Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок литературы по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Дата публикации: 2018-06-18 18:57:22
Статью разместил(а):
Иванова Светлана Валерьевна

Урок литературы в 11 классе

«Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина

«Господин из Сан-Франциско»

Автор: Иванова Светлана Валерьевна

ГБОУ "СОШ № 46" Приморского района Санкт-Петербурга

 

Цели урока: раскрыть философское содержание рассказа
                        показать символическое значение художественных деталей
                        показать мастерство писателя в изображении мира господ
                        развивать умение анализировать текст произведения
                        развивать коммуникативные навыки
Использованные технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа),
                         развивающее обучение.

Ход урока

1. Вопросы на выявление восприятия.
Как читался рассказ? Что привлекло ваше внимание в первую очередь? Только ли о господине из Сан-Франциско рассказ? Что, на ваш взгляд, наиболее важно для автора?

2. Вступительное слово учителя: творческая история рассказа.
Уже шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 – весной 1911гг. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912г.  снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913г. полгода провёл на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско». В его произведениях начинает решительно преобладать историософская проблематика. Индивидуальное существование личности, судьба России и – шире – судьбы мировых цивилизаций становятся ведущими темами его творчества.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» появился в печати в 1915 году (первоначальным было название «Смерть на Капри»). Рассказу был предпослан эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», который будет снят Буниным в редакции 1951 года. Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Несмотря на то что Бунин снял этот эпиграф, ощущение катастрофичности пронизывает весь рассказ.

Наряду с философской линией в произведении разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

3. Аналитическое чтение.

Чтение начала рассказа (1-3 абзацы).
Ученики получают предварительное задание: найти слова, по которым можно составить портрет-характеристику главного героя, выводы записать в тетрадь.
- тип миллионера, распоряжающегося чужими судьбами, наживающегося на эксплуатации чужого труда, на слезах людей наёмного труда; его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась;
- не определённая человеческая индивидуальность, а устоявшийся социальный тип миллионера, у него нет имени (обезличенность, отсутствие души), вся суть этого человека заключается в том, что он господин, и он упивается своим положением;
- корыстные намерения (относительно дочери);
- план отдыха – это череда бездуховных услад (гонки, рулетка, «любовь молоденьких неаполитанок») – никакого благородства, никакого рыцарства – одно чревоугодие и плотские наслаждения на уме;
в планы господина входит и знакомство с памятниками старины, и посещение храмов, но это лишь следование моде, сложившейся среди людей его круга.
После самостоятельной работы в тетради учащиеся озвучивают свои выводы, дополняют свои ответы в тетради.

4. Исследование текста.
Проанализируйте  часть рассказа, посвящённую описанию жизни на пароходе. Как Бунин изобразил высшее общество? (устные ответы учащихся: чтение цитат и комментирование)
Основное действие разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. Она предстаёт обществом, разделённым на верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно, праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», много, но куда больше – «великое множество» - тех, кто работает на них в поварских, судомойнях, у «исполинских топок».

Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение», господа во фраках и смокингах, дамы в богатых туалетах и «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Пароход является своего рода моделью человеческого общества, его палубы и трюмы – слои этого общества. Жизнь богачей обозначается длиннейшим неопределённо-личным предложением, занимающим почти страницу: «вставали рано, пили кофе….», что подчёркивает обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально. Символом ненатуральности, искусственности этого общества становится изящная пара, изображавшая влюблённых и нанятая «Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».

Как Бунин, рассказывая о жизни на теплоходе,  вводит мотив тревоги, возмездия, готовит читателя к тому, что расплата неминуема?

Во-первых, символом общества воспринимается океанский теплоход со значимым названием «Атлантида».  Атлантида - затонувший мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей под натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником».

Во-вторых, океан за бортом «Атлантиды» Бунин изображает грозной, неукротимой силой стихии («Океан, ходивший за стенами, был страшен…»), океан становится символом силы природы, противостоящей цивилизации. Но пассажиры этого гигантского парохода не замечают того, что за бортом («…но о нём не думали…»), не чувствуют надвигающейся беды. Можно сказать, что автор использует кинематографический приём: сначала камера скользит по палубам корабля, демонстрирует богатое убранство, детали, подчёркивающие роскошь, основательность, прочность и надёжность корабля.  Затем камера удаляется от парохода до тех пор, пока он не становится похож на ореховую скорлупку в огромном бушующем океане, поэтому прочность и надёжность парохода становится мнимой.

Обратите внимание на лексику, которую использует автор, описывая жизнь на корабле. Найдите слова, говорящие о предстоящей катастрофе. (утроба судна, исполинские топки, девятый круг, адская мрачность, знойные недра преисподней). Эти слова воспринимаются как предупреждение о расплате за праздную жизнь богачей, как проклятье, нависшее над господами.

