Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Урок русского языка в 3 классе "Словосочетание"

Дата публикации: 2018-05-02 18:30:36
Статью разместил(а):
Калинина Татьяна Ивановна

Урок русского языка для 3 класса

«Словосочетание»

Автор: Калинина Татьяна Ивановна

МБОУ «Лицей «Эврика», г. Саяногорск

 

Цель:  развитие умения устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от данного слова к другому, формирование понятия “словосочетание” на основе усвоения его существенных признаков (словосочетание – это два слова, связанных по смыслу, из которых одно зависит от другого).

Формируемые УУД:

Личностные:

·        формировать мотивацию (ради чего осуществляется деятельность?).

Регулятивные

·        понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;

·        оценивать достаточность и достоверность информации;

·        формировать умение в целеполагании, планировании, прогнозировании, контроле, оценке.

Познавательные

·        различать словосочетание и предложение;

·        выделять словосочетание в предложении;

·        устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.

Логические

·        анализ и синтез объекта с целью подведения под понятия.

Коммуникативные

·        развитие монологической, диалогической форм речи; 

·        умение учитывать позиции  одноклассников; 

·        проявлять интерес к русскому языку;

·        осознавать себя частью учебного коллектива.

 

Ход урока:

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация познавательной деятельности

Цель:

-установить эмоционально доверительный контакт.

 -создать благоприятную психологическую атмосферу.

 

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей.

- Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник, русского языка, рабочая тетрадь, пенал со школьными принадлежностями.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок...

- Мои помощники на уроке – это интерактивная доска, сова – символ мудрости и, конечно же, мои самые главные и самые любимые помощники – вы, ребята! Будем работать дружно, и у нас всё получится!

- Перед началом работы проведём пальчиковую гимнастику

Приветствуют учителя, друг друга.

…Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Коммуникативные УУД 

2.

Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока.

Цель:

- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса:

- Работаем быстро, пишем красиво. Записываем число, классная работа.      

-На доске записаны буквы  с л в с ч т н       

-Повторим написание данных букв.

 

1.      С. 83, «слова профессора», Упр. 134

2.      Дополните текст словами из слов для выбора:

Трудно человеку найти зимой берлогу … . Вьюги и метели хорошо укрыли жилище … . В лютые морозы … крепко спит. Весной … покинет своё убежище.

Слова для выбора:

Нарицательные имена: медведь, зверь, хозяин, животное.

Имена собственные: Косой, Топтыгин, Патрикеевна.

Заместители имён (местоимения): он, она, оно, они.

-  Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето (картинка).  

 

- Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде?

- Давайте запишем эти слова.

- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное (слайд 2, собираем слова в группы).

 - Итак, что мы с вами сделали?

- Давайте попробуем определить тему нашего урока (ПРОБЛЕМА).

 - Для этого посмотрите на доску, вы видите  буквы из минутки чистописания, нужно между согласными вставить гласные, чтобы получилось слово.

 - Молодцы! Давай теперь сформулируем цель нашего урока.

Записывают дату, классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Солнце, поле, облака, пшеница, деревня.

Яркое солнце, чистое поле, белые облака, густая пшеница, родная деревня.

Составили пары из слов.

Вставляют гласные между согласных на доске.

Находить словосочетания, определять является ли данное сочетание слов словосочетанием, учиться различать словосочетания в предложениях.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

 

Метапредметные УУД

Овладение способом логического мышления 

3.

Организация познавательной деятельности Цель:

- Поиск решения учебной задачи.

 

 

 

Работа с предложениями:

 

- Хорошо. А теперь мы продолжим работать по учебнику,. Упражнение 135.

- Запишем предложение: Прошёл сильный дождь. Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны?

- Покажите с помощью стрелочек связь слов в предложении.

- Распространите второе предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие.

 В НЕБЕ        ГОЛУБАЯ     СИЛЬНАЯ

 

Самостоятельная работа:

 Запишите предложение, выполните точно такую же работу, как и с первым предложением. Прочитайте, что получилось.

Работа со словосочетаниями

- Назовите словосочетания. (Отборное зерно)

- Объясните свой выбор. (Между словами можно поставить вопрос: зерно (какое?) отборное.)

- Запишите словосочетание: отборное зерно (какое?)

- Готовим карандаш, будем разбирать словосочетание. (Главное слово: зерно, над словом ставим крестик, зерно какое?- отборное – это зависимое слово, ведём к нему стрелку, в скобках записываем вопрос (какое?).

- Что значит «отборное зерно»? (Очень хорошее, плохое выбросили, а хорошее осталось.)

Работа с группой слов:

- У нас в упражнении остались слова под номерами 2 и 4. Что вы о них скажите, почему мы их до сих пор не выписали? (Это группы слов, они между собой не связаны.)

- Прочитайте 4 группу слов (в городе машины)

- Составьте предложение  (В городе по дороге едут машины. В городе много машин и т.д.)

- Запишите предложение. В городе по дороге едут машины. Какое оно? (Распространённое.) А могло ли оно получиться нераспространённым? (Нет, здесь уже есть второстепенный член предложения.)

- Найдите в этом предложении словосочетания (Едут в городе, едут по дороге.)

- Объясните свой выбор (От одного слова можно задать вопрос к другому: едут где? в городе; едут по чему? по дороге.)

- А можно ли назвать словосочетанием – машины едут? (Нет.)

- Почему? (Это предложение, грамматическая основа  предложения.)

- Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках:

  НАЙ'АБЫР'                          МАРОС          С'ЭВ'ИР

- Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? (Ноябрь, мороз, север.)

- А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.)

 

Запись на доске.

- Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)

Один ученик выполняет задание на доске.

- Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.

Работа по развитию речи.

- Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?

1) Это словарные слова.

2) В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает мороз.

- Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.

 

Работа со словарём.

- Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.

Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово север имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».

Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.

-Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).

Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).

- А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. (Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)

- Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)

- С любым словосочетанием составьте устно предложение.

Читают задание.

 

 

 

 

 

 

Прошёл дождь. Туча унеслась.

В них есть главные члены.

Нераспространённые, повествовательные, невосклицательные, невопросительные.

 

Добавить второстепенные члены.

Прошёл сильный дождь. Вчера прошёл дождь и т.д.

Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о дожде. Что? дождь – это подлежащее, выражено существительным, дождь что сделал? прошёл – это сказуемое, выражено глаголом.

 

Дождь какой? сильный – это второстепенный член, соединяем стрелкой.

 

 

 

Дети составляют и записывают предложение.

Коммуникативные

развитие монологической, диалогической форм речи; 

умение учитывать позиции  одноклассников; 

проявлять интерес к русскому языку;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

различать словосочетание и предложение;

выделять словосочетание в предложении;

устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.

 

4.

Подведение итогов, рефлексия

 

 

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

.  .  .