Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока "Развитие ядерной энергетики в мире и её последствия"

Дата публикации: 2018-05-28 11:17:54
Статью разместил(а):
Яковченко Ирина Владимировна

Конспект урока

«Развитие ядерной энергетики в мире и её последствия»

Автор: Яковченко Ирина Владимировна

МОУ «Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда»

 

Введение

В условиях модернизации  российского образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возрастает  роль  педагога.

На современном этапе развития общества, важнейшая задача  учителя, преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь самостоятельно находить и использовать необходимые знания

Творчески работающий учитель постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы учащимся  было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.

Развитие у учащихся интереса к физике, развитие творческих способностей каждого должно быть целью  работы учителя.

Основные факторы, влияющие на мотивацию учебной деятельности учащихся можно подразделить на три группы:

  1. Социально-экономические: демографические характеристики – экономическое состояние семьи, социально – экономический статус. Культурный уровень семьи.
  2. Социально-психологические: обстановка в группе, влияния преподавателя и сверстников, внегимназическая активность.
  3. Индивидуальные: образовательный статус учащихся, оценка учащимися собственных достижений, их мнение о факторах успеха.

Возрастные предпосылки способностей учащихся, определяющие выбор методики организации урока:

  1. Готовность к рассуждениям.
  2. Возрастная самостоятельность.
  3. Работа анализирующей мысли.
  4. Предрасположенность к самосовершенствованию.

Основные принципы творческой работы на уроках физики:

  1. Включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую.
  2. Научить переносить знания и навыки на новые формы учебной работы.
  3. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Эффективность социализации обучающихся гимназии зависит от эффективности процесса обучения. Процесс обучения складывается из деятельности учения и преподавания. Результатом воспитания в процессе обучения являются мировоззрение, фонд коммуникативных умений, патриотическое воспитание.

Нестандартный подход к обучению на уроках физики дает возможность обучающимся гимназии наиболее плотно выразить свою индивидуальность в микроклимате группы. 

Для того, чтобы  «пробудить» ученика, преодолеть в нем безразличие к процессу обучения, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни учащегося.

Для осуществления поставленных задач учитель использует занимательное изложение учебного материала,   фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомит учащихся с достижениями современной науки и техники.

Наибольший интерес у учащихся вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. К ним  относятся нетрадиционные уроки: работа с кейсом, урок-экспертиза, урок-соревнование, урок-ролевая игра, урок-суд, урок-дискуссия, урок-зачет, урок-лекция, урок- семинар, урок – пресс-конференция, урок конференция. 

Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учащихся по изучению большой темы курса физики.

Учащиеся учатся самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед большой аудиторией, получают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, подбирать таблицы, схемы, графики, воспитывают ответственность перед группой, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой материал.

Ушедший ХХ век можно смело называть веком величайших открытий в физике. Именно в это время зародилась квантовая теория и теория относительности, которые буквально перевернули наши представления о мире. Были открыты нейтрон, позитрон и кварк. Теперь известно о таких явлениях как сверхпроводимость и сверхтекучесть. Появились новые направления: физика высоких энергий, высоких давлений, высоких и низких температур и множество других. Получили практическое применение производство, передача и использование электроэнергии, знания о строении атома и атомного ядра в жизнедеятельности человека. Сегодняшний день науки фактически определяет завтрашний день человечества.

Материал темы «Ядерная энергетика» изучается в конце главы «Атомное ядро и элементарные частицы» по учебнику  «Физика-11» , Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик.

 

План урока по теме:

«Развитие ядерной энергетики в мире и её последствия»

Цели урока:

Обучающая:      

Учащиеся должны уметь:

- Систематизировать материал по теме « Атом и атомное ядро»;

-       Раскрыть роль физики в развитии техники, использовать материалы научно-популярной и документальной литературы в раскрытии физических явлений и понятий; 

Воспитательная

-  способствовать развитию познавательного интереса,

- воспитанию гражданского долга и ответственности за будущее человечества,

-     продолжить формирование научного мировоззрения. 

Развивающая

 

создать условия для совершенствования навыков самостоятельности суждений, для развития речи и мышления. 

Оборудование

 

Запись 1 концерта П.И. Чайковского и песни Островского «Пусть всегда будет солнце», лозунги, учебные принадлежности, таблицы, плакаты, мультимедийный проектор,  ПК 

Тип урока:  повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-конференция

Оформление кабинета

Плакаты и лозунги развешены на стенах.

