Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Манойлова Анфиса Васильевна
учитель-дефектолог
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 65»
Форма работы: мастер-класс
Образовательные технологии, которые будут предложены вашему вниманию, имеют под собой основу ассоциативного мышления.
Упоминание об ассоциативном мышлении можно проследить еще в работах Аристотеля. Также природу данного вида мышления изучал и активно использовал в своих трудах З. Фрейд. В настоящее время на его основе разрабатываются многие педагогические и психологические техники, тренинги на ассоциативное мышление используют психотерапевты, психологи-практики, дефектологи.
Если аналогия - это сходство, анализ - это расчленение, то ассоциация - это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далеких.
Приверженцы известной методики ТРИЗ утверждают, что полезно выработать у детей привычку, при решении поставленной задачи, использовать как можно больше разных помощников, в том числе и как можно больше произвольных и непроизвольных ассоциаций. Это называется управляемая ассоциация.
Ассоциативное мышление расширяется и придает существующим данным глубину. Путем расширения аналогий, образов и идей, способствующих построению гипотез, наличие различных ассоциаций помогает развить у детей способность к индуктивному мышлению.
Таким образом, цели ассоциативного мышления (творческого синтеза): - создание новых оригинальных идей, - создание смысловых связей, - стимуляция воображения, - улучшение запоминания и вспоминания.
Практическое задание:
Тема: «Школа» (тема может быть любая)
1.Запишите в центре слово школа.
2. Попробуйте притянуть слова-магниты, слова-ассоциации к данному слову любой части речи.
Например: доска, парта, учитель, ученик, карандаш, учиться, запоминать, узнавать, кирпичная, умный и т.д.
3. Составьте предложение, используя слова; соедините слова в предложения (слова для соединения предлагает ведущий).
Например: доска, учитель: Учитель пишет на доске мелом.
умный, кирпичная: Умный ученик знает, что его школа кирпичная.
узнавать, карандаш, запоминать: Саша узнает много нового на уроках и записывает карандашом, чтобы лучше запоминать материал.
4. Нарисуйте любой рисунок, связанный со школой.
5. Используя все знания о школе, придумайте любой текст, стихотворение, сказку.
6. Схематично нарисуйте 3х этажное здание школы. Используя буквы У – учитель, УЧ - ученик, Д - директор, расположите их внутри здания школы.
Синквейн (от французского. «Пять») – небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы.
Составление синквейнов – хороший развивающий и закрепляющий тему прием, который вполне можно применять в детском саду в ходе чтения книг или других обучающих занятий.
Использование синквейна как образовательной технологии позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Написание синквейна имеет определенный алгоритм:
1-я строчка – одно имя существительное, обозначающее тему;
2-я строчка – два имени прилагательных (причастия), описывающих тему;
3-я строчка – три глагола в рамках темы;
4-я строчка – фраза из 4-х и более слов, несущая смысл, либо выражающая отношение к теме;
5-я строчка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.
Практическое задание: составьте синквейн, на тему зима, школа, музыка, игрушка и т.д.
Варианты задания: 1) одна тема синквейна на всех участников; 2) Разные темы синквейна на несколько групп участников.
Пример:
1. Зима
2. Снежная, белая.
3. Морозит, наступает, заметает.
4. Я люблю зимой кататься на санках.
5. Январь
1. Школа
2. Кирпичная, начальная;
3. Учиться, узнавать, общаться;
4. В школе у меня много друзей
5. Учреждение
и т.д.
*** (дополнительное задание):
- закодировать синквейн в виде рисунка;
- декодировать рисунок в форму синквейна.
Данные технологии можно использовать на любом этапе вхождения в тему. Это могут быть как варианты знакомства с новой темой, когда дети выполняют задания, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет педагогу понять, что уже знают учащиеся по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей.
Данные технологии на стадии завершения работы с темой позволяют педагогу оценить, как дети понимают изучаемую тему, помогают систематизировать и закрепить полученные знания.
Применение выше рассмотренных технологий позволяет формировать у детей следующие УУД:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- выделять параметры объекта, выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.
Таким образом, использование данных технологий оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и других познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.