Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сценарий урока "Мягкие и твердые согласные"

Дата публикации: 2018-05-25 09:53:44
Статью разместил(а):
Орлова Анжелика Анатольевна

Сценарий урока по обучению грамоте

"Твердые и мягкие согласные звуки"

Автор: Орлова Анжелика Анатольевна

МОУ «СОШ п. Нариманово»

 

Предмет: Обучение грамоте. ОС «Гармония».

Класс: 1.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели:

Содержательная: сформировать умение выделять отдельные звуки, характеризовать их как парные или непарные по твердости-мягкости; моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику; способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу,

Деятельностная: 

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную.

Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять способы взаимной помощи партнеру по общению.

Регулятивные УУД: выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи. Контролировать и оценивать свои действия.

Личностные УУД: зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения.

Педагогические технологии:

1.      Личностно-ориентированного обучения

2.      Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

3.      Информационно-коммуникационные

 

Оборудование: Букварь 1 класс, авторы  М.Соловейчик, Н.М Бетенькова, тетради учеников, презентация,  схемы звуков букв.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”).

2) Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки (“надо”, “могу”).

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

 

У. Настроенье каково!
Д. Во!
У. Все такого мнения?
Д. Все без исключения!
У. Может Вы уже устали?
Д. Мы с собой таких не брали!
У. Может ляжем отдохнём?
Д. Лучше мы урок начнём!

У. Чтобы урок у нас прошел на «отлично» давайте с вами повторим  «золотые» правила урока.

Д. 1. На уроке нужно говорить по одному: один говорит, остальные внимательно слушают.

2. Если хочешь о чем-то спросить, что-то сказать – подними руку и подожди, пока учитель обратится к тебе.

3. Главное на уроке тишина и ее надо соблюдать.

 

II. Актуализация знаний.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

У. Ребята, отгадайте мою загадку.

Здесь котята – акробаты

Здесь и клоуны – котята.

Через голову – кувырк.

Значит здесь кошачий …

Д. Цирк!

У. Правильно, цирк. Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить?

Д. О цирке.

 

На доске начерчены две схемы предложений.

_______________________ .

_______________________?

У. Вы бывали в цирке?

Выберите ту схему, которая соответствует этому предложению.

Д. Я выберу вторую схему, потому что  вы нас спросили, поэтому в конце должен стоять вопросительный знак.

У. Сегодня мы побываем в цирке.

Подходит ли для этого предложения оставшаяся схема?

Д. Да,  подходит,  потому что  вы его произнесли спокойно, без особых чувств.

У. Откройте тетрадь для печатания и «запишите» это предложение, разделив его на слова. Подчеркните «опасные места».

(Один ученик работает у доски.)

В слове побываем обозначьте слоги и покажите ударный слог.

Дети самостоятельно выполняют работу.Взаимопроверка.

 

III. Постановка учебной задачи.

У. Итак, занавес открывается и на арену выходят артисты .

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех

Только вспомнить остается,

Весельчак тот как зовется?

Д. Клоун.

У. Первыми на арену выходят клоуны Бим и Бом. (Слайд 2)

Проблемная ситуация.

Кто из вас сможет  разгадать кто из них Бим, а кто Бом?

Если дети затрудняются, учитель дает подсказку.

Вслушайтесь в первые звуки слов и рассмотрите значки, укрепленные на одежде клоунов.

Д. В слове Бом первый звук[б]  твердый , а в слове Бим первый звук[б’] мягкий, поэтому слева Бом, а справа – Бим.

У.  Клоуны приготовили задание: отыскать на рисунках вещи, названия которых начинаются как и их имена, с твердого или мягкого согласного звука.

Давайте уточним, какие звуки твердые или мягкие должны быть первыми в словах, называющих вещи Бома (Бима)

Д. Твердые звуки, потому что слово Бом начинается с твердого звука [б], а вещи Бима должны начинаться с мягких  звуков.

Слова: гиря, гантели, скакалка, лейка, торт, тетрадь.

Ответ детей: Бом возьмет гантели, торт и скакалку.

Бим возьмет гирю, лейку и тетрадь.

Проблемная ситуация. 

У. К выступлению готовятся и разные животные. (Слайды 3-6)

А вот дрессировщица вывела своих любимых питомцев. (Слайд 7)

Они будут  показывать свои умения парами. Но пары эти необычные. Дрессировщица доверила зрителям разгадать, по какому признаку она объединила животных, и дала подсказку: надо вслушаться в первые звуки названий животных. Вот одна пара: лев – лошадь.

 

IV. Открытие нового знания.

У. С какого звука начинается слово лев?

Д. С мягкого звука [л’].

У. А слово лошадь?

Д. С твердого звука[л].

У. Проговорим эти звуки  [л] – [л’] .

(дети повторяют за учителем)

У. Вами названа пара звуков: твердый и мягкий. Звуки, составляющие такую пару, ученые договорились называть парными твердыми и мягкими согласными. Пару можно произносить, начиная с любого звука – как с твердого, так и с мягкого.

 

V. Первичное закрепление.

У. Давайте потренируемся, сейчас я буду произносить звук, а вы будете добавлять к нему недостающий звук – твердый или мягкий

[С] - …, [н’] -…,[ б’] -…,[т] -…

Дети договаривают недостающий звук.