-        Атом не должен служить войне

-        Пусть атом будет рабочим, а не солдатом.

-        Охрана природы - дело не только нужное, но и выгодное.

-        Охранять природу - значить охранять Родину.

-        Здоровый нищий счастливее здорового короля.

-        Радиация: что мы о ней знаем?!

Таблицы:

Использование атомной энергии

Атом на службе мира

Ядерный реактор

Подготовка к конференции: 

Учащиеся заранее готовятся по следующим вопросам темы: 

1. Использование атомной энергетики в военных целях

2. Получение электрической энергии.

3. Использование атомной энергии в народном хозяйстве:

1)   Промышленность;

2)   Сельское хозяйство;

3)   Транспорт;

4)   Медицина;

4.   Проблемы радиоактивных  отходов.

5. Авария на Чернобыле: трагедия устами очевидцев.

1)      Воспоминания писателя Ю. Щербака.

2)      Воспоминания жены участника ликвидации аварии.

         (С. Алексиевич «Чернобыльская молитва»)

Вначале урока звучит фрагмент 1 концерта Чайковского – 2 мин.  

На доске записана тема урока, план работы, начерчена таблица, которую учащиеся должны будут заполнить в течении урока.

Стоит или нет развивать атомную энергетику?

Против 

    За     

   

 

План урока - конференции:

  1. Организационный этап. (1 мин.)
  2. Актуализации знаний и постановки целей и задач занятия. (2 мин.)
  3. Вступительное слово преподавателя. (7 мин.)
  4. Краткие сообщения студентов. (18 мин.)
  5. Домашнее задание. (2 мин.)
  6. Итог занятия. (5 мин.)
  7. Рефлексия. (5 мин.)

Ход урока

1.             Организационный этап.  

Здравствуйте! Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Данное занятие позволяет формировать определенную гражданскую позицию учащихся, когда они могут аргументировано отстаивать свою точку зрения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

2.             Этап актуализации знаний. 

Тема нашего занятия - «Развитие атомной  в мире и её последствия». На нем мы постараемся обобщить и закрепить знания по теме, расширить ваше представление об атоме и атомной энергетике, вспомним выдающихся ученых и их открытиях в этой области; о связи различных предметов с физикой.

Изучение нового материала проводится в форме проблемной конференции. По опережающим заданиям учащиеся в группах подобрали материал и подготовили презентации по предложенным вопросам

На столах приготовлены листы с вопросами для составления краткого конспекта материала урока. По ходу выступлений представителей групп каждый ученик записывает в этих листах ответы на поставленные вопросы.

Вопросы для составления конспекта.

1.    В связи с каким событиями возникли сомнения в необходимости развития атомной энергетики?

2.    В связи с чем возникла необходимость поиска новых источников энергии?

3.    Какую дату считают датой рождения атомной энергетики нашей страны?

4.    Какая АЭС является крупнейшим производителем энергии в России?

5.    Какие виды АЭС можно считать экологически чистыми?

6.    Каковы три принципиальные проблемы атомной энергетики?

7.    Какая международная организация занимается решением проблем атомной энергетики? Когда она создана?

8.    Как можно обезвреживать радиоактивные отходы?

 

3.      Вступительное слово преподавателя.

Энергетика – эта отрасль промышленности и народного хозяйства, занимающаяся получением, передачей, преобразованием и рациональным использованием энергии. От нее зависит состояние экономики любой страны. Сегодня проблема энергоснабжения стала одной из приоритетных.  

Постигая законы природы, и используя, научно-технический прогресс, в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Современному человеку все под силу. Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону – возрастает ущерб, наносимый природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительная для водной флоры и фауны пленки нефти, все меньше остается лесов, некоторые виды техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время как, никогда раньше, приобретают важность нравственные аспекты использование природных ресурсов. Вопросы экологии, разумного, бережного отношения человека к природе – среде своего обитания.

Долгое время ядерная энергия была скрыта от человека. Но человек любопытен! Ему всегда нужно знать то, что пока неизвестно. Всегда нужно больше, чем у него есть. И он неустанно ищет новое, ищет всюду!

Если использовать ядерную энергию разумно и осторожно, то с ее помощью можно решить энергетические проблемы Земли: заменить традиционное топливо принципиально новым – компактным, бездымным и, что особенно важно, практически неисчерпаемым.