5. Аналитическое чтение.
Насколько успешно начал реализовываться план отдыха господина из Сан-Франциско?
Жизнь в Неаполе: читаем фрагмент и отвечаем на вопросы.
Какими словами Бунин показывает, какое впечатление произвели памятники древности на господина?  Как это дополняет характеристику главного героя?  В чём сказывается авторская ирония?
Кто был главным виновником нереализованных планов господина?

6. Пребывание героя на острове Капри.
Работа по группам: каждая группа получает задание, 5 минут каждый учащийся обдумывает ответ самостоятельно, анализируя текст; затем идёт обсуждение в группе, учащиеся вырабатывают общий ответ.

Задание 1-ой группе.
Замедленное повествование, тщательное, детальное описание дня на Капри, подготовка к ужину. С какой целью Бунин так подробно останавливается на торжественном одевании к ужину?
Торжественное одевание к ужину совершается таким образом, будто человек готовится к венцу, т.е. к самой вершине своей жизни. Бунин подчёркивает духовную убогость, никчёмность таких, как этот господин, если он только и способен на то, чтобы «геройски» обогнать запаздывающую к ужину старуху.

Внимание к художественной детали: «шейная запонка» - проанализируйте этот фрагмент рассказа.
Этот фрагмент показывает, что в ряду хорошо отрепетированных дел и движений, находится что-то, что выбивается из этого стройного, запрограммированного течения жизни, и всё-таки господин  побеждает «с сияющими от напряжения глазами», «весь сизый …» И в эту минуту произносит слова, которые никак не вяжутся с атмосферой всеобщего довольства. «Это ужасно!»- говорит он. Что именно показалось ему ужасным в этом рассчитанном на удовольствия мире, господин , не привыкший задумываться о неприятном, так и не попытался понять.

Задание 2-ой группе.

Проанализируйте сцену смерти. Какие вы можете назвать произведения, где смерть героя описана подробно? Какое значение имеют эти «финалы» для понимания идейного замысла?
Смерть потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Писатель в полной мере использует эстетическую категорию «безобразного», чтобы в нашей памяти навсегда запечатлелась отвратительная картина. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать человека, которого никакое богатство не может спасти от последовавшего после кончины унижения. Писатель «наградил» своего героя такой безобразной смертью, чтобы ещё раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом.
Задание 3-ей группе.
Сопоставьте  2  фрагмента: Как был встречен господин на острове Капри и  как отнеслись окружающие к его смерти.  Оформите записи в тетради сопоставительной таблицей. Сделайте выводы?

Как был встречен на острове Капри?

Как отнеслись окружающие к его смерти?

- окружён вниманием

- лично встречен хозяином

- множество слуг

- лучшие апартаменты

- учтивый, заискивающий тон   обслуживающего персонала, готовность угодить

- полное равнодушие, эгоизм окружающих, нет сострадания, человеческого участия

- самый плохой номер гостиницы

- изменившийся тон хозяина

- ящик из-под содовой

- насмешки слуг

Выступления групп, обсуждение, дополнения.

7. Осмысление прочитанного.
Обратный путь господина.
Начинается обратный путь господина на том же пароходе «Атлантида» - символ движения по замкнутому кругу, символ бессмысленного перемещения в пространстве (кольцевая композиция). Смерть настигла героя внезапно; естественно, что она никак не входила в его планы, а ведь он только начал жить (см.начало рассказа). Чему же оказалась посвященной вся жизнь господина? На что он её потратил? Тело господина находится глубоко в трюме, с верхних палуб его переместили вниз, и никто не знает об этом. Смерть господина никак не повлияла на веселящихся богачей, они продолжают своё беззаботное, бездумное существование. Их не может пробудить к нормальной жизни не только пример одного из них, но даже воспоминание о том, что случилось 2 тысячи лет назад во времена жившего на Капри Тиберия, ставшего символом ничтожности и тленности земного богатства и славы. Человечество навеки запомнило его, но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей». В слове «почему-то» - разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время всё расставляет по местам: даёт бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.

8. Подведение итогов урока.
Смерть господина воспринимается как возмездие.  За что  наказан он и те, кто подобен ему?  
Работа в группе: обсуждение и составление тезисов, тезисы оформляются на альбомном листе, один из группы затем выступает - озвучивает сделанные выводы.
- жизнь за счёт других
- праздность
- недумание, слепота веселящихся пассажиров
- равнодушие, эгоизм
- приоритет материальных ценностей, корысть
- бездуховность

9. Рефлексия.
Что стало для вас «открытием» на уроке? На что не обратили внимание при самостоятельном чтении? Какое ощущение испытываете от того, о чём мы говорили на уроке?

10. Домашнее задание.
Со смертью героя не заканчивается рассказ. Дома подумайте над вопросами:
Какова роль эпизодических героев рассказа – Лоренцо и абруццких горцев?
Что вы могли бы сказать о личности автора этого рассказа? Бунин записал в связи с его завершением в своём дневнике: «Плакал, пиша конец…» Над чем, по-вашему, плакал автор?

.  .  .