Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Эврика"

Дата публикации: 2018-05-11 14:56:21
Статью разместил(а):
Лебеднова Ирина Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Эврика»

Автор: Лебеднова Ирина Сергеевна

ГБОУ Самарской области "СОШ им. М.Н. Заводского"

с. Елховка муниципального района "Елховский" Самарской области

Программа модифицированная, разработана на основе программы факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» (составители Беркутова Г.И., Пантелеева Т.И., Ракитянская Е.Б., Однокозова Н.А.) и программы  кружка «Эрудит»  (составитель учитель начальных классов Клюева В.А.).

Направление: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка

Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Образовательный процесс в начальной школе нацелен на то, чтобы у выпускника было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Программа курса «Эврика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Нормативно - правовую базу курса составляют:

·         Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

·         ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785).

·         Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. –М.: «Просвещение», 2010. – 24с.

·         Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

Актуальность  курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики и русского языка, выходящими за рамки школьной программы. Выполнение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.  

Материал внеурочных занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Цель программы: развитие и совершенствование индивидуальных творческих способностей учащихся посредством выполнения  нестандартных заданий.

Данный курс  позволяет решить следующие задачи:

-  развитие интереса к учебным предметам;

-  расширение и углубление программного материала;

-  пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе для совершенствования своих навыков;

- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;

- формирование активного мышления;

- активизация познавательного интереса;

- воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции.

Программа реализует деятельностный подход к обучению,  помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Проблемно-поисковый метод организации деятельности на занятиях курса предполагает  индивидуальную, парную, групповую формы работы, реализуемых посредством:

·         бесед;

·         диалогов;

·         упражнений;

·         поиска информации в литературных и интернет-источниках;

·         соревнований;

·         решения нестандартных задач;

·         проектной деятельности.

Время изучения курса внеурочной деятельности «Эврика» 34 часа в год, 1 час  в неделю в 4 классе. Продолжительность занятия -35 минут.

Тематический план курса:

Название темы

Кол-во часов

Характеристика  деятельности учащихся

В стране слов (9 часов)

1

Лексические загадки.

1

Выполняют  упражнения лексического характера

2

Чудесные превращения слов.

1

Выполняют  упражнения лексического характера

3

Брейн-ринг «Слова-загадки. Шарады».

1

Выполняют  упражнения лексического характера, отгадывают и создают шарады в ходе игры-соревнования между командами.

4

Слова-загадки. Ребусы и логогрифы.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, разгадывают и создают ребусы.

5

Слова-загадки. Метаграммы и анаграммы.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, разгадывают и создают метаграммы и логогрифы.

6

Устаревшие слова. Экскурсия в школьный музей.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, работают с литературными источниками.

7

Фразеологизмы. Крылатые слова. Экспедиция в библиотеку.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, работают со словарями фразеологизмов.

8-9

В гостях у «Русского медвежонка»

2

Выполняют задания прошлых лет  международного конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Математические головоломки (11 часов)

10

Магические  квадраты

1

Разгадывают и составляют магические квадраты.

11

Спичечный турнир

1

Разгадывают и конструируют головоломки из спичек в ходе игры-соревнования между командами.

12

Игры с таблицей умножения.

1

Повторяют таблицу умножения в ходе дидактических игр.

13-14

Задачи на смекалку, задачи-шутки.

 

2

Решают нестандартные задачи.

15

Экскурсия по родному селу «Геометрия вокруг нас»

1

Конструируют геометрические фигуры из природных материалов. Решают задачи  геометрического характера, взятые из окружающей действительности.

16

Конкурс смекалистых.

1

Соревнование команд в решении нестандартных задач по математике.

17-18

Головоломки. Магические фигуры.

2

Разгадывают математические головоломки. Решают задачи геометрического характера.

19-20

В гостях у «Кенгуру»

2

Выполняют задания прошлых лет  международного конкурса-игры «Кенгуру»

Секреты русского языка (8 часов)

21-22

Слово о словарях. Экспедиция в библиотеку.

1

Знакомятся с различными словарями. Выполняют упражнения лексического характера.

23-24

Сочинение? Сочинение…Сочинение!

2

Выполняют упражнения по развитию речи, пишут сочинения-миниатюры.

25

Секреты пунктуации.

1

Выполняют пунктуационные упражнения.

26

Секреты орфографии

1

Выполняют орфографические упражнения.

27

Брейн-ринг «В гостях у царицы Орфографии»

1

Применяют правила орфографии в ходе соревнования между командами.

