Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся
Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся
Авторы: Филоненко Маргарита Владимировна
и Шаповалова Татьяна Анатольевна
МБОУ «Лицей № 10», Белгород
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль и внимание школьников.
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащихся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту. Внимание – это главное условие для дисциплинированности, организованности умственной работы, которое необходимо развивать с помощью специальных упражнений и игровой деятельности.
Использование на уроках игровой деятельности обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.
Одним из видов игровой деятельности являются дидактические игры. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную раскраску в учебную работу, снимает утомление, развивает чувство соревнования.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования дидактических игр для развития внимания школьников в процессе обучения.