Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие творческих способностей на кружковых занятиях по литературе

Дата публикации: 2018-06-08 10:26:42
Статью разместил(а):
Уфилина Ольга Ивановна

Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по литературе

Автор: Уфилина Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №18»

 

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Творческое мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящегося человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один – активное включение детей в деятельность творческого характера и развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.

Чем больше содержание уроков и внеклассных занятий  отвечает интересам детей, чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определятся тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В чем заключается процесс развития творческих способностей в процессе организации кружковых занятий по литературе?

Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания?

Задача руководителя – направлять  творческий процесс. Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по  результатам.

 

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе.

Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обучение, основой которого является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе. Проблемное обучение предполагает проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация процессов его мышления. Проблемное задание – это задание практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос – это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения учебного задания.

Для реализации путей развития творческих способностей мы должны таким образом организовать кружковые занятия, чтобы учащиеся постоянно находились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определить понятия.

Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия. Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми  является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о литературе, развитие творческих способностей.

Основная задача кружка по литературе – это развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности, развитию художественного вкуса, формирование у учащихся интереса к  художественной литературе, понимание ее роли в жизни народа.

Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

воспитать у учащихся интерес  к предмету;

развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

научить использовать выразительные возможности языка;

сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных журналов.

 Вот, например, как ученицы 5а класса используют полученный опыт работы на занятиях кружка и в то же время выражают свою индивидуальность. Их сборник  носит название  «Терекрут» - это журнал для их ровесников, в котором содержится проза и поэзия.   Работа Терениной Е и Крутиковой Марии «Мы – писатели» представляет собой сборник авторской прозы и поэзии. Они  ставят перед собой цель – развитие интереса подростков  к книгам. В этом им помогает авторский сборник, который они назвали «Терекрут», что значит литературный псевдоним Теренина+Крутикова.

В сборнике представлены стихи для детей и о детях. Доказательством их серьезных намерений воздействовать на души читателей является тот факт, что,  несмотря на разнообразную тематику, все стихи имеют морально-воспитательное значение. В некоторых стихах мораль выделена отдельно, как в баснях («Врун»), в других мораль читается в подтексте. Причем звучат морально-этические назидания в ненавязчивой, часто юмористической форме. О себе ученицы заявляют, что любят юмор. Действительно, они умело используют юмор и  иронию в своих стихах.

Не меньшей удачей можно считать  авторскую прозу. Можно отметить внимательность юных писательниц, глубину рассматриваемых проблем, несмотря на обычность и бесхитростность тематики рассказов («Веселое происшествие»). Рассказы поражают легкостью и виртуозной манерой письма. Чувствуется авторский стиль, который, конечно же, еще не сформировался, но имеет хорошую тенденцию к росту таланта.

Авторами  проведена серьёзная творческая  работа. Они   на основе своего авторского  материала рассматривают роль чтения в жизни человека, доказывая, что чтение – вещь полезная и имеет место быть в детском воспитании. Сверстники читают произведения юных авторов и с уважением относятся к их творчеству.

Теренина Екатерина

Марьяшка.

Как-то девочке Марьяшке

Повстречался мальчик Яшка.

И красив он, и пригож,

В общем, для Марьяшки гож.

Девочка с ума всё сходит,

Как она по Яшке сохнет.

Но случилось как-то раз

Наблюдать Марьяшке,

Сколько совершил проказ

Любимец её Яшка.

И подрался в классе он,

Говорят: “Задира “!

Как подножки ставит он,

Как боятся все его,

Плохого командира.

И Марьяшка поняла:

Хуже, нет, друзья, когда

Ошибёшься в ком-то.

Может, он лицом пригож,

А в делах не так хорош,

Командир-задира. 

Врун.

Крутикова Мария.

-Как не хочу ходить я в школу!-

Сидит и ноет ученик.

На парте и тетрадь, и ручка,

Но он работать не привык.

 

«Наверно, хорошо всем тем,

Кто дома стонет и болеет!

А я сижу, такой больной!

И ручка, и тетрадь передо мной,

А мне писать не хочется!

Прям плакать сильно хочется!

Вот притворюсь больным я дома,

И напущу большого ора,

Что у меня живот болит,

Пусть приезжает Айболит!

Пусть чай горячий подают,

Пускай температуру мне собьют!»

 

Он так и сделал,

Дома

Он напустил большого ора,

Сказал, что у него живот болит,

И приказал, чтоб Айболит

Приехал сам его лечить.

Вот мама в скорую звонит,

И к ним приходит Айболит.

 

-Где болит? Что болит?

Строго доктор говорит.

И я понял, что враньё,

Не возьмёт оно своё.

Кто-никто, а Айболит!

Пальцем мне он погрозит!

Доктор надо мной стоит,

А сердечко так стучит.

 

“Всё!-подумал я.-Конец!

Признавайся, удалец!”

Совесть мучила меня,

Но продолжал молчать я,

Плакать сильно хочется,

А боюсь сказать,

Вот пришлось помучиться,

Пришлось и помолчать

Всё!!!

Я сдержаться не могу,

Быстро, быстро я шепчу:

-Не хочу уколов я,

Не болею вовсе я,

Ну, плохой я, разгильдяй,

В самом деле негодяй…

Что до этого сказал,

Это всё я вам

                 Наврал…

                              Мораль

Так бывает, если вы

В школу не хотите,

Ложь—плохая помощь вам,

Со стыда сгорите.

 

Модница.

