Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогическая мастерская как технология творческого развития учащихся

Дата публикации: 2018-05-30 00:33:47
Статью разместил(а):
Дубоносова Анджелика Викторовна

Педагогическая мастерская как технология творческого развития учащихся

Автор: Дубоносова Анджелика Викторовна

МКОУ «Шварцевский центр образования»

 

I. Исторический контекст возникновения и становления опыта.

Вопрос о характере обучения, о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе, остро стоял всегда.

На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть сферу образования. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной жизни социума. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться  в любом обществе. Таким образом, перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых практических навыков и компетенций, включая умение учиться.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий (УУД) в образовательной деятельности.

Под универсальными учебными действиями понимаются обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [1] 

Формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с особенностями и спецификой учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, и на сегодняшний день учителю предстоит отойти от традиционного урока, на котором знания передаются от учителя к ученику, а включить самого ученика в образовательную деятельность[2].

Я, как и многие учителя, в своей работе сталкиваюсь с низкой мотивацией учащихся по формированию универсальных учебных действий и активности на уроках. Данную проблему нужно решать через использование таких педагогических технологии, которые предполагают самостоятельное мышление, где ученик имеет возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Ученик становится строителем собственных умений, которые образуются в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий.

Я пришла к выводу, что время требует от учителя новых подходов к организации своей педагогической деятельности, иных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских.

 Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие заключается в двух особенностях мастерской:

1.Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

2.Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися[3].

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе образования, современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте  и в Законе «Об образовании Российской Федерации». 

Изменившиеся цели образовательной деятельности, направленные на развитие личности обучающегося, влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой  ведущим является системно-деятельностный подход, раскрывающийся  технологией педагогических мастерских.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что технология педагогических мастерских - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации образовательной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Она  предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, то есть личностно-ориентированный подход, который стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников.

В последние годы  метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

II. Теоретическое обоснование педагогического опыта.

 Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Основой теоретического обоснования, возникновения и внедрения в практику мастерских как формы обучения, педагогической технологии явилась научная и практическая деятельность педагогов-новаторов «Французской группы нового образования» (ЖФЭН).

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова.

Принципы построения мастерской говорят о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту учителя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, мотивации научно-исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания. 

 Важнейшие принципы: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях[4]:

1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности: отношение учителя к ученику, как к равному себе; самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации; плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

4. Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

 Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры.

Принципы и правила ведения мастерской: 

1. Равенство всех участников, включая мастера.

2. Право каждого на ошибку:  пре­одоление ошибки — путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: оценка заменяется самооценкой и самокоррекци­ей (принципы «педагогики успе­ха»).

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5. Элемент неопределенности, неяс­ности, даже загадочности в заданиях.

6. Диалог – главный принцип взаимодейст­вия.

7. Организация и перестройка реального простран­ства в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Позиция ведущего мастера – это позиция консультанта. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастер­ская или включаются другие необходимые формы работы.

III. Технология инновационного педагогического опыта

Технология педагогических мастерских предполагает своеобразный подход к ребёнку во время обучения – он получает свободное образование и воспитание на положительных примерах через систему малых  групп посредством совместного творчества самого ребёнка и учителя – Мастера.

Цель моего педагогического опыта:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, предметных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий через применение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности технологии педагогических мастерских.

Задачи:

- реализовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в образовательной деятельности для освоения учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников,

-организовать образовательное развивающее пространство, которые позволят учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания,

- сформировать умения обучающихся мыслить раскованно, творчески,

- научить обучающихся публичной презентации результатов своей деятельности,

- формировать коммуникативные УУД для успешной социализации обучающихся. 

 Ведущая идея. Развитие личности ученика как индивидуальности является наиболее эффективными, с моей точки зрения, если происходят через процесс творчества. На уроках-мастерских происходит соотнесение и сравнение учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества», зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений.

На практике я убедилась, что мастерская как локальная технология охватывает часть содержания предмета. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства  для достижения цели, выбор темпа работы и многое другое. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями одноклассников по группе (по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы (пары или личности) объявляется классу.  В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов[5]:

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» — ознакомление с «произведениями» и их обсуждение.

6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, усовершенствование работы самого Мастера.

На различных этапах мастерской мной выбраны определенные методы: 

Этапы Методы
 «Индуктор» Метод ассоциаций (текст, слово, образ, рисунок и т.д.)
 «Работа с материалом» Поисковая деятельность, диалоговый метод, проблемное изложение
 «Разрыв» Мозговой штурм, методы мозговых атак, эвристических задач
 «Творческая работа» Аналитико-синтетический метод
 «Рефлексия» Методы ассоциаций,  дискуссий, проблемных вопросов

На всех этапах уроков русского языка и литературы в соответствии с подаваемым материалом мною используются различные методы, технологии и приёмы работы.

Приёмы: создание ситуации успеха; положительный эмоциональный настрой; рефлексия; создание проблемной ситуации; занимательность; творческая работа; мнемотехника (ассоциативные зацепки); графические ассоциации; коллективная учебная деятельность; приём устного опроса.

Педагогические технологии: традиционная объяснительно-иллюстративная; личностно-ориентированная (педагогическая мастерская,  диалоговая технология, метод проектов, технология развития критического мышления через чтение и письмо); ИКТ; арт-технологии; технология коллективной мыслительной деятельности (творческие группы);

Содержание первого этапа урока: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора.

