Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа мастеров"

Дата публикации: 2018-05-11 14:11:26
Статью разместил(а):
Лебеднова Ирина Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной  деятельности

«Школа мастеров»

Автор: Лебеднова Ирина Сергеевна

ГБОУ Самарской области "СОШ им. М.Н. Заводского"

с. Елховка муниципального района "Елховский" Самарской области

 
Программа внеурочной деятельности «Школа мастеров» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы внеурочной деятельности ГБОУ СОШ им. М. Н. Заводского с. Елховка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Культуротворческое воспитание, в основе которого лежит  декоративно-прикладное искусство, нацелено на  решение данной проблемы. 

Программа курса «Школа мастеров» относится к общекультурному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Нормативно - правовую базу курса составляют:

  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)
  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  • Приказ от 19.12.2014 №1578 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 г. N 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»
  • Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
  • Основная образовательная программа начального общего образования

·         Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии

·         действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

·         Концепция духовно – нравственного воспитания личности гражданина России/ (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. –   М.: Просвещение, 2013; 

·         Стратегия социально-экономического и социокультурного развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»);

·         Послание губернатора Самарской области Губернской Думе.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 

Актуальность программы:

Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма характерные черты Российского государства. Вместе с тем процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуации в обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социально-культурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.

В сложившейся ситуации приобретает особую актуальность культуротворческое воспитание, одно из основных направлений организации воспитания учащихся.

Младший школьный возраст деятельный. Младший школьник активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозидания личности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности. Взаимосвязь культуры и творчества позволяет выявить закономерность между вхождением ребенка в культуру и актом творчества: чем больше ребенок включается в творческую деятельность, тем выше уровень его приобщенности к ценностям культуры, уровень личностной культуры.

В настоящее время именно внеурочная деятельность создает в школе те условия, при которых проявляются и развиваются индивидуальные творческие способности учащихся.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования личностных новообразований, как особой внутренней позиции воспитанника, развитие творческого воображения и обобщение переживаний, опираясь на которые воспитанник научается общаться с внешним миром и стремится расширять его, благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности.

Задачи программы:

§  развивать художественный вкус и творческий потенциал воспитанников посредством народного декоративно-прикладного искусства; 

§  приобщить воспитанников к базовым национальным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

§  воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

§  развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями, учащимися других классов в решении общих проблем;

§  формировать активную жизненную позицию, способствовать профессиональному самоопределению воспитанников.

Программа реализует деятельностный подход к образованию,  помогающий обеспечить высокий уровень сформированности общекультурных умений и способностей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

§  объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);

§  репродуктивные (работа по образцам);

§  частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

§  творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

§  исследовательские (чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, поиск и  репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных предметов декоративно-прикладного, которые могут стать основой создания школьного музея искусства).

Занятия в «Школе мастеров» предполагают  индивидуальную и групповую формы работы, реализуемых посредством:

§  бесед;

§  диалогов;

§  упражнений;

§  индивидуальной творческой деятельности;

§  поиска информации в литературных и интернет-источниках;

§  соревнований;

§  коллективных творческих дел;

§  конкурсов.

Данная программа  рассчитана на 1 год  обучения учащихся младшего школьного возраста 9-10 лет (3 класс). Время изучения курса - 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия -35 минут.

 

СТРУКТУРА  КУРСА

Тематический план курса:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Дымковская игрушка

6

3

Сестрицы матрёшки.

4

4

Городецкая роспись.

5

5

Богородская игрушка.

5

6

Гжель.

6

7

Жостовская роспись.

4

8

Я – мастер.

3

 

Итого

34

 

Содержание курса:

Введение - 1 час.

Знакомство  с различными материалами  и приспособлениями для рисования.  Особенности декоративно-прикладного творчества: художник и зритель. Передача настроения в творческой работе (в живописи) с помощью цвета, линии, пятна. Роль  изобразительных искусств, их связи с жизнью.

Дымковская игрушка – 6 часов.

История создания и виды  дымковской игрушки.

Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете. 

Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.

Сестрицы-матрёшки - 4 часа.

История возникновения русской матрёшки. Виды матрёшек: Семёновская, Загорская, Полховская.  Знакомство с особенностями росписи Семёновской, Загорской, Полховской матрёшек. Выполнение росписи матрёшек по народным мотивам. Современная матрёшка, её особенности. 

Городецкая роспись –5 часов.

История возникновения Городецкой росписи.

Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи –  круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь. 

Богородская игрушка -5 часов

История возникновения богородской игрушки.

Знакомство с традиционными формами игрушек- медведем, крестьянином, кузнецами. . Изготовление  фигурок. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Гжель – 6 часов.

История возникновения Гжели.

Гжельская роспись. Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах, составлять композицию из гжельских цветов и птиц, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.

Жостовская роспись – 4 часа.

История возникновения Жостовской росписи.

Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые  и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».

Главная тема украшения жостовских подносов  букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон.

Приемы Жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.

Я – мастер –3 часа.

Итоговая творческая работа учащихся  по выбору.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

•       широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

•       устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

•       адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

•       внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

•       выраженной познавательной мотивации;

•       устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•       принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

•       учитывать этапы работы;

•       планировать свои действия;

•       осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•       различать способ и результат действия;

•        совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.  

