Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Эффективность игровой деятельности в обучении швейному делу детей с ОВЗ

Дата публикации: 2018-05-15 10:10:07
Статью разместил(а):
Часовских Валентина Анатольевна

Эффективность игровой деятельности в обучении швейному делу детей с ОВЗ

Авторы: Часовских В.А., Пилюгина С. В., Часовских О.П

МОУ "Школа-интернат № 8" Копейского городского округа

 

Из нашего опыта работы, учителей швейного дела специальной коррекционной школы знаем, что роль первого года обучения в швейной  мастерской очень важна в деле формирования положительного отношения учащихся с ограниченными возможностями здоровья к предмету и развития познавательного интереса к нему. Воспитанное в этот период отношение к предмету сохраняется в течение всех последующих лет обучения. Поэтому чтобы активизировать детей с ограниченными возможностями здоровья, мотивировать их на деятельность, с 4 класса нами  применяются игры на уроках швейного дела. Суть этих игр в том, что сталкиваясь с первыми трудностями в работе, не каждая ученица может самостоятельно их преодолеть. Чаще всего девочки отказываются работать дальше и, если, на следующих уроках их опять постигает неудача, то постепенно пропадает и интерес к предмету.  

Огромная роль в развитии и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности учащегося, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра вызывает существенное изменение в  психике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В работе будет описана  игровая деятельность для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Игра, игровая деятельность всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Поиск новых форм и приёмов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.  

Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями. Одной из них является игровая технология.
Игровая технология – это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений.

Актуальность  игр для предмета «Швейное дело» состоит в том, что они помогают привить учащимся технологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.

Практика проведения игр на уроках для учащихся с нарушением интеллекта показывает, что нарушение операционной стороны мышления успешно устраняется в результате систематической работы по самостоятельному выполнению учащимися в игровой форме заданий на уровне предметных, образных, умственных действий.

При помощи игр учащиеся увлекаются собственной деятельностью, работают с   желанием и интересом из урока в урок, на протяжении всего учебного года. При помощи игры девочки легче, быстрее и качественнее усваивают новый материал. Незаметно для себя они выполняют различные задания, где им самим приходится сравнивать, обобщать, учиться выполнять отдельные виды работ, отрабатывать навыки по изготовлению различных строчек и швов, учиться моделировать и конструировать одежду. Они стали критично относиться и к своей работе и к работе подруг. Эти игры постоянно ставят обучающихся в условия поиска, процесс обучения стал интересным. У детей бодрое рабочее настроение, а это облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

 

В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию:

 Игра предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.

Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (закройщика, модельера, швеи – мотористки, покупателя, заказчика, матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

Игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

 Игра сюжетная – игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

 

Игра «Потеряшка»

Задание. Собери пословицы из частей «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбца подбери окончание из правого столбца.

За двумя зайцами погонишься,

а он все в лес глядит.

Не говори «гоп»,

да не укусишь.

Как волка не корми,

ни одного не поймаешь.

Любишь кататься,

не говори, что не дюж .

Близок локоть,

пока не перепрыгнешь.

Готовь сани летом,

ни одного не поймаешь.

Взявши за гуж,

люби и саночки возить.

За двумя зайцами погонишься,

а телегу зимой.

 

Игра «Путаница»

На каждой карточке написано слово, но буквы в нем переставлены, учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано.
А Л Г И (игла).
ШИНАМА (машина).
РТУКФА (фартук).
ЕЯШВ (швея).
ТКНИА (нитка).
ДОЖХУНИК (Художник)
КРОЙЗАЩИК (закройщик).
РВАПО (провар).
ЛЯРМА (маляр).
НОЛОГТЕХ (технолог).

 

Игра «Выручалочка»

Задание: на карточках цифры, которые нужно заменить на буквы с помощью предложенной таблицы. Такой технологией можно учащимся разгадать тему урока.

А  1

Б  2

В  3

Г  4

Д  5

Е  6

 

Ё  7

Ж 8

З  9

И 10

Й 11

К 12

 

Л 13

М14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

 

С 19

Т 20

У 21

Ф22

Х 23

Ц 24

 

Ч 25

Ш26

Щ27

Ъ 28

Ы29

Ь 30

 

Э 31

Ю32

Я 33

 

 

 

 

17

18

1

3

10

13

1

 

2

6

9

16

17

1

19

15

16

11

18

1

2

16

20

29

 

19

 

10

4

13

16

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

р

а

в

и

л

а

 

б

е

з

о

п

а

с

н

о

й

р

а

б

о

т

ы

 

с

 

и

г

л

о

й

 

 

 

 

 

 

Игра «Домино»

Задание: Составление последовательности по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия.

 

Соединение прямой кокетки стачным швом.

1.     Обработать на основной детали сборки или складки.

2.     Сложить основную деталь с кокеткой лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, приметать.

3.     Притачать кокетку по контурной линии со стороны кокетки.

4.     Обметать срезы, удалить нитки примётывания.

5.     Шов приутюжить, а затем заутюжить в сторону кокетки.

 

Соединение прямой кокетки стачным швом.

Обработать на основной детали сборки или складки.

Сложить основную деталь с кокеткой лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, приметать.

Притачать кокетку по контурной линии со стороны кокетки.

Обметать срезы, удалить нитки примётывания.

Шов приутюжить, а затем заутюжить в сторону кокетки.

 

Раскрой прямой юбки.

1.     Сложить ткань лицевой стороной внутрь, уравнять кромки, выровнять поперечные срезы.

2.     Наложить детали выкройки на ткань, обвести контуры деталей выкройки.

3.     Отложить ширину припусков на обработку срезов и провести новые линии контуров выкройки юбки с учётом припусков.

4.     Раскроить детали юбки по линиям припусков.

 

Раскрой прямой юбки.

Сложить ткань лицевой стороной внутрь, уравнять кромки, выровнять поперечные срезы.

Наложить детали выкройки на ткань, обвести контуры деталей выкройки.

Отложить ширину припусков на обработку срезов и провести новые линии контуров выкройки юбки с учётом припусков.

Раскроить детали юбки по линиям припусков.

.  .  .