Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок-проект, как средство достижения метапредметных результатов

Дата публикации: 2018-08-30 17:21:05
Статью разместил(а):
Бродникова Анна Анатольевна

Урок-проект, как средство достижения метапредметных результатов

Автор: Бродникова Анна Анатольевна

 

1. ПРОБЛЕМА.

СЛАЙД  (на экране мелькают фотографии разных композиторов, затем их фамилии, звучит малоизвестное произведение В. Шаинского)

Музыка!

Вершина выраженья сильных чувств,
Главнейшее из всех изобретений,
Дитя волшебных пальцев, сладких уст,-
Ты тяжкий труд, талант и светлый гений!

Музыка окружает нас всегда и везде: спешим на работу, в школу.

Слушая музыку, мы с вами, порой, даже не задумываемся, что за каждой мелодией стоит личность,  человек,  который нам ее подарил?

Прислушайтесь к мелодии, может, она вам знакома? Может быть, вы знаете имя человека, который нам ее подарил?

СЛАЙД (на экране появляется знак - вопрос с фамилиями)

Нет? А как вы думаете, кто ее написал? (не знаем) А я  вам подскажу композитора, вот такая музыка вам знакома? (звучит попурри из известных песен В. Шаинского).

Узнали композитора? Конечно, это известный современный композитор Владимир Яковлевич Шаинский. А что вы про него знаете?

Конечно, это очень известный детский композитор, все его песни – хиты.

Сегодня предлагаю познакомиться с ним немного поподробнее.

Для этого мы с вами создадим страничку  музыкальной энциклопедии «Известные композиторы»

СЛАЙД (закрытая книга – Музыкальная энциклопедия»)

СЛАЙД (книга открывается, появляется надпись Владимир Яковлевич Шаинский и фотография)

2. ПРАВО ВЫБОРА

И так, уважаемая фокус группа, для создания странички нам понадобятся специалисты:

- библиографы

- исполнители

- ответственные за фонотеку

- аккомпаниаторы.

Для дальнейшей работы предлагаю вам выбрать роли для вашей группы.  Выбирайте, пожалуйста, кто за какой отдел будет отвечать.  (Расставьте таблички в соответствии занимаемой ролью)

(Таблички вывешиваю на доску, когда перечисляю, кто нужен для работы)

 3. А я вам напомню «ПРАВИЛО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ»

СЛАЙД 

- Все равны

- Получи удовольствие

- Будь уверен в себе

- Проявляй активность, внеси свой вклад

- Ответственность за конечный результат несет каждый.

 4. ПЛАНИРОВАНИЕ

Итак, давайте спланируем нашу работу, что вы должны делать?

Отдел библиографии. Как вы думаете, за что отвечает ваш отдел? (ответы).

Вы должны составить биографию композитора. Выбрать интересные факты из жизни. Перед вами лист (А4) и информация для работы. Пожалуйста, выбирайте информацию, приклеиваете то, что считаете нужным.

Отдел фонотеки.  Как вы думаете, за что отвечает ваш отдел? (ответы).

Вы должны распределить песни из предложенного списка на две группы: песни для детей и взрослых. А также выделите несколько песен, которые наиболее любимые для вас.

Отдел исполнителей.

Как вы думаете, за что отвечает ваш отдел? (ответы).

Вы должны выучить предложенную вам песню и исполнить ее.

На работу в группах 5 минут.

5. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (работа в группах и работа с залом)

Обращаясь к залу:

У нас осталась одна карточка АККОМПАНИАТОР.

Кто это? Правильно, тот, кто исполняет аккомпанемент. Вот мы с вами сегодня будем аккомпанировать.

Вас много. И вы для меня представляете хор. А лучше оркестр. А как принято, оркестр не может существовать без дирижера. Так позвольте мне сегодня быть вашим дирижером.

Один выдающийся пианист Ганс фон Бюлов сказал про музыку так: СЛАЙД

«Вначале был…» А как вы думаете что? (ответы зала)

СЛАЙД  «Вначале был ритм»

Ритм. Наша жизнь вся ритмична (день сменяет ночь, мы двигаемся, ходим, бежим, дышим). Это постоянный ритм. Скажите, есть в зале те, кто учился в музыкальной школе? (ДА). Замечательно, будете помогать.  Для того, чтобы исполнить аккомпанемент, мы должны научиться разбираться в ритмическом рисунке. Основная длительность в музыке – это четверть. СЛАЙД (нотки четвертные и восьмые)

Вы явно слышали такие слова -  размер в музыке 2/4, 3/4, 4/4. Четвертная нота, (при этом хлопая, имитируя четвертной ритм) очень близка к шагу. Давайте вместе прохлопаем то, что написано на первой строчке по коленкам. Приготовились.

