать с книгой»

Указанная часть учебника направлена на формирование умений работы с книгой в единстве её текста и внетекстовой информации.

 

3 класс

Учебник для 3-го класса «Для сердца и ума» предусматривает дальнейшее совершенствование навыка чтения, а также умений работы с текстом и книгой, но уже не делает это учебной целью, относясь к ним как к средству для духовного совершенствования и литературного образования. В связи с этим литературные произведения сгруппированы по темам, а не по учебной цели, как это было во 2-м классе. Представленные в учебнике произведения способствуют эстетическому воспитанию детей, т.е. формируют литературный вкус, мировоззрение детей, нравственные убеждения.

Разделы учебника (блоки), программные произведения

 

Дидактические формы, методы и приёмы

 

Труд человека кормит, а лень портит

 

Е.Карганова «Лекарство без рецепта», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» и др.

1) Характеристика персонажей, ссылаясь на текст.

2) Игра «Радиотеатр»

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», С.Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка), И.Крылов «Стрекоза и муравей», Р.Сеф «Странное дело»

Выразительное чтение произведения и последующий анализ. Подготовка к выразительному чтению осуществляется по плану:

1)Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора. 

2) Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3) Мысленно представь себе их.

4) Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5) Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6) Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7) Прочитай текст выразительно.

Слушатели анализируют чтение по плану:

1) Удалось ли чтецу «нарисовать картины», т.е. «видел» ли он то, о чём читал или говорил (если «увидели» слушатели, значит, «видел» чтец).

2) Достиг ли исполнитель своей цели, т.е. создал ли нужное настроение, передал ли отношение автора и своё собственное к картинам, событиям, явлениям.

3) Что особенно удалось чтецу, что не получилось.

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца

При анализе произведений беседы перерастают в дискуссии.

Армянская сказка «Золотое яблоко»

Урок – спектакль

В 3-м классе дети постепенно осваивают самую сложную форму драматизации – драматизацию развёрнутой формы. Указанная форма заключает в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно. Может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком. На данном уроке драматизации подвергается один эпизод текста.

Ш.Перро «Мальчик-с пальчик»

Творческий пересказ от другого лица.

Много хватать – своё потерять

 

Д.Родари «Солнце и туча»

Подробная характеристика персонажей со ссылкой на текст.

Тайное всегда становится явным.

 

Н.Носов «Огурцы»

1) Подбор титров к готовому картинному плану (подготовка к составлению диафильма).

2) Игра «Радиотеатр»

«Унылая пора! Очей очарованье!..»

Раздел осенней тематики.

При подготовке к восприятию пейзажных стихотворений можно использовать репродукции пейзажной живописи. Для создания адекватного тексту эмоционального настроя целесообразно использовать музыку. Первичное восприятие стихотворений лучше осуществлять в виде декламации и мелодекламации учителя.

В целом порядок работы над выразительностью следующий:

1. Всесторонний анализ произведения.

2. Постановка тех задач, которые необходимо решить в процессе чтения, выбор средств выразительности.

3. Непосредственная подготовка к выразительному чтению (анализ образца, составление партитуры, тренировочные упражнения хоровые и индивидуальные).

4. Чтение произведения учащимися (проба сил), чередующееся с анализом выразительности чтения.

5. Самостоятельная работа учащихся дома.

6. Чтение учащихся на следующем уроке, сопровождающееся анализом.

А.Фет «Ласточки пропали»

Работа над партитурой. Задание: «Сделай вывод: нужно ли делать паузы в конце стихотворных строк в том случае, когда нет знаков препинания. Для чего нужны построчные паузы? Расставь карандашом построчные паузы, потренируйся в соблюдении их при чтении».

А.С.Пушкин «Осень», М.Лермонтов «Осень» и др.

1) Выразительное чтение наизусть.

2) Конкурс стихов об осени.

«Ежели вы вежливы…»

Вводится подробная характеристика взаимоотношений между персонажами.

В.Осеева «Волшебное слово»

Урок – спектакль ((драматизации развёрнутой формы подвергается несколько связанных между собой эпизодов).

Каждый своё получил

 

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

Творческий пересказ по изменённому плану.

 

Жизнь дана на добрые дела

 

Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Творческий пересказ от другого лица и по изменённому плану. Задание: «Расскажи сказку от лица последней, пятой горошины. Для этого перечитай всё, что относится к ней».

«Снег летает и сверкает…»

Раздел зимней тематики.

С.Есенин «Берёза»

Словесное рисование пейзажного текста.

А.Блок «Ветхая избушка»

Рисование словесных иллюстраций к имеющимся титрам (подготовка к составлению диафильма).

К.Бальмонт «Снежинка» и др.

Конкурс чтецов «Стихи о зиме»

За доброе дело стой смело

Художественный и смысловой уровень произведений становится более сложным. Дети продолжают учиться выявлять отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано.