28

Экспедиция «Говорите правильно!»

1

Изучают в ходе исследования среди окружающих людей частотность совершения орфоэпических ошибок.

Нестандартные задачи (6 часов)

29-30

Задачник Григория Остера

2

Решают  нестандартные задачи по математике из задачника Г. Остера.

31-32

Математика повсюду. Экскурсия по родному селу.

2

Составляют в ходе экскурсии и решают практико-ориентированные задачи по математике.

33-34

«Решай, смекай, отгадывай!» Проектная деятельность.

1

Создают  книжку – раскладушку с играми, загадками, ребусами, головоломками по русскому языку и математике

 

 

Содержание курса.

Занятие 1.

Слово и его значение. Синонимы, омонимы, антонимы. Игры со словами.

Занятие 2.

 Дается представление о превращении слов, умении  находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра «Грустные превращения».

Занятие 3.

 Знакомство с происхождением  шарад. Составление и разгадывание шарад. Иллюстрирование  слов - ответов.

Занятие 4.

        Знакомство с происхождением  ребусов и  логогрифов. Составление и разгадывание ребусов и  логогрифов. Иллюстрирование  слов - ответов.

Занятие 5.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка ).

Занятие 6.

Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Работа над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды виды архаизмов.

Занятие 7.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Понятие «крылатые слова». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

Занятия 8-9.

Типы и способы решения задач международной игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Занятие 10.

Знакомство с магическими квадратами, принципы их построения. Разгадывание и составление магических квадратов.

Занятие 11.

Принципы составления головоломок из спичек. Разгадывание и конструирование данных  головоломок.

Занятие 12.

Повторение таблицы умножения и деления. Игры-тренажеры на знание таблицы. Составление «весёлых» задач с применением таблицы. 

Занятие 13-14.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Занятие 15.

Задачи на развитие пространственного  представления. Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Аппликация из природного  материала.

Занятие 16.

 Соревнование команд в решении нестандартных задач по математике.

Занятие 17-18.

Знакомство с магическими фигурами, принципами их построения. Разгадывание и составление магических фигур.

Занятие 19-20.

Типы и способы решения задач международной игры-конкурса «Кегуру»

Занятие 21-22.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Занятие 23-24.

Общие подходы к написанию сочинений. Что значит говорить и писать на тему. Основные типы речи. Сочинение сказок.

Занятие 25.

 Что такое пунктуация. Виды знаков препинания. Дидактическая игра «Казнить нельзя помиловать»

Занятие 26-27.

«Ошибкоопасные» места в слове. Фонемное правило орфографии. Творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Занятие 28.

Знакомство с орфоэпией. Орфоэпические ошибки. Изучение языковой проблемы. Подведение итогов исследования.

Занятие 29-30.

Знакомство с задачником Г. Остера. Решение необычных  задач по математике.

Занятие 31-32.

Беседа о том, что математика повсеместно присутствует в нашей жизни. Решение практико – ориентированных задач по математике.

Занятие 33-34.

Составление книжки – раскладушки с играми, загадками, ребусами, головоломками по русскому языку и математике

Результаты освоения курса: 

Личностные:

Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

·         развития познавательных интересов, учебных мотивов;

·         формирования мотивов достижения и социального признания.

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

·         Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·         Проговаривать последовательность действий.

·         Учиться работать по предложенному учителем плану.

·         Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·         Выделять и осознавать, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

·         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.

·         Делать предварительный отбор источников информации.

·         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

·         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

·         Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

·         Структурировать знания.

·         Строить логическую цепь рассуждений.

·         Выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результаты: 

В предметной области "математика":

·         Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

·         Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

·         Умение строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

·         Умение анализировать и решать задачи повышенной трудности;

·         Умение решать  нестандартные логические задачи.

В предметной области "русский язык":

·         Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

·         Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

·         Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

·         Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

·         Умение разгадывать  ребусы,  кроссворды, шарады, логогрифы, метаграммы, анаграммы.

 

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература:

1.      Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2009 г.

2.      Тарабарина Т.И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001г.

3.      Ефремушкина О. А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.

4.      Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 г.

5.       Тарабарина Т.И., Соколдова Е. И. . И учеба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001г.

6.      Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991 г.

7.      Волина В. В. Весёлая граматика. М.: Знание, 1995 г.

8.      Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. Санкт-Петербург: Литера, 2006 г.

Технические средства обучения:

1.      Ученические нетбуки.

2.      Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника».