Я задаю темп и вы начинаете. (Считаю – раз, два, три, четыре). Прекрасно. Еще раз повторим. Молодцы!

Посмотрите, пожалуйста, на вторую строчку, там нот стало в два раза больше, делаем выводы – нотки звучат в два раза быстрее. Давайте вместе прохлопаем ритм на второй строчке (прохлопали руками в ладоши).

Молодцы. У нас с вами получилась уже музыка.

А теперь немного усложню задачу. Четвертные нотки  хлопает один ряд, восьмые – другой.

СЛАЙД

Перед вами  ритмический рисунок. Давайте попробуем прохлопать этот ритм все вместе. Сначала первую строчку (Прохлопали)

Теперь ритмический рисунок на второй строчке (Прохлопали).

А теперь соединим все вместе, но при этом каждый рад свой ритмический рисунок. (Прохлопали). У нас с вами получается уже целое произведение. Теперь прохлопаем этот же ритмический рисунок под музыку.

Спасибо! Молодцы!

6. ПРОДУКТ (страница)

Итак, время, отведенное на работу - истекло, приглашаю вас представить результаты вашей творческой работы.  (На доске висит ватман, где выделено место для работы каждого отдела).

Первый отдел - библиографы. У вас 1 минута.

Второй отдел - отдел фонотеки.

А вот третий отдел – отдел исполнителей и четвертый отдел аккомпаниаторов представят свою работу вместе, а я вам помогу.

Одна из самых известных детских песен «Вместе весело шагать».

Исполнители будут петь песню под музыку, а аккомпаниаторы прохлопают ритм.

Огромное спасибо. Я думаю, песни Владимира Яковлевича Шаинского не только легко слушать, но приятно исполнять, после чего остается всегда хорошее настроение.

7. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Исполнение).

Замечательно у нас получилось! Аплодисменты!

Спасибо фокус группа, займите свои места.

Только что мы с вами проиграли одну из эффективных технологий в практике современного урока. Может из вас уже кто-то догадался, какая эта технология?

Урок – проект  Слайд

Давайте проанализируем сейчас все то, что мы делали на сцене:

1. Определили ПРОБЛЕМУ (цель – создание одной странички музыкальной энциклопедии)

2. ПРАВО ВЫБОРА (для организации вашей деятельности, вам был предложен выбор)

После чего мы определили правило работы в группе ПРАВИЛО РАБОТЫ

3. Определили «ПРАВИЛО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ»

 Каждая группа поставила перед собой задачу.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ

 После чего начался поиск информации

5. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (работа в группах и работа с залом)

 В результате которой появился продукт деятельности

6. ПРОДУКТ (страница)

 В конце нашей работы мы успешно презентовали вашему вниманию результат совместной работы.

7. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тем самым мы достигли нашей цели.

(Появился нотный стан) Перед вами появились 7 нот, 7 П, 7 принципов построения проекта, без которых невозможно приблизиться к результату.

А на достижение, каких результатов направлена эта технология? (ответы)

СЛАЙД Тема: Урок – проект, (сначала часть темы) 

как средство достижения метапредметных результатов. 

Ценность данной технологии заключается в том, что включая школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

- определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;

- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

Главная идея метода – это направить учебно – познавательную деятельность обучающихся на результат, который получается  при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно – познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель.

Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками.

Конечно же проекты бывают разные, но на уроках музыки я чаще всего реализую творческие проекты:  музыкальные страницы, постановка мюзиклов, музыкальных спектаклей, работы над проектом  «Мой край - Хакасия» (СЛАЙД листать)

Дети получают эмоциональный отклик, море удовольствия.

Сейчас фокус группа, прошу вас тоже оставить отклик …

Перед вами на столах лежат карточки с музыкальными знаками, это диез и бемоль.

Диез означает повышение звука, т.е. этот знак придает позитивную окраску, радость звучанию

Бемоль, ровно наоборот, понижает звук, придает звуку грустную окраску.

Я попрошу вас оставить отклик на нашем нотном стане, понравилась  ли вам технология и будете ли вы её использовать на уроках?  Понравилось ли вам работать в группе?

Позвольте.  Я это сделаю первая.

Результативно работала фокус группа и зал.  А значит цель мастер – класса достигнута. Я ставлю ДИЕЗ.

Прошу и вас поставить знак и обосновать свой выбор.

 Спасибо фокус группа за ваш отзыв, проходите в зал.

(Звучит музыка) 

О, Музыка! Тебя прекрасней нет!
Блаженство в твои чары окунуться!
Ты царствуешь над миром сотни лет,
И счастлив тот, кто смог тебя коснуться. 

.  .  .