Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Классный час в 9 классе «В мире профессий»

Дата публикации: 2018-05-02 10:36:27
Статью разместил(а):
Гизуллина Альфира Фаттаховна

Классный час в 9 классе

«В мире профессий»

Автор: Гизуллина Альфира Фаттаховна

МАОУ "СОШ села Красный Ключ", Нуримановский район Республики Башкортостан

Цель:  Расширить знания учащихся о мире профессий, формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии

2. Информировать учащихся  о мире профессий, о качествах, присущих людям тех или иных профессий, достоинствах и недостатках профессий.

3. Определить  расположенность обучающихся к категориям профессий.

 

Оборудование: фото с изображением профессий, презентация, поговорка «Все работы хороши – выбирай на вкус»

 

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный классный час.

У нас сегодня – гости!  Поприветствуем наших гостей! Поприветствуем друг друга!

Ребята! Вы разглядели  фото на доске, почитали надписи, сделанные мною, но я хочу классный час наш начать с неожиданного для вас вопроса.

Что такое счастье? (ответы учащихся)

Как вы думаете, связано оно с темой нашего занятия? Какая связь?

 Любой современный предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на них, учитывать перспективы роста. Очень скоро  перед вами встанет задача – выбор профессии. Некоторые из вас уже выбрали дело по душе, а другие, я надеюсь, сегодня определятся в выборе. И в этом вам должна помочь наша игра. Вы познакомитесь глубже с некоторыми профессиями.

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но современная жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.

Сейчас попрошу вас назвать профессии, известные вам, только не повторяясь. (Каждый учащийся называет по одной профессии)

Молодцы!

Скажите, ребята, а где можно узнать о профессиях? (Ответы детей).

Если вас заинтересует какая либо профессия, на какие вопросы вы будете искать ответы? Сформулируйте, пожалуйста, эти вопросы.

Учащиеся формулируют вопросы.

Учитель приводит интересные сведения о «самых редких» профессиях.

Учитель: 

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:

"человек - природа" (садовод, животновод)

"человек - человек" (переводчик, адвокат)

"человек - техника" (слесарь, пилот)

"человек - художественный образ" (пианист)

"человек - знаковая система" (программист, экономист)

Помогите продолжить данный список профессий.

Молодцы!

Теперь каждая группа получает задание  №1 «Анограмма». В названии профессии переставлены буквы.  Учащиеся называют свои слова.

Вы должны определить к какой категории из 5 она относится? Почему? (Работаем в группе, сообща готовим ответ).

Справились прекрасно! (ПОВАР , ВРАЧ,  ВОДИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ).

Знакомы профессии?

Теперь мы попробуем представить себя людьми этих профессий.

Группы будут называться: «ПОВАРА», «ВРАЧИ», «ПРОДАВЦЫ», «ВОДИТЕЛИ». Группы получают вывеску с названием профессии.

Когда вместе собираются люди одной профессии, как их можно назвать?  (Коллеги, коллектив)

В коллективе как нужно себя вести?

Задание  №2 для всех четырех коллективов профессионалов.

Назовите, какими качествами нужно обладать, какими умениями, чтобы работать в данной профессии? Почему? Можно назвать личностные качества.( 3-4 качества назвать)

Молодцы!

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно знать свои способности, возможности, склонности, желания, но важно, чтобы знания о профессии были объективными.

 Задание №3  для групп. Назвать плюсы и минусы профессии.

Можно записать на листочках. Минута на выполнение задания!

Работаем дружно в своих коллективах! Заранее можно решить, кто от имени коллектива будет выступать.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Молодцы!

Учитель. Мы узнали  о профессиональных умениях, качествах, способствующих выбору определенной профессии, плюсы и минусы профессий, теперь попробуем с помощью теста определить свою расположенность к той или иной профессии.

Задание №4 Тестирование  «Ты и твоя профессия» (учащиеся получают индивидуальные карточки с вопросами теста, выполняют задания теста)

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы: 

а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей. 

2. Из трех подарков вы предпочли бы: а)      удочку, набор для вышивания; б)  коньки или лыжи;  в)  турпутевку или билет на интересное представление. 

3. Отправляться в путешествие лучше всего:  а)  в одиночку; б) с семьей или друзьями; в)      с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей. 

