Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Орнаментальные структуры как способ воплощения менуэта в фортепианных сонатах Й.Гайдна

Дата публикации: 2018-06-27 08:22:08
Статью разместил(а):
Марченко Ирина Федоровна

Орнаментальные структуры как способ воплощения менуэта в фортепианных сонатах Й.Гайдна

Автор: Марченко Ирина Фёдоровна

 

Обильно украшенный музыкальный текст сонат Гайдна - одна из отличительных особенностей стиля. Естественно, без украшений не мог обойтись и менуэт клавирной сонаты, вполне логично его присутствие в условиях изысканного танца - ведь сам танец призван украшать жизнь “особых людей”. Проблема орнаментики - одна из самых “обсуждаемых”, когда речь идёт об исполнении произведений в классической музыке, в том числе, Гайдна. Естественно, помимо грамматической стороны, - правильного прочтения и расшифровки - пианистов занимает эстетическая, “качественная” сторона исполнения украшений. Обязательное условие исполнения украшений - ясность, точность, лёгкость и, вместе с тем, “слитность”, плавность во имя сохранения “текучести” изысканного “декора”, без излишне “острого” и жёсткого звучания. Утончённые и прихотливые, в духе галантной стилистики, украшения выполняют функцию декора, подобно гирляндам завитков и инкрустаций на предметах прикладного искусства рококо - изящных интерьерах, мебели, хрупких безделушках и изысканных одеждах.

Как правило, речь здесь идёт о так называемом внешнем орнаменте, и чаще всего - о расшифровке мелизмов. Между тем, наряду с мелизмами, в музыкальном тексте гайдновских сонат присутствует орнамент другого рода - различные фигурации и пассажи, которые являются внутренними элементами темы.

Тематизм второй части Сонаты №50 (22) C-dur (пример №16) представляет собой воплощение ситуации меланхолической живописной пасторали с характерными для неё орнаментальными интонациями и присутствием менуэта как самого “соответствующего” куртуазной любовной сцене танца. Мелизмы - группетто, форшлаг, мордент, используемые композитором, вносят в изложение оттенок изысканности, подчёркнутой “любезности”. Наряду с мелизмами, в тексте фрагмента присутствуют фигурации и пассажи, которые являются внутренними структурами темы и представляют собой внутритематический орнамент. Последовательности множества нот мелкой длительности “организованы” в мотивы разной протяжённости и включены в мелодические построения. “Гирлянды” внутритематического орнамента опираются на слой основы декора - метрическую сетку менуэта.

Выразительное значение орнамента в подобном случае - декор, «поток чувствований», наслаждение прекрасным, совершенным миром, природой, идеальными отношениями. Сочетание менуэтных формул, “изображающих” танец, и орнамента, который несёт функцию выражения эмоций, создаёт картину прекрасных “действ” галантной пасторали.

Такой утрировано изящный, орнаментированный менуэт - принадлежность аристократического салона, он - необходимое условие утончённого общения. Выразительность “произнесения” орнаментальных структур в подобном случае также не должна быть ориентирована на экспрессивную “романтизированную” манеру, близкую к традициям школы bel canto. Такого рода звучность вступила бы в противоречие с эстетикой классицизма, ратовавший за точность, ясность и отчётливость. Лёгкость и прозрачность артикуляции, светлый, звонкий, “переливчатый” колорит звучания - необходимое условие, определяемое сюжетом. Важно и то, что такой орнамент чаще всего имеет инструментальное происхождение - виртуозные трели и стремительные пассажи “представляют” флейту - участницу пасторальных событий ещё со времён греческих поэтических представлений. Естественно, что имитация прозрачного, отчётливого звука флейты отличается от произнесения “пропетой”, полнозвучной и эмоционально насыщенной мелодии, которая видится некоторым исполнителям фортепианных произведений Гайдна.

Орнамент всегда опирается на метрическую сетку танца, в каждом такте которого - три акцента разной силы тяжести, поскольку на каждую долю приходится реальный или воображаемый “шаг”. Ощущение “очертаний” танца, внутреннего своеобразного “тактирования” должно присутствовать в исполнении - иногда более подчёркнуто, иногда только во внутреннем ощущении характерного метра.

Пример звучащего сквозь орнаментальную “вязь” менуэта - медленная часть Сонаты №34 (2) e-moll (пример №17). Основные, устойчивые “тоны” являются долями менуэтного шага и, одновременно, “опорой” мелких нот орнаментального декора. Авторы большинства “романтизированных” редакций, объединяя “длинными” лигами мотивы и фразы, требуют слитной, “пропетой” мелодической линии. Согласно же авторскому тексту, такая интонационная структура является декором, орнаментом, “украшением основного” и должна артикулироваться соответственно своему назначению.

Украшая менуэтные “шаги”, “скрадывая” цезуры, орнамент способствует большей плавности пластических движений. В результате “реальный” танец , с присущей ему трехдольной основой, исчезает. Возникает новый художественный результат: менуэт как бы присутствует, но только как намёк на нечто возвышенное и недостижимо-идеальное. Пластические знаки и возникающая гамма ассоциаций, связанных с танцем, не “впрямую”, в завуалированной форме способствует созданию определённой атмосферы, образно-эмоциональный картины. Благодаря различным музыкальным и внемузыкальным ассоциациям из реально-предметного мира (литературным, живописным, поэтическим), раскрываются новые стороны музыкальной мысли и эмоции, вызванные самим звучанием музыки.

Интонации, представляющие образы галантного века, “переплавили” пластику внешнего выражения чувств (жесты, поклоны) то, что было принято как норма поведения определённого стиля жизни, быта, общения. Такие “речения” с помощью короткого мотива представляют “галантные” ситуации. Эти ситуации, которые сначала определяют характер танцевальных движений, а затем, с помощью “общезначимых интонаций” - менуэтных “афоризмов” - через ассоциацию с местом действия способны вызвать определённые эмоции и представления о “торжественном и величественном”, “изящном и грациозном”, “непритязательным и простодушным”.

Итак, в клавирных сонатах Гайдна менуэт предстаёт в самых разных обличьях - то помпезно-торжественный, то нежно-меланхоличный. В одних случаях - реальный, “настоящий”, в других - едва уловимый, танец выступает как символ, эмблема прекрасного идеального мира, где без печалей и забот проводят свою жизнь благородные и беспечные герои. Танец как свод законов этикета “кодирует” всю среду “чувствований”, невыразимых ощущений и душевных движений особых людей, “выделяющихся своим образом жизни”.

.  .  .