•       вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

•       проявлять познавательную инициативу;

•       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

•       преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•       самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•       осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;

•       строить речевые высказывания в устной форме;

•       строить рассуждения об объекте народного творчества, его росписи;

•       устанавливать аналогии;

•       проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

•       осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;

•       осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

•       использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•       понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•       задавать вопросы;

•       учитывать разные мнения;

•       формулировать собственное мнение и позицию;

•       договариваться, приходить к общему решению;

•       соблюдать корректность в высказываниях;

•       использовать речь для регуляции своего действия;

•       владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•       учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•       с  учетом целей  коммуникации достаточно  полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•       осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные  умения: 

·                   начальные знания по композиции и орнаменту;

·                   умение ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;

·                   иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;

·                   первичные знания о мире профессий;

·                   отличать различные виды народных промыслов: Городецкая роспись,  Гжель, Жостово;  Дымковская и Богородская игрушка; Семёновская, Загорская, Полховская матрёшка.

·                   выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;

·                   работать как самостоятельно, так и в коллективе;

·                   иметь представление о народной культуре;

·                   совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

·                   правила безопасности труда;

·                   красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять выполненную работу.

В ходе изучения курса  каждый воспитанник  формирует «Папку достижений», в которой хранит выполненные работы или их фотографии.

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

 

Введение  (1 ч)

1

Особенности декоративно-прикладного творчества: художник и зритель. 

1

Слушают рассказ учителя. Рассматривают изделия мастеров народных промыслов. Выдвигают предположения о технологии их изготовления.

7/09

 

Дымковская игрушка (6 ч) 

2

История создания и виды  дымковской игрушки. 

1

Просматривают видеосюжет о дымковском промысле. Обсуждают с учителем особенности и виды дымковских игрушек. Планируют свою деятельность по изготовлению игрушки.

14/09

 

3-4

Изображение людей. Барыня. Создание образа  из пластилина.

2

Анализируют образец изделия. Открывают новое знание и практическое умение работать с пластилином. Изготавливают изделие с опорой на образец.

21/09

28/09

 

5-6

Основные цвета, символика и виды орнамента дымковской игрушки.

2

Отбирают нужные цвета гуаши. Через пробные упражнения создают орнаменты, характерные для дымковской росписи.

5/10

12/10

 

7

Роспись изделия «Барыня»

1

Раскрашивают готовое изделие в соответствии с традициями дымковской росписи с опорой на образец или по собственному замыслу.

19/10

 

Сестрицы матрёшки. (4 ч)

8

История создания и виды матрёшек.

1

Просматривают видеосюжет об истории зарождения промысла. Обсуждают с учителем особенности и виды матрёшек. Планируют свою деятельность по изготовлению игрушки.

26/10

 

9

Характерные  узоры, орнаменты матрешек. Составление узора по мотивам народных мастеров.

1

Отбирают нужные цвета гуаши. Через пробные упражнения создают орнаменты, характерные для росписи матрешек.

9/11

 

10-11

Современная матрёшка. Особенности её росписи и внешнего облика.

2

Анализируют образец изделия. Изготавливают изделие с опорой на образец. Выполняют готовых роспись матрёшек.

16/11

23/11

 

Городецкая роспись. (5 ч) 

12

История создания и развития городецкой росписи

1

Знакомятся с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Формируют представление об узоре, орнаменте, сфере применения изделий.

30/11

 

13-14

Городецкие орнаменты.

2

Отбирают нужные цвета гуаши. Через пробные упражнения создают орнаменты, характерные для городецкой  росписи.

7/12

14/12

 

15-16

Городецкая птица.

2

Знакомятся  с изображением городецкой птицы. Выполняют роспись тарелочки. 

21/12

11/01

 

Богородская игрушка. (5 ч) 

17

История создания богородской игрушки.

1

Знакомятся с историей создания каргопольской игрушки, её особенностями. Планируют свою деятельность по изготовлению игрушки.  

18/01

 

18-19

Кузнецы. Создание характерного образа богородской игрушки из картона.

2

Создают образ игрушки из картона.

25/01

1/02

 

20-21

Изготовление движущейся игрушки.

2

Соединяют детали игрушки. Оформляют изделие.

8/02

15/02

 

Гжель. (6 ч) 

22

История создания и развития  росписи Гжель.

1

Знакомятся  с произведениями народных промыслов в России – мастеров Гжели.

22/02

 

23

Гжельские цветы. Составление характерного узора.

1

Изучают  особенности построения орнамента. Составляют цветочный узор и выполняют его роспись.. 

1/03

 

24-25

26-27

Гжельская фантазия. Создание предмета быта в технике папье-маше.

4

Анализируют  и исследуют образец. Изготавливают предмет быта  (посуду) в технике папье-маше. Выполняют роспись готового изделия  по мотивам гжельской росписи. 

15/03

22/03

5/04

12/04

 

Жостовская роспись. (4 ч) 

28

История создания жостовской просписи

1

Знакомятся с историей возникновения жостовской росписи, особенностями работы в данной технике, основными видами орнамента, формами подносов.  

19/04

 

29

Жостовский букет. Составление цветочного орнамента.

1

Осваивают такие понятия, как симметрия, правила композиции.  Составляют цветочный орнамент и выполняют его роспись. 

26/04

 

30-31

Поднос в стиле жостовской росписи.

2

Выполняют анализ образца. Создают свою композицию  на имитации подноса в стиле жостовской росписи. 

3/05

10/05

 

Я – мастер. (3 ч) 

32-33

34

Оформление тематического стенда и  выставки творческих работ.

3

Оформляют стенд материалами о народных промыслах народов России. Готовятся к выставке своих работ. 

17/05

24/05

31/05

 

 

ИНФОРМАЦИОННО– МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дополнительная литература:

1. Уткин П. И., Королёва Н. С.  Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1992.

2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.:АРКТИ , 2005.

3. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество.- М.: Феникс, 2005.

4. Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2007.

5. Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов». Обнинск: Титул, 1996.

6. Сокольникова Н.М. «Основы композиции». Обнинск: Титул, 1996.

.  .  .