У. Вернемся на арену цирка. С кем будет выступать мартышка?

Д. С медведем.

У. Образуйте следующие пары животных.

Д. Зебра – заяц, попугай – пингвин.

У. Какие пары звуков у нас получились?

Д.[ з] – [з’]; [п] – [п’]; [м] – [м’];

У. Ребята, как вы думаете, что могут делать животные, объединенные в пары?

Д. Мартышка поедет верхом на медведе, а заяц на зебре; лев поведет за уздечку лошадь, а попугай сядет против пингвина и будет стараться с ним поговорить.

Физкультминутка.

У. А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Вы будете изображать мартышек, а я буду вашей дрессировщицей.

Выступают «дрессированные мартышки».  Повторяют движения за своей дрессировщицей.

Мы веселые мартышки

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем

Дружно прыгнем к потолку,

Палец поднесем ко рту,

Шире рот откроем.

Как скажу я цифру три –

Все с гримасами замри!

Раз! Два! Три!

Проблемная ситуация.

У. А теперь найдем пару жирафу.

Д. Мы не можем найти ему пару.

У. Случайно ли это? Произнесите слово жираф и выделите в нем первый звук, охарактеризуйте его .

Д.  Жираф. Первый звук [ж]. Согласный твердый.

У. Попробуйте к нему подобрать мягкую пару.

Д. У нас не получается.

У. У вас не получается, потому что  такого звука в русском языке нет: у твердого согласного [ж]нет мягкой пары. Таких твердых звуков – «одиночек» в нашем языке всего три. Найти их нам поможет рисунок в букваре на стр. 49.   ( Слайд 8)

Дети открывают учебник на странице 49. (слайд)

У. Первая схема сообщает, где эти звуки искать в словах, а первый рисунок подсказывает сами слова.

Кого вы видите на картинке?

Д. Жонглера.

У. Жонглером быть довольно трудно

    Порой приходится не спать,

    Лишь для того, чтобы на утро

    Трюк новый людям показать.

 Что подбрасывает жонглер?

Д. Шары и цветы.

У. Если назовете первые согласные звуки трех произнесенных слов. То получите три твердых звука- «одиночки», у которых нет мягких пар.

Д. Жонглер – звук [ж]; шары – звук[ ш]; цветы – звук[ ц].

У. Ребята, запомните, что звуки  [ж],[ ш], [ц] –  всегда твердые.

У. А кто нарисован справа от жонглера?

Д. Фокусник.

У. В цилиндре, величавый,

Плащ звездами расшит,

И огонек лукавый

В глазах его горит.

 Он для вас тоже приготовил сюрприз. Фокусник предлагает отыскать в русском языке три других звука – «одиночки» - мягких, у которых нет, наоборот, твердых пар. Снова нам подскажет схема,  за каким звуком надо наблюдать, а картинка подскажет слова.

Что лежит около ног фокусника?

Д. Мяч.

У. Какой звук вы слышите в конце слова?

Д. Согласный мягкий [ч’]

У. Во что одет фокусник?

Д. В плащ. На конце мы слышим согласный мягкий [щ’].

У. Каким цветом у него плащ?

Д. Синий. На конце  согласный мягкий [й’].

 

V. Первичное закрепление.

У.Давайте хором проговорим каждую группу звуков «одиночек» .

Д. (хором) [ж, ш, ц ]– согласные твердые; [щ,’ ч,’ й’] – согласные мягкие.

 

VI.Включение нового знания.

Работа в парах.

У. Рассмотрите рисунки, выделите и назовите те слова, у которых первые мягкие согласные звуки, не имеют твердых пар, а потом – твердые, не имеющие мягких пар.

(Слайд 9)

Д.  Щука, чайка.

Шапка, цапля, жук.

У. Потерялся третий мягкий звук – «одиночка» [й’]. В каком слове его можно отыскать?

Д. В слове чайка.

У. Давайте выполним полный звуковой анализ этого слова.

План проведения фонетического анализа слов.

Скажи слово и послушай себя. Если надо, уточни значение слова.

Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов; обозначь их дугами.

С удивлением спроси: Это…? Узнай и отметь ударные и безударные слоги.

Произнеси слово, выделяя первый звук; охарактеризуй и обозначь второй (третий…) звук. Каждый раз договаривай слово до конца.

«Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово; покажи дугами слоги.

Дети под руководством учителя составляют звуковую схему к слову чайка. Один ученик работает у доски, остальные выкладывают карточки с условными обозначениями звуков у себя на парте. Проверка.

Игра: Кто самый внимательный? (Слайд 10)

У. Кого мы видим на картинке?

Д. Животных.

У. Назовите их.

Д. Пони, тюлень, кошки, лоси.

У. Соедините эти слова с подходящими к ним схемами.

Учитель выслушивает предложенные варианты детей.

У. Почему животных оказалось больше чем схем?

Д. Потому что к первой схеме подходят два слова: пони и лоси.

 

VI. Рефлексия деятельности.

У. Подведем итоги и скажем, что узнали. Чему научились и как работали на уроке.

1. На уроке я работал …

2. На уроке я узнал…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

«Лесенка» -  ученики на ступеньках лесенки «отмечают» как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

.  .  .