Классный час в 9 классе «В мире профессий»
Классный час в 9 классе
«В мире профессий»
Автор: Гизуллина Альфира Фаттаховна
МАОУ "СОШ села Красный Ключ", Нуримановский район Республики Башкортостан
Цель: Расширить знания учащихся о мире профессий, формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии
2. Информировать учащихся о мире профессий, о качествах, присущих людям тех или иных профессий, достоинствах и недостатках профессий.
3. Определить расположенность обучающихся к категориям профессий.
Оборудование: фото с изображением профессий, презентация, поговорка «Все работы хороши – выбирай на вкус»
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный классный час.
У нас сегодня – гости! Поприветствуем наших гостей! Поприветствуем друг друга!
Ребята! Вы разглядели фото на доске, почитали надписи, сделанные мною, но я хочу классный час наш начать с неожиданного для вас вопроса.
Что такое счастье? (ответы учащихся)
Как вы думаете, связано оно с темой нашего занятия? Какая связь?
Любой современный предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Очень скоро перед вами встанет задача – выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша игра. Вы познакомитесь глубже с некоторыми профессиями.
В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.
Сейчас попрошу вас назвать профессии, известные вам, только не повторяясь. (Каждый учащийся называет по одной профессии)
Молодцы!
Скажите, ребята, а где можно узнать о профессиях? (Ответы детей).
Если вас заинтересует какая либо профессия, на какие вопросы вы будете искать ответы? Сформулируйте, пожалуйста, эти вопросы.
Учащиеся формулируют вопросы.
Учитель приводит интересные сведения о «самых редких» профессиях.
Учитель:
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
"человек - природа" (садовод, животновод)
"человек - человек" (переводчик, адвокат)
"человек - техника" (слесарь, пилот)
"человек - художественный образ" (пианист)
"человек - знаковая система" (программист, экономист)
Помогите продолжить данный список профессий.
Молодцы!
Теперь каждая группа получает задание №1 «Анограмма». В названии профессии переставлены буквы. Учащиеся называют свои слова.
Вы должны определить к какой категории из 5 она относится? Почему? (Работаем в группе, сообща готовим ответ).
Справились прекрасно! (ПОВАР , ВРАЧ, ВОДИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ).
Знакомы профессии?
Теперь мы попробуем представить себя людьми этих профессий.
Группы будут называться: «ПОВАРА», «ВРАЧИ», «ПРОДАВЦЫ», «ВОДИТЕЛИ». Группы получают вывеску с названием профессии.
Когда вместе собираются люди одной профессии, как их можно назвать? (Коллеги, коллектив)
В коллективе как нужно себя вести?
Задание №2 для всех четырех коллективов профессионалов.
Назовите, какими качествами нужно обладать, какими умениями, чтобы работать в данной профессии? Почему? Можно назвать личностные качества.( 3-4 качества назвать)
Молодцы!
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно знать свои способности, возможности, склонности, желания, но важно, чтобы знания о профессии были объективными.
Задание №3 для групп. Назвать плюсы и минусы профессии.
Можно записать на листочках. Минута на выполнение задания!
Работаем дружно в своих коллективах! Заранее можно решить, кто от имени коллектива будет выступать.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Молодцы!
Учитель. Мы узнали о профессиональных умениях, качествах, способствующих выбору определенной профессии, плюсы и минусы профессий, теперь попробуем с помощью теста определить свою расположенность к той или иной профессии.
Задание №4 Тестирование «Ты и твоя профессия» (учащиеся получают индивидуальные карточки с вопросами теста, выполняют задания теста)
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьей или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Учитель: Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
От 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим числом людей
От 8 до 12 баллов - вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании
От 12 до 15 баллов - в вас огромный потенциал энергии и сил, которой хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег.
Рефлексия:
Я узнал сегодня…
Полезного я сегодня извлёк …
Я возьму с собой сегодня…
Подведём итог нашей беседе. Чтобы выбор профессии был удачен нужно?
1. Изучить хорошо профессию.
2. Изучить хорошо себя
3. Сделать выбор и следовать настойчиво к исполнению поставленной цели.
Заключительное слово учителя:
Однажды на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встает перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я желаю вам правильного выбора профессии. Спасибо всем за внимание! За активное участие в мероприятии!
Дополнительный материал.
Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.
Профессии уже распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка, обращаясь к командам по очереди.
- "Человек - художественный образ":
скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист.
Психологом нашей школы среди обучающихся 9-х классов проводилось тестирование по профориентации. По данным около 5% девятиклассников нашей школы выбирают область искусства.
Поднимите руку, кто выбрал данную сферу деятельности.
- "Человек - природа":
инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.
По данным психолога около 25% девятиклассников выбрали область природы.
Среди присутствующих есть ребята, кто выбрал данную область деятельности?
- "Человек - техника":
Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.
По данным психолога около 22% девятиклассников нашей школы выбирают технические специальности.
- "Человек - человек":
секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.
По данным психолога около 20% девятиклассников выбрали работу в общественной сфере деятельности.
- "Человек - знаковая система":
оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик. Фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.
По данным психолога около 18% девятиклассников нашей школы выбирают работу в научной сфере деятельности.
Пословица – всем делам помощница.
Произнести полный текст пословицы.
1. Терпенье и труд (все перетрут)
2. Красна птица пением, (а человек умением)
3. Делу время - (потехе час)
4. Закончил дело - (гуляй смело)
5. Дерево сильно корнями, а человек (делами)
6. Кто любит трудиться, тому (без дела не сидится)
7. По труду и (награда)
8. Дело мастера (боится)
9. К большому терпенью придет и (уменье)
10. Труд не кнут, а человека (подгоняет)
1. По принятой классификации профессий профессия менеджера относится к классу профессий: (Б)
А) Человек – природа
Б) Человек- человек
В) Человек – техника
Г) Человек - знаковая система
Д) Человек – художественный образ
2. Что понимается под квалификацией специалиста? (Г)
А) уровень образования
Б) состояние здоровья
В) большой стаж работы по специальности
Г) образование и практический опыт
3. При выборе профессии наиболее важны: (Г)
А) советы родителей
Б) советы друзей
В) реклама профессии
Г) соответствие профессии возможностям человека
4. Что такое профессиональная пригодность? (В)
А) хорошее здоровье
Б) острый ум
В) взаимное соответствие возможностей человека и его профессии
Г) способность быстро приспосабливаться
5. Выберите из предложенного ряда типичные ошибки при выборе профессии: (А,Б)
А) выбор «за компанию»
Б) близость учебного заведения к месту жительства
В) востребованность данной профессии
Г) соответствие профессии возможностям человека
Что может повлиять на Ваш выбор той или иной профессии или специальности?
(не более 3 вариантов):
- Совет или настояние родителей (17%)
- Совет педагога школы (8 %)
- Совет, рекомендации профконсультанта (8 %)
- Соответствие собственным склонностям и способностям (50%)
- Выбор этой профессии друзьями (8 %)
- Большая вероятность трудоустройства (17%)
- Популярность профессии в обществе (8%)
- Возможность продолжить семейную традицию (0%)
- Востребованность профессии на рынке труда (17 %)
- Возможность получать высокую заработную плату (66%)
- Возможность бесплатного обучения (17 %)
- Состояние здоровья (25 %)
- Другое ____(8%)_____