Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

1030 лет крещению Руси

Дата публикации: 2018-10-08 19:48:26
Статью разместил(а):
Павлова Елена Валериевна

1030 лет Крещения Руси

Автор: Павлова Елена Валериевна

МАОУ "Гимназия №36", г. Краснодар

Цели :

 пробудить интерес к истории православия на Руси, показать влияние  Крещения Руси на  духовно-нравственную культуру современного общества

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, аудиозапись, презентация, рисунки, фотографии и сочинения учащихся, карточки с заданиями, таблички с названиями команд.    

1.Орг.момент

Для проведения мероприятия  дети делятся   на  команды,  по несколько человек в каждой команде, причём количество игроков из 2-х, 3-х, и 4-х классов должно быть одинаковое. Они заранее готовят название своей команды и девиз. Представление команд:

 1-я команда «Сыны Отечества».

Девиз: «Все лучшие поступки и дела мы посветим тебе, страна родная»

2-я команда «Доброта»

Девиз: «С добром вошедший в этот мир и счастлив станет и любим», далее идёт представление остальных команд (карточки с названием команды в дальнейшем будут использоваться, как сигнальные. Здесь  прослеживается творческая работа детей.

Учитель предлагает ответить на вопрос, о какой важной дате говорится в стихотворении и догадаться, чему будет посвящено это  мероприятие.

Слайд 1. Читает ученик:

… Когда-то … князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии …
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России …

… Храня историю, той … Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной … обломки…
Уже одиннадцатый век … нам крест нести
Дай, Бог, помогут … православные потомки …

Владимир Кухарь

Ученики определяют тему.

Учитель: Дорогие ребята, на уроках основ религиозных культур и светской этики, окружающего мира, литературного чтения мы говорили о крещении, крещении Руси, о роли князя Владимира, о влиянии этих событий на русскую православную культуру. Сегодня у вас есть  возможность   проверить и преумножить те знания, которые вы получили. 

2. Актуализация знаний учащихся

 Ребятам предлагают прослушать отрывок из аудиокниги  «История России в рассказах для детей» рассказ  «Крещение Руси» по произведениям  Александры Осиповны Ишимовой. Прослушивание сопровождается презентацией.

Учитель:

Более тысячи лет назад, в 988 году нашей эры, на берегах Днепра  у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне. Именно там, в момент первого народного Святого Крещения, свершенного князем Владимиром, и родилась восточнославянская Православная цивилизация, восточнославянский мир.

1030-летие Крещения Руси — это дата, которая имеет большое значение для нашего народа, и для всех стран исторической Руси. Она должна помочь людям ощутить дыхание истории, почувствовать духовное родство, обрести свой свободный, самобытный путь в будущее. После крещения Руси  в жизни нашего народа произошли  принципиальные  изменения в отношении христианских ценностей. Вот сегодня мы вспомним, как это происходило и что изменилось после крещения Руси для великого русского народа. Мы проведём викторину, которая включает в себя 5 заданий. Помогать мне будет группа ребят – это «Ассистенты учителя».

Задание 1 «Знатоки истории».

Командам раздают карточки,  на которых указаны даты, надо объяснить,  чему они посвящены, на ответ отводится 1 мин:

1. 957г.- приняла крещение княгиня Ольга.

2. 988г.- крещение Владимира, православное христианство стало распространяться по Руси (Начало крещения всего нашего Отечества . Крестителем Руси стал князь Владимир) 

3. 15 июля 1015 г-  Скончался святой князь Владимир.

4. 988-1015гг.- Крещение Руси

Задание 2  « Подбери пару»

Учитель: А какие изменения произошли на Руси, после её Крещения?

Для ответа на это задание уч-ся выдаётся 10 карточек белого цвета, на которых написаны предположительные ответы на поставленный вопрос. Одновременно выдаётся 10 карточек зелёного цвета, на которых написано обоснование выбранного ответа учеников, карточки надо сопоставить. На выбранных карточках разного цвета проставляются одинаковые цифры, чтобы было можно сразу увидеть обоснование к выбранному ответу.  5 минут ребята работают в группах, выполняя данное задание.

После выполнения задания учитель озвучивает правильный ответ. Помощники учителя  считают количество  правильных ответов команд.

1. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д.

(Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.)

