Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Некоторые аспекты работы над полифонией

Дата публикации: 2018-05-22 09:51:54
Статью разместил(а):
Марченко Ирина Федоровна

Некоторые аспекты работы над полифонией

Автор: Марченко Ирина Федоровна

 

Подлинное приобщение к миру полифонической музыки является непременным условием гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.

Необходимость работы над полифонией- насущная потребность студента. В фортепианной литературе очень часто встречается полифоническая фактура и это выдвигает перед учеником труднейшую задачу одновременного проведения нескольких голосов и их сочетания в единое целое. Если студент не обладает развитым полифоническим слухом и необходимыми навыками в исполнении полифонии, его игра не будет художественно полноценной. Одна из особенностей так называемого ученического исполнения и заключается в том, что в нем отсутствует необходимая рельефность воспроизведения отдельных элементов ткани. Вследствие этого создается впечатление картины, написанной без соблюдения законов перспективы, в которой изображение теряет свою объёмность и кажется плоским, лишенным плоти и крови.

Значение отдельных голосов различно произведениях подголосочного, контрастного и имитационного видов полифонии.

В основе подголосочного вида полифонии, свойственного в первую очередь многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса (в песне-запева). Остальные голоса, возникающие обычно как его ответвление, обладают большей или меньшей самостоятельностью. Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основную мелодию, развиваясь параллельно с ней. В других случаях подголосок больше отличается от главного голоса, сближаясь с ним лишь в общих контурах развития (в кульминационных звуках, в кадансах). И в том и в другом случае подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития.

В отличии от подголосочной полифонии, контрастная полифония основана на развитии таких самостоятельных линий, для которых общность происхождения от одного мелодического источника уже не является характерным и определяющим признаком. Практически учащиеся знакомятся с контрастной полифонией преимущественно на образах баховских сочинений (« Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», некоторые «Маленькие   прелюдии»,   сюиты.   Контрастной   полифонией   этого   типа свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего то один, то другой из них выступают на первый план. Пример: «Маленькая прелюдия» Баха си минор.

Имитационная полифония основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка-темы (фуга). Несмотря на то, что в имитационной полифонии в целом все голоса равно значимы, все же в различных построениях отдельные голоса играют различную роль. В фуге и её разновидностях (фугетта, инвенция) ведущая роль обычно принадлежит голосу, исполняющему тему, в каноне - голосу, содержащему наиболее индивидуализированную часть мелодии.

В сочинениях гомофонно-гармонического склада очень часто встречаются элементы полифонии. Это ощущается в музыке Шопена, Скрябина, Лядова, Рахманинова, Глиэра.

В полифонических произведениях отдельные голоса или элементы музыкальной ткани нередко различаются по своему развитию. Встречается немало случаев несовпадения кульминационных звуков, а следовательно и динамики. Решение такого рода полифонических задач обычно представляет для многих учащихся особо значительные трудности.

Нельзя забывать о тембровых контрастах в полифонических сочинениях. Особенно часто учащиеся воспринимают различие голосов лишь динамически. Между тем, всякое изменение силы звука важно всегда связывать с тембровыми изменениями. Каждое проведение темы фуги или инвенции должно иметь не только динамическую, но и определенную тембровую характеристику. Важно воспринимать ткань полифонического произведения как своеобразную красочную партитуру. Такое представление значительно повышает выразительность исполнения.

К работе над полифонией надо приступать как можно раньше. Вначале она протекает преимущественно на образцах наиболее легких полифонических обработок народных песен, а также на полифонических пьесках, этюдах и различного рода упражнениях.

При работе над полифонией важно реально услышать сочетания голосов. С этой целью полезно один голос играть, а другой петь. Полезно использовать два инструмента, поиграть одновременно оба голоса одновременно на двух фортепиано. Это     придаёт каждой мелодической линии большую рельефность.

Для того, чтобы сделать ученику более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику.

Не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений, нужно с самого начала возможно лучше услышать требуемое полифоническое сочетание.

Если два голоса проходят одновременно в партии какой-нибудь руки, нужно поиграть вначале эти построения двумя руками: таким путём будет значительно легче добиться нужной звучности и станет яснее цель работы. После того, как полифоническое задание будет осознанно и нужное сочетание по возможности ясно услышано, следует поработать над отдельными голосами. Сосредотачивая внимание на каждом голосе, можно лучше уяснить себе его развитие в целом и во всех деталях. Необходимо уметь играть каждый голос с начала до конца вполне законченно и выразительно. На это хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учащимся нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда студент действительно может исполнить отдельно каждый голос как самостоятельную мелодическую линию.

После тщательного изучения отдельных голосов их полезно учить попарно. Основное требование при этом- внимательнейшим образом слушать, чтобы была достигнута нужная звуковая цепь и не оказался утраченным характер каждой мелодической линии. Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно при соединении голосов играть их первое время не от начала до конца, но отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по несколько раз.

Весьма эффективный способ работы - петь один из голосов, в то время как другие исполняются на фортепиано. Полезно также петь многоголосные полифонические произведения хором (каждый из голосов поется одним или несколькими       исполнителями). Систематическое разучивание полифонических сочинений этим путем способствует развитию полифонического слуха и приобщению к полифонии.

Иногда полезно поучить два голоса, играя поочередно в каждом из них только те отрезки, которые должны преобразовать по своему смысловому значению при двухголосном исполнении, например, восходящие отрезки темы в начале двухголосной инвенции Баха Фа мажор.

При наличии трех и большого количества голосов целесообразно поработать не только над смежными мелодическими линиями, но и над каждой парой голосов. Так, например, при трехголосном изложении полезно отдельно поучить верхний и средний голоса, верхний и нижний, нижний и средний. В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет таким образом разучена и студент сможет выразительно играть все голоса одновременно, необходимо, чтобы он время от времени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания- в первую очередь те, где в партии одной руки проходят два или несколько голосов. Без этого обычно с течением времени возникают неточности в голосоведении. Очень полезно также проигрывать все голоса, сосредотачивая своё внимание на каком-нибудь одном из них.

Работа над полифоническими трудностями в сочинениях гомофонно-гармонического склада основана на тех же принципах. И здесь после ознакомления с общим характером музыки и возникающими в связи с этим исполнительскими задачами следует выяснить различные элементы музыкальной ткани, поработать над ними отдельно, после чего соединить их вместе, добиваясь при соблюдении требуемого единства необходимого различия звучания. Очень полезно, кроме того, проигрывать всё своё сочинение целиком, следя преимущественно за развитием одного какого-нибудь элемента. Особенно важно прослеживать линию сопровождения, т.к. внимание исполнителя нередко настолько поглощается исполнением ведущего мелодического голоса, что он уже не слышит фона.

Природа полифонических сочинений такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно.Полифонические произведения, в особенности клавирные сочинения И.С. Баха, являются незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности. Более того,- ключом к пониманию всех музыкальных стилей.

.  .  .