К сожалению, силы, заключенные в ядре, сначала были обращены во зло, а лишь затем – во благо. Это научило людей сдержанно относиться к возможностям ядерной энергии. После трагедии Хиросимы и Нагасаки миллионы людей осознали чудовищную силу атомного излучения, и наступил своего рода шок. А когда весь мир потрясла катастрофа на Чернобыльской АЭС, равнодушных уже не было, атомная энергетика приобрела яростных противников. Все это и сейчас мешает видеть в атомной энергии, которая освоена и служит нам много лет, благотворную силу.

4.             Краткие сообщения учащихся.

5.             Итог урока. 

Выводы: стоит или нет развивать атомную энергетику?

Проблемная беседа по поставленному вопросу с формулировкой общего вывода, в котором заключается ответ на вопрос, поставленный к уроку в целом.

Против 

За 

  1. Вред, приносимый окружающей среде в результате работы атомных реакторов
  2. Воздействие радиации на человека в результате проводимых медицинских исследований
  3. Появление трансгенных продуктов, выведенных при помощи радиации.
  4. Создание ядерного оружия, приведшее к большому количеству человеческих жертв.
  5. Влияние радиации на наследственность.
  6. Отставание в развитии средств защиты от радиации.
  7. Проблема утилизации радиоактивных отходов.
  8. Огромное влияние человеческого фактора на безопасность большого количества людей.

1.    Более экологически безопасный вид энергии, чем тепловые ЭС. 

2.    Возможность проводить исследования, недоступные при использовании других методов. 

3.    Увеличение урожайности, что особо актуально во многих районах земного шара. 

4.     Выведение новых видов. 

5.    Появление новых разработок в области, занимающейся средствами защиты. 

6.    Появление новых разработок для хранения и утилизации отходов. 

Вывод:

Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев, положительное в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергии, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед. А главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

6.      Домашнее задание:

1.      Учебник  «Физика -11» Л.Э. Генденштейн,  

2.      Придумайте загадки, кроссворды или ребусы по данной теме 

 

7.      Рефлексия.

Преподаватель:

1)      Понравилась ли вам конференция?

2)      Что знали вы по данной теме?

3)      Что узнали нового по данной теме?

4)      Какое настроение?

Пожелания учеников для проведения последующих уроков.

В конце урока звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

 

Заключение.

Техника и технология нынешнего времени, основанные на новейших достижениях науки, требуют особого, бдительного отношения к себе.  Ныне, каждый должен отчетливо понимать опасность, которая исходит от техники при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с нею.

В данной разработке представлены возможности использования ИКТ на уроках физики, межпредметных связей с историей, географией, краеведением, ОБЖ.

Задачи, содержание, примерный план конференции и время ее проведения определяется при составлении тематического плана. При распределении докладов учитывается индивидуальные особенности учащихся: их склонности, интересы, способности. Рекомендуется учащимся научно-популярная литература, надо обратить  внимание на основные вопросы, в целях избегания повторений в докладах, они должны  говорить четко, выразительно, не спешить, предоставляя возможность другим учащимся разобраться в сути вопроса.

Важнейшей задачей учителя на уроке-конференции является привлечение учащихся к активному слушанию докладов и их сознательному восприятию. С этой целью следует предложить учащимся по ходу урока заполнять таблицу, искать ответы на предложенные вопросы, критически оценивать выступления одногруппников.

В конце урока-конференции следует подвести итоги, отметить работу учащихся, выслушать их мнение. Если ход конференции продуман, тщательно подготовлен, то учащиеся  на вопросы: «Что нового, полезного Вы узнали из конференции? Что особенно не понравилось? Ваше мнение о конференции?» ответят: «Все ребята добросовестно подготовились. Хотелось, что бы такие мероприятия проводились чаще для нашего развития. Хорошо усваивается тема».

Цели урока-конференции: способствовать формированию современной личности, развивать интеллектуальные, организационные, коммуникативные, сенсорные способности, графические и экологические знания и умения; воспитывать трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решения.

Анализируя опыт проведения нестандартных уроков физики, можно сделать вывод, что обучающиеся успешно раскрывают свой потенциал и становятся более коммуникабельными и социально адаптированными, у них пробуждается интерес и положительная мотивация к обучению.

 

Литература:

1. Сиборг Г., Корлисс У. Человек и атом (пер. с англ. М.: Мир), 2005.

2. Юдасин Л.С. Энергетика: проблемы и надежды: Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 2008.

3. Журналы «Физика в школе» 1996. №2., 1993 №5,6

4.  Петросьянц Ф.М.   Атом не должен служить войне  Книга для дополнительного  чтения, М Просвещение, 2002.

.  .  .