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и др.

Литературный вечер «За доброе дело стой смело!» (дети выразительно читают и пересказывают свои любимые произведения).

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

 

Адыгейская сказка «Девочка-птичка», Л.Петрушева «Сказка о часах»

Конкурс рисунков на тему «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

«Весна идёт, весне дорогу!»

Раздел весенней тематики.

А.Плещеев «Весна», К. Паустовский «Стальное колечко», Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» и др.

Музыкальное иллюстрирование литературного произведения (вид работы синтетического характера).

Приёмы:

1) Подбор иллюстрации к произведению из числа предложенных, аргументация выбора. 2) Вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащихся: «Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»

Е.Благинина «Черёмуха» и др.

Конкурс стихов о весне

Любовь – волшебная страна

Продолжается дальнейшее развитие способности к прогнозированию жанра и содержания произведения перед чтением и в процессе его.

Ш.Сильверстайн «Щедрое дерево»

Устное составление диафильма (синтетическая работа).

Методика работы:

1. Прочитайте текст, определите общий характер будущего диафильма.

2.Разделите текст на части (картинки, кадры).

3. Выделите в первой части «главные» предложения (для титров).

4.Представьте себе мысленно картинку к первой части текста.

5.Устно «нарисуйте» картинку к первому кадру.

6.Графически изобразите кадр (выполняется по желанию, не на уроке).

7.На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру (устно или письменно).

8.Проверьте соответствие рисунка и титров.

9.Проделайте работу, отмеченную в пп. 3,4,5,6,7,8, с каждой частью текста.

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста ясна Сокола» и др.

Литературная гостиная «Любовь – волшебная страна»

И.Вагнер «Сказка»

Конкурс сказок

Чудесное - рядом

 

Р.Сеф «Чудо»

Дальнейшая работа над партитурой. Задание: «В заключительной части стихотворения нужно сделать длинную, психологическую паузу (красноречивое, наполненное смыслом молчание). В данном случае психологическая пауза подчеркивает неожиданность концовки. Мы ждём чуда – и вдруг чудом оказывается… Найдите в тексте место, где нужно сделать психологическую паузу и обозначьте её так: (п).

В.Бианки «Музыкант»

Составление диафильма (графически)

А.Прокофьев «Люблю берёзу русскую…» и др.

Литературный утренник «Чудесное – рядом» (выразительное чтение стихов, сказок и т.д.)

 

4 класс

В 4-м классе продолжаются все начатые ранее воспитательные и образовательные линии, однако акцент переносится на литературное образование.  В связи с этим произведения учебника «Вместе с друзьями» группируются по видо-жанровым особенностям: сказки, былины, басни, рассказы, мифы, библейские сказания, пьесы, стихи, познавательные статьи, повесть. Такой подход к систематизации учебного материала позволяет целенаправленно, углублённо изучать литературу в многообразии жанров, даёт возможность сосредоточиться на специфике каждого жанра.

Разделы учебника (блоки), программные произведения

 

Дидактические формы, методы и приёмы

«Что за прелесть эти сказки!..»

Сказка читается (а лучше – « сказывается») в естественной, разговорной (сказительной) манере. Если сказка имеет присказку, то читать её нужно в среднем темпе, ритмично, интонационно выделяя образные слова и словосочетания. Последняя фраза выделяется более замедленным, загадочным голосом. После чтения присказки делается длительная пауза. Зачин читается замедленно, немного напевно, таинственно. Концовку следует читать в разговорной манере.

Русская народная сказка «Всё у нас, слава Богу, хорошо!» и др.

1) Тренировочные упражнения в выразительном чтении сказок.

2) Выразительное исполнение сказок, анализ исполнения.

Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

Составление личного мнения о литературном произведении.

Русская народная сказка «Пётр 1 и мужик» и др.

Выставка книг с русскими народными сказками.

Бразильская сказка «Жизнь человека» и др.

Выставка книг со сказками народов разных стран.

Г.Х.Андерсен «Русалочка» и др.

Литературный утренник «Что за прелесть эти сказки!..»

«О доблестях, о подвигах, о славе…» (былины)

Чтение былин, русских народных эпических песен о богатырях, происходит на ритмико-мелодической основе.

«Добрыня и змей» и др.

Хоровое и индивидуальное чтение былин.

«Уж сколько раз твердили миру…» (басни)

Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи тон. Если басня имеет стихотворную форму, то её чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

При подготовке к восприятию басни полезно провести беседу с целью обращения внимания детей на те качества животных, на которых основывается сюжет басни. Первичное восприятие можно организовать в форме самостоятельного чтения детей. Типичный порядок анализа басни : 1.Анализ сюжетного слоя произведения 2.Выявление главной мысли. 3.Раскрытие аллегории.4.Анализ морали.

