Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Система оценки достижения планируемых результатов учащихся по химии

Дата публикации: 2018-06-14 11:13:07
Статью разместил(а):
Воробьева Галина Виктровна

Методы и средства повторения и систематизации знаний учащихся.

Система оценки достижения планируемых результатов по химии

Автор: Воробьева Галина Викторовна

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

 

В процессе обучения химии  важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.

Урок этого типа нацелен на решение двух дидактических задач:

- на проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями ключевых вопросов учебного материала;

- на повторение, коррекцию, более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.

Уроки этого типа стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков, позволяют осознать их системный характер, позволяют раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в нестандартные ситуации.

Уроки обобщения и систематизации знаний обладают особой спецификой. Обычно учитель заранее называет вопросы для повторения, указывает источники, предварительно проводятся беседы, групповые консультации, индивидуальные собеседования. Наиболее распространенными видами уроков обобщения и систематизации знаний являются уроки-дискуссии, уроки-семинары, уроки решения творческих заданий, урок – игра, урок – обзор.

В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам.

Методы:

Проблемный,

Исследовательский,

Объяснительно иллюстративный,

Поисковый;

Частично-поисковые;

индивидуальная работа учащихся. 

Словесный,

Наглядный – опорные схемы «Классификация неорганических веществ», «Электрохимический ряд напряжений металлов», дидактические карточки, таблицы, ПСХЭ.

Видеометод – использование презентации.

Активные методы: а) игровой момент - раскрытие практической значимости темы.

Современные методы обучения должны предполагать переход по схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни».

Приемы систематизации.

Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе избранного принципа.  Ушинский писал о систематизации знаний так: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями». Систематизация знаний в педагогическом словаре означает «составленное из частей, соединение». Метод этот позволяет более продуктивно использовать память, упорядочивает знания учащихся и вместе с тем служит источником новых знаний. Используемые мной приемы систематизации знаний учащихся коротко можно изложить так:

1. Изучение темы я начинаю с обзора, отражающего основное содержание изучаемого материала, для чего составляю план и раскрываю суть и связь каждого пункта плана, показывая их взаимозависимость.

2. При изучении темы (раздела) учащиеся готовят письменные и устные ответы обобщающего характера.

3. С целью систематизации знаний для учащихся составляю дидактический материал  карточки, схемы, таблицы (классификационные, обобщающие, сводные)- так как это является частью  средством  повторения.

4. Проведение уроков с целью обобщения изученного материала (темы, раздела).

Таблицы, схемы.

Таблицы в процессе систематизации знаний играют неоценимую роль. Когда нужно усвоить обширный по объему материал, выделить несколько линий для сопоставления и сравнения отдельных его элементов, учащиеся испытывают затруднения. Частично эти затруднения можно снять при использовании групп демонстраций, кино- и видеофильмов, а также путем составления схем и таблиц. Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать взаимосвязь между изученными фактами и явлениями. При этом схемы и таблицы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся. Например: Систематизация и обобщение знаний по главе «Атомы химических элементов»  повторение темы: Типы химической связи учащимся дается  пустая таблица, они должны её заполнить.

Виды химической связи

Ионная связь

Ковалентная связь

Металлическая связь

неполярная

полярная

Между атомами каких элементов возникает

 

 

 

 

Схема образования

 

 

 

 

Примеры веществ

 

 

 

 

Виды химической связи

Ионная связь

Ковалентная связь

Металлическая связь

неполярная

полярная

Между атомами каких элементов возникает

Типичный металл + типичный неметалл

Между атомами неметаллов с одинаковой электроотрица-тельностью

Между атомами неметаллов с разной электроотрица-тельностью

Между атомами металлов

Схема образования

Na .  + .Cl :

Na+ [:Cl:]-

Н . + .Н

Н : Н

Н .  + .Cl :

ЭО= 2,1       2,8     

Нб+ :Cl: б-

Связь между положительными ионами металлов в кристалличес-кой решетке и отрицательным облаком из свободных электронов

Примеры веществ

NaCl, KBr,CaF2

O2, N2, S, P

Н2О, NO2, CH4

Mg, Fe, Cu, Al 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные сведения  и вспомогательные решения, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке, на экскурсии или во время практической работы выполняют задания с целью накопления знаний.   ДК могут использоваться на сам. работе, во время изложения нового материала, при закреплении и обобщении знаний, на практических  занятиях. Например: Задание: угадайте химический элемент.

1 вариант:

а) 3-й период III группа ______;

б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________;

 

в) 3717 Э ____;

г) 1s22s22p5_______.

2 вариант:

а) 2-й период IV группа ______;

б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________;

 

в) 4019 Э ____;

г) 1s22s22p3_______.

2 задание: Заполните таблицу. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику.

Знак

Название

Число протонов

Число нейтронов

Число электронов

S

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

20

К

 

 

 

 

Задание: Укажите знаком “>”

А) усиление неметаллических свойств:

S

N

O

As Se Br

Si P S

P S Cl

Te

As

Se

Б) усиление металлических свойств:

B

Mg

Be

Mg Al Si

K Ca Se

Na Mg Al

Ga

Sr

Ca

Работа выполняется у доски и в тетрадях учащихся, за правильно выполненное задание вручаются баллы

Задание: Определите виды химической связи в веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Порядковому номеру какого элемента равна сумма этих цифр? Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. Капитан выполняет подсчет (26 - железо).

 

PCl3

N2

H2O

NaCl

Al

MgO

Ионная связь

1

5

1

1

Ковалентная неполярная связь

2

2

6

2

6

Ковалентная полярная связь

7

7

3

7

Металлическая связь

4

8

4

8

8

Тесты в обучении - это специальные задания, по результатам выполнения которых можно судить об уровне знаний и умений учащихся. Тестирование формирует навыки самоконтроля и самокоррекции, способствует активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке. Тест сокращает время проверки и оценки ответа. Задания «по ключу» могут проверять и сами учащиеся. Оценка учащимися своей работы позволит учителю видеть их критическое отношение к своим знаниям. Но, разумеется, окончательные оценки выставляет только учитель. 

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая  текущую  и итоговую оценку результатов деятельности школьников;  оценку деятельности педагогов и школы,  оценку результатов деятельности системы образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: 

- «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

-  «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

- Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основным объектом оценки результатов служат следующие три основные блока:

- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»); понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Я полностью согласна с тем, что традиционная пятибалльная система отметок не является совершенной, так как часто искажает учебную мотивацию, вызывает сомнения по поводу объективности отслеживания динамики успешности ученика. Не формирует в нужной мере оценочной самостоятельности у школьника и повышает тревожность у детей, и кроме того учащиеся всё чаще заинтересованы не в том, чтобы что-то выучить, а в том, чтобы получить хорошие оценки. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на отметку, которая может добиваться нечестными способами, а это приводит к угасанию мотива образовательной деятельности и к деформации развития личности школьника.

 

.  .  .