2. С Крещением Руси на Руси обеспечивается  широкое распространение грамотности.

 (К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. )

(Открыты первые училища на Руси князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.)

3.  Расцвет древнерусской культуры.  

(После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия) 

4. После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, нищих.   

 (Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. )

5. Крещение Руси принесло изменения и в институт семьи.

(В целом же этот процесс занял не одно столетие. В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи.

Эта модель предполагала духовное начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному).

В сознание человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.) 

6. Русская церковь, приняв христианство, явило миру высокие примеры монашеского подвига в духе и силе древнего монашества, давшего нам великих святых.

(Наряду с первыми храмами в Киевской Руси тотчас появились иноческие обители. С утверждением христианства в Древней Руси в сознание русских людей прочно вошел и монашеский идеал. Киево-Печерская Лавра может быть названа русским монашеским Вифлеемом, откуда иночество стало распространяться по всей тогдашней Руси. С именем этого монастыря тесно связана жизнь одного из основоположников монашества на Руси, ровесника ее Крещения – преподобного Феодосия Печерского)

Задание 3 «Эрудиты».

На экране появляются вопросы, командам даётся 1 минута на обсуждение. Отвечает та, команда, которая первой поднимает карточку со своим названием. (Вопросы и задания сопровождаются презентацией)

1 вопрос:

Кто первым принял христианство как государственную религию на Руси.

Ответ: Княгиня Ольга.

2 вопрос

Принимая крещение, о чём просит человек?

Ответ: Что бы Бог обновил его совесть (поясните свой ответ).

3 вопрос:

В каком храме был похоронен князь  Владимир? 

Ответ- в Десятином храме

4 вопрос:

Святая Русь явила миру многих защитников родного Отечества. Среди них великий полководец и талантливый дипломат, государственный деятель, Православная Церковь считает его чудотворцем. Именно это качество, по мнению Церкви, помогало ему творить чудеса, постоянно побеждая малыми силами значительно превосходящего противника. Его высоко ценили как друзья, так и враги. Кто это? (На экране появляется изображение Александра Невского

Ответ:  Святой благоверный князь Александр Невский.

Вопрос 5:

Есть ли в нашем городе часовни, храмы, носящие имя Александра Невского? 

Ответ: Храм святого благоверного князя Александра Невского, Храм-часовня Александра Невского.

Вопрос 6: (На экране появляется изображение Сергия Радонежского) 

Одним из величайших из святой Руси называют одного преподобного. Вот уже в течение, более 600 лет это имя известно каждому русскому человеку.  

Ответ: Сергий Радонежский

Подводятся итоги задания 3.

Задание 4 «Путешественник»

Командам выдаётся карта под, её изображением дано задание. На её выполнение отводится 1 мин.

Проведите пунктиром важнейший путь «Из варяг в греки».

Подводятся итоги задания 4.

Задание 5.  «Убери лишнее» 

Учащимся выдаётся карточка, на которой одной темой объединены 4 слова или высказывания, одно из них лишнее, его надо вычеркнуть и объяснить почему.

1.

Православие, Перун, церковь, Святая Троица.

2.

Крещение, Владимир, Днепр, Москва

3.

«Почитай отца твоего и матерь твою»

«Не лги»

«На воре и шапка горит»

«Не завидуй»

Подводятся итоги задания 5.

Задание 6 «Синквейн»

Для составления синквейна командам предлагаются слова «православие», «жизнь», «душа», «церковь».

Рефлексия.

Вот и подходит  к концу наше мероприятие. Называют победившую команду.

Ребята, а как выдумаете, повлияло ли крещение Руси на духовно-нравственную культуру современного общества? Спросить детей из разных команд. Выслушать все ответы. Я  предлагаю вам составить памятку для ваших младших друзей, родных, которую назовём  «Советы моим друзьям».  

Дети составляют памятки. Звучит песня «Дорогой добра». По завершении работы ученики зачитывают свои памятки.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы показали хороший результат знания истории своей страны и основ православной культуры. Главное не останавливаться на достигнутом и продолжать изучать культуру и историю своей могучей и прекрасной Родины. Каждый из вас будущее этой прекрасной страны  с великим именем Россия.

Ребят приглашают на выставку творческих работ учащихся гимназии.

.  .  .