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:   а)   почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;  в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх. 

5. В свое свободное время вы любите:  а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;   б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в)  заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино. 

Учитель: Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

От 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим числом людей 

От 8 до 12 баллов - вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании 

От 12 до 15 баллов - в вас огромный потенциал энергии и сил, которой хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. 

Рефлексия:

Я узнал сегодня…

Полезного я сегодня извлёк …

Я возьму с собой сегодня…

Подведём итог нашей беседе. Чтобы выбор профессии был удачен нужно?

1. Изучить хорошо профессию.

2. Изучить хорошо себя

3. Сделать выбор и следовать настойчиво к исполнению  поставленной цели.

Заключительное слово учителя:

Однажды на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встает перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я желаю вам правильного выбора профессии. Спасибо всем за внимание! За активное участие в мероприятии!

 

Дополнительный материал.

Задание разминки состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

Профессии уже распределены по группам. Ведущий называет профессию из этого списка, обращаясь к командам по очереди.

  • "Человек - художественный образ":

скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист. 

Психологом нашей школы среди обучающихся 9-х классов проводилось тестирование по профориентации. По данным около 5% девятиклассников нашей школы выбирают область искусства.

Поднимите руку, кто выбрал данную сферу деятельности.

  • "Человек - природа":

инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод. 

По данным психолога около 25% девятиклассников выбрали область природы.

Среди присутствующих есть ребята, кто выбрал данную область деятельности?

  • "Человек - техника":

Электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот. 

По данным психолога около 22% девятиклассников нашей школы выбирают технические специальности.

  • "Человек - человек":

секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый. 

По данным психолога около 20% девятиклассников выбрали работу в общественной сфере деятельности.

  • "Человек - знаковая система":

оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик. Фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист. 

 

По данным психолога около 18% девятиклассников нашей школы выбирают работу в научной сфере деятельности.

Пословица – всем делам помощница.

Произнести полный текст пословицы.

1. Терпенье и труд (все перетрут)

2. Красна птица пением, (а человек умением)

3. Делу время - (потехе час)

4. Закончил дело - (гуляй смело)

5. Дерево сильно корнями, а человек (делами)

6. Кто любит трудиться, тому (без дела не сидится)

7. По труду и (награда)

8. Дело мастера (боится)

9. К большому терпенью придет и (уменье)

10. Труд не кнут, а человека (подгоняет)

 

1. По принятой классификации профессий профессия менеджера относится к классу профессий: (Б)

А) Человек – природа

Б) Человек- человек

В) Человек – техника

Г) Человек - знаковая система

Д) Человек – художественный образ

2. Что понимается под квалификацией специалиста? (Г)

А) уровень образования

Б) состояние здоровья

В) большой стаж работы по специальности

Г) образование и практический опыт

3. При выборе профессии наиболее важны: (Г)

А) советы родителей

Б) советы друзей

В) реклама профессии

Г) соответствие профессии возможностям человека

4. Что такое профессиональная пригодность? (В)

А) хорошее здоровье

Б) острый ум

В) взаимное соответствие возможностей человека и его профессии

Г) способность быстро приспосабливаться

5. Выберите из предложенного ряда типичные ошибки при выборе профессии: (А,Б)

А) выбор «за компанию»

Б) близость учебного заведения к месту жительства

В) востребованность данной профессии

Г) соответствие профессии возможностям человека

 Что может повлиять на Ваш выбор той или иной профессии или специальности? 

(не более 3 вариантов):

  1. Совет или настояние родителей (17%) 
  2. Совет педагога школы (8 %) 
  3. Совет, рекомендации профконсультанта (8 %) 
  4. Соответствие собственным склонностям и способностям (50%) 
  5. Выбор этой профессии друзьями (8 %) 
  6. Большая вероятность трудоустройства (17%) 
  7. Популярность профессии в обществе (8%) 
  8. Возможность продолжить семейную традицию (0%) 
  9. Востребованность профессии на рынке труда (17 %) 
  10. Возможность получать высокую заработную плату (66%) 
  11. Возможность бесплатного обучения (17 %) 
  12. Состояние здоровья (25 %) 
  13. Другое ____(8%)_____

.  .  .