Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики

Дата публикации: 2018-11-04 20:53:23
Статью разместил(а):
Олейник Светлана Владимировна

Рабочая программа по

Основам религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 класса

Автор: Олейник Светлана Владимировна

МАОУ "СОШ № 10", с. Покровское

 

Пояснительная записка.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», носит культурологический характер и имеет сегодня важное зна­чение, так как характер светской школы определяется ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

Основные принципы, заложенные в содержании программы, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность – отражают культурную, социальную, этническую, религиозную сложность современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

 -  общая историческая судьба народов России;

 - единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно-правовой базой введения которого являются:

- Конституция Российской Федерации (ст. 28);

- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;

- Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);

- Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);

- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);

-  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;

- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;

- «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№ МД- 883/03) от 8 июля 2011 г.;

- Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.;

- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;

- Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Цель данной программы:  создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
  2. создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной  традиции;
  3. содержательно раскрыть  понятие «российские  культурно-религиозные   традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
  4. создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  5. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Данная программа входит в образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Данилюка А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики» – М., Просвещение, 2010г.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, окружающий мир, краеведение, изобразительное искусство, музыка.

Ценностные ориентиры содержания курса представлены следующими направлениями:

  1. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  2. духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;
  3. духовные традиции многонационального народа России;
  4. духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  5. образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  6. новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  7. новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т. д.).

Место курса в учебном плане.

Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа) для обучающихся 4-го класса.

 

Содержание учебного курса.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция  – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

 

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

Требования к личностным результатам:

- сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- сформированность  образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Требования к метапредметным результатам:

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины как успеха, так и неудач учебной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общие цели и путей их достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам.

Ученик должен знать/понимать:

1) основные понятия религиозных культур;

2) историю возникновения религиозных культур;

3) историю развития различных религиозных культур в истории России;

4) особенности и традиции религий;

5) описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь.

Уметь:

1) описывать различные явления религиозных традиций и культур;

2) устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

3) излагать свое мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей и общества;

4) соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

5) строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

6) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

7) участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

8) готовить сообщения по выбранным темам.

 

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для обучающихся:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Рабочая тетрадь «Основы мировых религиозных культур» для учащихся 4 - х классов / авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. –  36 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т.9 Религии Мира.-М.:Аванта+, 2010.

Для учителя:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2010.
  3. Электронное приложение к учебному пособию Основы мировых религиозных культур. –М.: Просвещение, 2010.

Для родителей: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для    родителей. - М.: Просвещение, 2010.

 

Приложения к программе.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

– групповая работа над проектом;

– практика деловых игр;

– анализ критических ситуаций;

– тренинги практических навыков.

Методы:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

– организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством);

– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);

– контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);

– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка обучающихся к восприятию нового материала, усвоение обучающимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

– личностно ориентированного образования;

– игровые;

– информационные;

– деятельностного метода; 

– развитие общеучебных умений.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских или ориентировочных).

 

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы

При осуществлении контроля знаний и умений обучающихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации.

Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы-диалога, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний обучающихся.

.  .  .