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭВРИКА» В 4 КЛАССЕ:

 

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Планируемые результаты

Дата

метапредметные (УУД)

предметные

личностные

план

Факт

 

В стране слов (9 часов)

1

Лексические загадки.

1

Выполняют  упражнения лексического характера

Регулятивные УУД:

·         Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

·         Проговаривать последовательность действий.

·         Учиться работать по предложенному учителем плану.

·         Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

·         Выделять и осознавать, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

 

Познавательные УУД:

·         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.

·         Делать предварительный отбор источников информации.

·         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

·         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

·         Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

·         Структурировать знания.

·         Строить логическую цепь рассуждений.

·         Выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

·         Слушать и понимать речь других.

·         Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

В предметной области русский язык:

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Умение разгадывать  ребусы,  кроссворды, шарады, логогрифы, метаграммы, анаграммы.

В предметной области математика:

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Умение строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Умение анализировать и решать задачи повышенной трудности;

Умение решать  нестандартные логические задачи.

Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия.

 

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

·         развития познавательных интересов, учебных мотивов;

·         формирования мотивов достижения и социального признания.

 

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

 

 

 

2

Чудесные превращения слов.

1

Выполняют  упражнения лексического характера

 

 

3

Брейн – ринг «Слова-загадки. Шарады»

1

Выполняют  упражнения лексического характера, отгадывают и создают шарады в ходе игры-соревнования между командами.

 

 

4

Слова-загадки. Ребусы и логогрифы.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, разгадывают и создают ребусы.

 

 

5

Слова-загадки. Метаграммы и анаграммы.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, разгадывают и создают метаграммы и логогрифы.

 

 

6

Устаревшие слова. Экскурсия в школьный музей.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, работают с литературными источниками.

 

 

7

Фразеологизмы. Крылатые слова. Экспедиция в библиотеку.

1

Выполняют  упражнения лексического характера, работают со словарями фразеологизмов.

 

 

8-9

В гостях у «Русского медвежонка»

2

Выполняют задания прошлых лет  международного конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 

 

Математические головоломки (11 часов) 

 

10

Магические  квадраты

1

Разгадывают и составляют магические квадраты.

 

 

11

Спичечный турнир

1

Разгадывают и конструируют головоломки из спичек в ходе игры-соревнования между командами.

 

 

12

Игры с таблицей умножения.

1

Повторяют таблицу умножения в ходе дидактических игр.

 

 

13-14

Задачи на смекалку, задачи-шутки.

2

Решают нестандартные задачи.

 

 

15

Экскурсия по родному селу «Геометрия вокруг нас»

1

Конструируют геометрические фигуры из природных материалов. Решают задачи  геометрического характера, взятые из окружающей действительности.

 

 

16

Конкурс смекалистых.

1

Соревнование команд в решении нестандартных задач по математике.

 

 

17-18

Головоломки. Магические фигуры.

2

Разгадывают математические головоломки. Решают задачи геометрического характера.

 

 

19-20

В гостях у «Кенгуру»

2

Выполняют задания прошлых лет  международного конкурса-игры «Кенгуру»

 

 

Секреты русского языка (8 часов) 

 

 

21-22

Слово о словарях. Экспедиция в библиотеку.

2

Знакомятся с различными словарями. Выполняют упражнения лексического характера.

 

 

23-24

Сочинение? Сочинение…

Сочинение!

2

Выполняют упражнения по развитию речи, пишут сочинения-миниатюры.

 

 

25

Секреты пунктуации.

1

Выполняют пунктуационные упражнения.

 

 

2

Секреты орфографии.

1

Выполняют орфографические упражнения.

 

 

27

Брейн-ринг «в гостях у царицы Орфографии»

1

Применяют правила орфографии в ходе соревнования между командами.

 

 

28

Экспедиция «Говорите правильно!»

1

Изучают в ходе исследования среди окружающих людей частотность совершения орфоэпических ошибок.

 

 

Нестандартные задачи (6 часов) 

 

 

29-30

Задачник Григория Остера

2

Решают  нестандартные задачи по математике из задачника Г. Остера.

 

 

31-32

Математика повсюду. Экскурсия по родному селу.

2

Составляют в ходе экскурсии и решают практико-ориентированные задачи по математике.

 

 

33 - 34

«Решай, смекай, отгадывай!» Проектная деятельность.

2

Создают  книжку – раскладушку с играми, загадками, ребусами, головоломками по русскому языку и математике

 

 

 

.  .  .