Так в качестве индуктора при изучении в 5 классе повести Сент-Экзюпери «Маленький принц» мной предлагается следующее задание: «Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы, а вокруг находятся очень важные вещи. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг предметы, ценности, составляющие ваш собственный мир. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?» Данное задание актуализирует личный опыт учащихся. 

Работа с материалом является вторым этапом урока. Вначале происходит исследование проблемы учащимися индивидуально или в группах (соответственно самоконструкции и социоконструкции), создаётся основа для дальнейшего усвоения знаний. А это уже требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи. Приведу несколько примеров самоконструкций и социоконструкций из мастерских, проводимых мною.

Это может быть путешествие в страну Маленького Принца, в ходе которого предлагается ответить на вопросы: Что он любит? Что представляет его планета? Какие правила он соблюдает?  

Необычны самоконструкция и социоконструкция на уроке – мастерской при изучении стихотворных произведений по теме «Русские поэты 19 века о родной природе» (8 класс). После ознакомления со стихотворениями ученикам можно предложить создать в группах пластическую или живописную картину, где идёт прочтение выбранного лирического произведения. Самоконструкция плавно перетекает в социоконструкцию.

Третьим этапом урока является разрыв.

Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания, вступающие в конфликт с прежними. Задача учителя – создание проблемного поля.

«Разрывом» в мастерской «Сказка «Спящая царевна В.А. Жуковского» является конструирование таблицы со словами (+) и (-) по тексту с событий со знаками «плюс» и «минус». На данном этапе происходит столкновение старых знаний с новыми.

После знакомства и переработки новых знаний ребята переходят к творческой работе.

Четвёртый этап – творческая работа.

Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. 

Создание текста происходит следующим образом: используя все выбранные слова (полученные в результате всех этапов отбора), каждый составляет текст; сочетание проводится с выбором и использованием ключевого слова – доминанты.

Составленные тексты предлагаются участникам и прочитываются вслух. Обычно это делаю я сама. Идёт процесс самооценки, рождается радость встречи со словом, вымыслом другого. Всё это постепенно перерастает в желание понять, как он работали, чтобы затем выработать собственную манеру в диалектическом единстве чтение – письмо.

Эти «маленькие» сочинения, которые создаются в течение 15-20 минут, формируют не только навык письма, они заставляют работать воображение, дают эмоциональный всплеск, и каждый, выбирая свои собственные слова и чувства, создаёт уникальное произведение. Потом, когда надо будет написать «большое» сочинение, они, как мозаика, каждое найдёт своё место в итоговой работе.

К творческой работе необходимо «подводить» учащегося в течение всего урока. Урок по повести «Маленький принц»: «Как вы думаете, почему сказка так печальна? О чем печалится Экзюпери? Какой вы представляете себе планету Добра и Любви? Попробуйте создать её в рисунке, в плакате, в музыке или расскажите о ней в стихотворении, в сочинении–миниатюре, в письме к Маленькому Принцу или автору».

5 этап - рефлексия.  Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама, и другие.

На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Подводя итоги урока, учащиеся размышляют над предложенными вопросами (Что было важно в сегодняшней встрече? Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились? и др.), составляют синквейны.

Примером творческих мастерских могут быть уроки русского языка при изучении раздела «Культура речи». Учащимся даётся текст для комплексного анализа. Школьники работают с текстом: выделяют ключевые слова, понятия, определяют стиль и тип речи, тему, основную мысль, анализируют лексические, фонетические, морфологические и синтаксические средства, используемые автором. При анализе текста определённой тематики  в группах можно использовать следующие приемы: запись слов-ассоциаций по данной теме;  распространение текста  определениями или другими словами так, чтобы получились словосочетания; запись определений понятий, создание небольшого текста с выражением своего отношения к содержанию, выделение основной мысли и составление вопросов к уже готовым текстам такой же тематики, выделение микротем, запись плана текста, создание рисунков, их характеристика, и как итог урока, сочинение, возможно, в форме письма. Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

IV. Результативность

Применение технологии педагогических мастерских в работе на уроках русского языка и литературы  способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе учеников, стимулирует желание самосовершенствоваться.

На уроках-мастерских большая роль отводится самооценке учащихся.  

Учащиеся творчески относятся к своей деятельности, и их работы публикуются в различных изданиях и сборниках региональных и всероссийских.  

Таким образом, технология педагогических мастерских стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников. 

V. Адресная направленность

Накопленный  опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, преподающими по любой программе. Технология педагогических мастерских может применяться на обобщающих уроках и уроках развития речи. 

Свой опыт работы я представила на школьных педагогических советах и методических объединениях. Мои методические разработки и работы моих учеников размешены на личном сайте. Моя методическая система доступна и открыта для изучения и внедрения педагогами в свою деятельность.

VI.  Трудоемкость

Чтобы овладеть данной техникой педагогической деятельности, на мой взгляд,  учителю - мастеру нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися.

При подготовке мастерской необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость.

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136.

2. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М., 1990.

4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская.

5. Н.В. Пантелеева «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы  в 5-6 классах».

6. Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014

8. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

9. Селевко Т. К. Альтернативные технологии.- Москва, 2006 г.

10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70.

11. Фиалковская В.П. Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и  литературы  как совместный процесс творчества учителя и ученика.

12. Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293:

[1] Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014
[2] Н.В. Пантелеева «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы  в 5-6 классах»
[3] И.А. Мухина. Что такое педагогическая мастерская.
[4] . Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136.
[5] Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70.

.  .  .