Крутикова Мария

Моя подружка—модница

Модница-сковородница,

Красиво одевается -

Какая же красавица!

Косметика дороже,

Чем загородный дом,

Одежду выбирает

«Шанель», «Герлен»,

«Диор».

В математике она

Совершенно не сильна.

В дневнике одни лишь двойки,

Но зато четыре плойки.

Мораль моя ясна для всех,

Кого в учёбе ждёт успех:

По одеженьке встречают,

По уму всех провожают.

 

Из рассказов про Мусю.

Крутикова Мария

Летом у меня появился котенок. Пушистого комочка я назвала кошечкой Мусей. Она была очень маленькая, слабая и беззащитная, ей всего 4 месяца.

            Однажды Муся осталась одна дома. Бабушке надо было уехать по делам. Мусе положили еды на ночь, оставили лоток, и мы уехали. В деревне осталась бабушкина сестра. Она и обещала заботиться о Мусе. Но бабушкина сестра жила напротив дома бабушки, и поэтому мы закрыли Мусю, а бабушкина сестра обещала нам, что утром придет и покормит котеночка.

            На следующий день, в обед, приехала бабушка. Когда она зашла в дом, она поразилась! В лотке Муси все было уставлено кучками. Бабушка осмотрела каждый уголок дома. Все было чисто.

- Муся! Какая же ты умная кошечка! – сказала пораженная бабушка.

- Мяу! Я такая! – ответила Муся.

- Хочешь кушать? Пойдем. Я как раз вкусного корма привезла. – сказала бабушка.

- Мяу! Как вкусно! – ответила Муся, кушая корм.

            Вот какая умная Муся появилась в доме у бабушки.

Муся знакомится с игрушкой.

Крутикова Мария

Однажды моей двоюродной сестре Кате подарили игрушку с электронным механизмом. Пони. Она фиолетового цвета, танцует, издаёт звуки, а когда танцует, шевелит хвостом.

            Мусе она сразу какой-то подозрительной показалась. И вот мы с моим братишкой Максимом и Катей решили дать поиграть с этой игрушкой Муське. Мы включили эту пони, отошли к двери и стали смотреть, что будет делать Муська. Она сразу шмыгнула под кровать и начала караулить. А когда пони начала издавать звуки, то Муська выскочила и хлоп лапой по пони! Та упала и вертится на месте, а Муська смотрит на нее и будто спрашивает: « А чего она упала? Она что, каши мало кушает?!».

 

Веселое происшествие.

 Теренина Екатерина

Однажды, прогуливаясь по парку, я увидела нечто интересное. Но расскажу всё по порядку.

            Сначала я сидела на скамейке и слушала музыку через плеер. Вдруг  почувствовала, что за мной кто-то следит. Встревожившись, я обернулась

и увидела стайку воробьёв! Это они шуршали за моей спиной, да так громко, что я даже через наушники услышала.

            Я выключила плеер и стала наблюдать за птицами. Стайка сидела на кусте, как-то странно копошась. Ими  будто овладела тревога и настороженность. Такое поведение было не похоже на обычных беззаботных воробушков.

            И вдруг прилетел он... Ворон. Если честно, я сначала подумала, что это черный пакет для мусора летит. Потом  я уже различила крылья и клюв. Ворон прекрасно спланировал на куст, заставив моих воробьёв испугаться и улететь.

            Я, возмущённая наглым и эгоистичным отношением ворона, собралась уже его спугнуть, как тут из-за ближайшего дерева выпрыгнул кот. Он был очень красивый, чёрный, с белой мордочкой, белыми носочками и длинными-длинными усами. Ворон поскорее перелетел на верхушку куста. Между прочим, куст был далеко не маленький, и достаточно высокий, чтобы кот не достал ворона. Сначала кот пытался прыгнуть до ворона. В это время ворон спокойно чистил крылья, вообще не обращал внимания на кота.

            Тогда кот прибегнул к тактике: «Помяукай и ворон прилетит к тебе». К счастью, у кота был мягкий голос, а не скрипучий и ноющий. Честное слово, у некоторых людей голос хуже, чем у этого кота. Долгие пятнадцать минут кот мяукал и мяукал. А ворону, похоже, было наплевать. Он  только сидел, чистил крылья и изредка покрикивал. Я потихоньку уже начала смеяться. Это было правда смешно! Представьте себе такую картину: кот мяукает красивым, чистым «мяу», а ворон ему подпевает чуть хриплым и осипшим «кар!». Получался такой кошачье-птичий концерт.

            Коту этот концерт похоже уже надоел, и он решился на другую тактику. Её название « Если с другом буду я, а ворон без друга». Кот куда-то ушёл, аи ворон обрадовался: кот же ушёл. Он собирался уже улететь из своей ловушки, как откуда ни возьмись выбежал кот. Но не один, а с другом. Другой кот был не такой красивый, а рыжий и наглый. Стукнул лапой другого кота и начал прыгать на ворона. Потом тоже устал и сел.

            И они начали прыгать с двух сторон на ворона. Устали, начали трясти куст. Тут я уже смеялась в полный голос. Ворон немного встревоженный, перелетел на дерево. И сделал огромную ошибку. Коты начали забираться по дереву с двух сторон. Ворону это надоело, и он улетел. Коты спустились озадаченными, вздохнули и пошли обратно к кусту. Посидели возле него, уже успели поссориться. Виноват, кстати, рыжий. Убежали.

            Домой я пошла, всё ещё смеясь, и не пожалела, что вышла на улицу.

.  .  .