Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2018-09-26 22:17:31
Статью разместил(а):
Манойлова Анфиса Васильевна

Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Автор: Манойлова Анфиса Васильевна

учитель-дефектолог

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 65»

 

Форма работы: мастер-класс

Образовательные технологии, которые будут предложены вашему вниманию, имеют под собой основу ассоциативного мышления.

Упоминание об ассоциативном мышлении можно проследить еще в работах Аристотеля. Также природу данного вида мышления изучал и активно использовал в своих трудах З. Фрейд. В настоящее время на его основе разрабатываются многие педагогические и психологические техники, тренинги на ассоциативное мышление используют психотерапевты, психологи-практики, дефектологи.

Если аналогия - это сходство, анализ - это расчленение, то ассоциация - это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далеких.

Приверженцы известной методики ТРИЗ утверждают, что полезно выработать у детей привычку, при решении поставленной задачи, использовать как можно больше разных помощников, в том числе и как можно больше произвольных и непроизвольных ассоциаций. Это называется управляемая ассоциация.

Ассоциативное мышление расширяется и придает существующим данным глубину. Путем расширения аналогий, образов и идей, способствующих построению гипотез, наличие различных ассоциаций помогает развить у детей способность к индуктивному мышлению.

Таким образом, цели ассоциативного мышления (творческого синтеза): - создание новых оригинальных идей, - создание смысловых связей, - стимуляция воображения, - улучшение запоминания и вспоминания.

Практическое задание:

Тема: «Школа» (тема может быть любая)

1.Запишите в центре слово школа.

2. Попробуйте притянуть слова-магниты, слова-ассоциации к данному слову любой части речи.

Например: доска, парта, учитель, ученик, карандаш, учиться, запоминать, узнавать, кирпичная, умный и т.д.

3. Составьте предложение, используя слова; соедините слова в предложения (слова для соединения предлагает ведущий).

Например: доска, учитель: Учитель пишет на доске мелом.

умный, кирпичная: Умный ученик знает, что его школа кирпичная.

узнавать, карандаш, запоминать: Саша узнает много нового на уроках и записывает карандашом, чтобы лучше запоминать материал.

4. Нарисуйте любой рисунок, связанный со школой.

5. Используя все знания о школе, придумайте любой текст, стихотворение, сказку.

6. Схематично нарисуйте 3х этажное здание школы. Используя буквы У – учитель, УЧ - ученик, Д - директор, расположите их внутри здания школы.

Синквейн (от французского. «Пять») – небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы.

Составление синквейнов – хороший развивающий и закрепляющий тему прием, который вполне можно применять в детском саду в ходе чтения книг или других обучающих занятий.

Использование синквейна как образовательной технологии позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Написание синквейна имеет определенный алгоритм:

1-я строчка – одно имя существительное, обозначающее тему;

2-я строчка – два имени прилагательных (причастия), описывающих тему;

3-я строчка – три глагола в рамках темы;

4-я строчка – фраза из 4-х и более слов, несущая смысл, либо выражающая отношение к теме;

5-я строчка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

Практическое задание: составьте синквейн, на тему зима, школа, музыка, игрушка и т.д.

Варианты задания: 1) одна тема синквейна на всех участников; 2) Разные темы синквейна на несколько групп участников.

Пример:

1. Зима

2. Снежная, белая.

3. Морозит, наступает, заметает.

4. Я люблю зимой кататься на санках.

5. Январь

 

1. Школа

2. Кирпичная, начальная;

3. Учиться, узнавать, общаться;

4. В школе у меня много друзей

5. Учреждение

и т.д.

 

*** (дополнительное задание):

- закодировать синквейн в виде рисунка;

- декодировать рисунок в форму синквейна.

Данные технологии можно использовать на любом этапе вхождения в тему. Это могут быть как варианты знакомства с новой темой, когда дети выполняют задания, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет педагогу понять, что уже знают учащиеся по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей.

Данные технологии на стадии завершения работы с темой позволяют педагогу оценить, как дети понимают изучаемую тему, помогают систематизировать и закрепить полученные знания.

Применение выше рассмотренных технологий позволяет формировать у детей следующие УУД:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- выделять параметры объекта, выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.

Таким образом, использование данных технологий оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и других познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.

.  .  .