Работа над басней предполагает не только чтение в лицах, но и драматизацию: а)произнесение реплики одного из персонажей с использованием мимики и пантомимики; б) «живая картина»; в)развёрнутая драматизация эпизода (обычно кульминационного).

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» и др.

1) Тренировочные упражнения в выразительном чтении басен.

2) Выразительное чтение басен наизусть.

«Оглянись вокруг» (рассказы)

Подготовка к восприятию важна перед чтением исторических рассказов. С этой целью организуется беседа, рассказ учителя, показ картин и иллюстраций, проводится словарная работа. Первичное чтение рассказа осуществляется путём самостоятельного чтения учащихся, в т.ч. про себя. Однако рассказы героико-исторические и нравственно-драматические лучше детям первый раз услышать в исполнении учителя. При анализе рассказа должны звучать проблемные вопросы. Важнейшими чертами проблемных вопросов являются наличие противоречия и возможность альтернативных ответов. Виды работ над рассказом – различные пересказы, словесное рисование сюжетной картинки, составление диафильма, экранизация.

Ю.Яковлев «Полосатая палка», Н.Носов «Огородники», С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1. Характеристика персонажей и их взаимоотношений в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы:

1) Учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие.

2) Детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя.

3) Сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений. Наиболее лёгкий вид сравнения – противопоставление. При сравнении уточняется авторское отношение к героям.

2.Выявление авторского отношения к действующим лицам. В 4-м классе применяются следующие приёмы:

1) Учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста.

2) Учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым эмоциональным знакам, ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения к персонажу.

3) Совместно с учителем дети проводят эксперимент; исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа.

4) При отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.

Н.Носов «Клякса»

Урок – спектакль (драматизация развёрнутой формы небольшого произведения целиком).

М.Зощенко «Ёлка», Ю.Ермолаев «Жарко» и др.

Концерт юмора и смеха (выразительное чтение и рассказывание юмористических произведений).

Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

Подробный пересказ по плану

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»

Творческий пересказ посредством дополнения текста. Задание: «Придумай такой поворот событий, чтобы рассказ имел счастливый конец».

«Золотая колесница» (мифы Древней Греции);

«В начале было слово, и слово было Бог…» (Библейские сказания)

При подготовке к восприятию полезна демонстрация иллюстраций, изображающих реалии того времени. Целесообразен также рассказ учителя о Древней Греции, о книге книг – Библии (с показом её). Познакомить учащихся с мифами и сказаниями лучше, читая их детям.

С.Лагерлёф «Святая ночь» и др.

Выставка книг с Библейскими сказаниями.

«Мир – театр, люди – актёры…» (пьесы)

Особенности работы:

1)Как правило, не требуется подготовки к восприятию, но возможно инсценирование отдельных эпизодов, если это заранее подготовлено учащимися.

2)При разборе содержания основное внимание уделяется всевозможным проявлениям характера и взаимоотношений действующих лиц и нахождению способов передачи качеств и эмоциональных состояний героев в выразительном чтении и пластике (мимике и пантомимике). 3)Ведущий вид работы синтетического характера – все виды драматизации, а также экранизация. 4)Желательно проведение словесного рисования декораций и костюмов.

С.Маршак «Про Козла», Н.Носов «Два друга» и др.

Урок – спектакль (используются дополнительные средства выразительности, т.е. пластика, мизансцена, реквизит).

С.Козлов «Снежный цветок», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Экранизация. Порядок работы: 1.Подбор части произведения для экранизации (небольшое произведение можно взять целиком). 2.Деление текста на эпизоды, их озаглавливание. 3.Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками так, будто действие происходит на экране. 4.Инсценирование по ходу экранизации диалогов. 5. Определение характера музыкального сопровождения.

Мир волшебных звуков (поэзия)

 

В.Жуковский «Песня» и др.

Заучивание стихотворений с опорой на ключевые слова.

М.Лермонтов «Утёс» и др.

Самостоятельное составление партитуры текста.

Ю.Владимиров «Чудаки» и др.

Конкурс на лучшего чтеца юмористических стихотворений.

А.Пушкин «Птичка», «Няне», «Зимняя дорога» и др.

Поэтический утренник «Мир волшебных звуков» (выразительное чтение наизусть понравившихся стихотворений).

Когда, зачем и почему? (познавательная литература)

Учащиеся заранее готовятся к логическому, изучающему способу чтения (в отличие от эстетического). Первичное чтение обычно осуществляется самими учащимися. Перед чтением даётся задание (например, выделить главное). Возможны такие виды работ, как подробный и выборочный пересказы. При пересказе статьи учитель следит за точным употреблением новых терминов.

Н.Кун «Олимп»

Подготовка сообщения.

«Самого главного глазами не увидишь» (повесть-сказка)

См. конспект урока.

.  .  .